Зарубежный опыт государственного регулирования экономики (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ    6
1.1. Европейская школа государственного регулирования экономики    6
1.2. Американская школа государственного регулирования  экономики    19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ    31
2.1. Общая характеристика государственного регулирования экономики за рубежом    31
2.2. Основные проблемы государственного регулирования экономики в зарубежных странах    43
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ    58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    92

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов  многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов различные экономические рычаги, такие, как финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.

В условиях административно-командной системы управления народным хозяйством в СССР государство также применяло экономические регуляторы с целью обеспечения планомерного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства для повышения социально-культурного уровня граждан, обеспечения обороны страны, содержания органов государственной власти и управления.

Плановое хозяйство не исключает использование экономических категорий в управлении обществом, хотя в значительной степени, как показала история развития Советского Союза, при усилении административных методов воздействия на производственные процессы тормозится развитие экономики, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на состоянии всех остальных сфер общественной жизни.

Переход России в конце 90-х годов прошлого столетия к рыночной экономике должен был бы дать значительный дополнительный импульс в развитии общества, если бы не негативные явления, произошедшие в связи с проведением Правительством России политической линии, не учитывающей интересы большинства граждан страны, ее национальную безопасность. Общественное производство и развитие всего общества было отброшено далеко назад.

Страна и ее граждане после распада СССР вынуждены были испытать все отрицательные последствия нарождающегося капитализма: разруху, безработицу, нищету, беззаконие, военные конфликты и т.д. Государственное регулирование экономикой было фактически парализовано. Анализ периодической литературы за девяностые годы прошлого столетия, когда особенно активно отрицалась необходимость государственного воздействия на экономику, показал, что Правительство России в тот период не только не учитывало мнение многих российских и видных зарубежных экономистов, но и пренебрегло многолетним опытом развития ведущих стран мира, доказывающим, что без государственного регулирования не может развиваться и рыночная экономика [2, c.13].

Сторонники "шоковой терапии" отрицали необходимость государственного регулирования экономикой, полагаясь на саморегулирование рынка. Только после провала "шоковой терапии" в России, стало очевидно, что и в условиях развития рыночной экономики государственное регулирование должно сохраниться. Однако формы и методы воздействия государства на экономику общества меняются в зависимости от социально-экономических условий его развития.

В литературе справедливо отмечается, что в результате "псевдодемократических преобразований, проведенных в 90-е годы XX в., в стране был утрачен контроль над национальными ресурсами. За короткий период они были в массе своей присвоены узким кругом лиц, использованы и вывезены за границу. На низкий уровень упало производство, благосостояние населения. "Теневая экономика" согласно различным подсчетам составляла от 40 до 90%. Национальной безопасности России был нанесен огромный ущерб" [3].

Потребовалось более десятилетия, чтобы несколько стабилизировать обстановку в стране. Однако вместе со стабилизацией появились обвинения со стороны западных политиков и бизнесменов в слишком активном вмешательстве российской власти в экономику страны на современном этапе.   В такой обстановке зарубежный опыт в области государственного регулирования национальной экономики представляет несомненный интерес, что обуславливает актуальность данной работы.

Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики изучали следующие зарубежные ученые и исследователи:  М.  Блауг, Л. Вальрас, Р. Вернон, Дж. М. Кейнс, А. Лаффер, С.Б. Линдер, П.Х. Линдерт, Р. Лукас, А. Маршалл, Дж. С. Милль, В. Ойкен, Паретто, М. Пебро, Ф. Пигу, Дж. Робинсон,  Т. Сарджент, С. Фишер и другие.

Среди отечественных экономистов, занимающихся проблемами государственного регулирования экономики следует выделить таких ученых, как И.М. Албегова, С.В. Брагинский, В.Б. Буглай, Е.Н. Ведута, А.П. Киреев, В.М. Коллонтай, Е.Л. Леонтьева, А.Я. Лившиц, В.Л. Лунев, В.П. Орешин, К.А. Семенов, А.В. Сидорович, Соколов В.В., И.П. Фаминский, В.И. Фомичев, А.Ю. Френкель и другие.

Целью работы является изучение различных аспектов зарубежного опыта государственного регулирования экономики.

Для достижения цели в работе были  поставлены следующие задачи:

- изучить различные аспекты теоретического подхода к государственному регулированию экономики в зарубежных странах на примере европейской и американской школ;

- проанализировать эффективность государственного регулирования экономики в зарубежных странах;

- изучить основные методы совершенствования государственного регулирования экономики на современном этапе.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1.1. Европейская школа государственного регулирования экономики


Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями государства в экономики занимали умы ученых с самого возникновения экономической науки. В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему.

При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства - был ли это период мира или войны, бурного экономического роста или затяжного циклического кризиса, галопирующей инфляции или дефляции и др.

В процессе эволюции воззрений экономистов на вопросы регулирования экономических процессов в прошлом столетии в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования, получившие название кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианисты исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому поощряется активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики [22, c.31].

В основе концепции монетаризма, лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

Первая экономическая школа - меркантилизм сложилась в конце XVI века и развивалась до середины XVIII века в период первоначального накопления капитала. Меркантилизм следует рассматривать как предысторию экономической науки [22, c.32].

Меркантилисты считали основным источником богатства торговлю, а деньги, золото, серебро и драгоценности - истинным сокровищами. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег (естественно, полноценных - золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Поэтому представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики.

Теория раннего (или денежного) меркантилизма предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране.

Среди этих мер - запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой; создание "складочных мест" для торговли иностранными товарами. Все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства [19].

В тот период, предлагавшийся ими и осуществлявшийся европейскими государствами комплекс мер способствовал становлению рыночной капиталистической системы.

Идеи меркантилизма получили распространение преимущественно в западноевропейских странах - Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии и др.

Однако, накопление богатства как самоцель, оказало негативное влияние на многие страны. В частности, Испания и Португалия, караванами перевозившие через Атлантику латиноамериканское золото, оказались в глубоком экономическом застое, который в последствии экономисты назвали "позолоченная бедность".

Со второй половины XVI в. развивается и достигает расцвета в XVII веке так называемый поздний (или мануфактурный) меркантилизм. Это было

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить