Защита прав человека международными должностными лицами (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ    5
1.1. ООН и охрана прав человека    5
1.2. Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы    9
1.3. Институт Уполномоченного по правам человека    15
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    20
2.1. Проблемы правового регулирования институт российского Уполномоченного по правам человека    20
2.2. Правовое регулирование института Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл  31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    39

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Конституция России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция нашей страны исходит из того, что права и свободы человека незыблемы и никакие другие ее положения не могут им противоречить. Защита государственными органами и институтами, в том числе и внесудебными, прав и свобод основывается на конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации[1].

Главенствующими и определяющими в системе государственной защиты прав и свобод в правовом государстве являются органы судебной власти, прямое и непосредственное назначение которых - защита законности, прав и свобод человека и гражданина, составляющих самую основу права. Однако на практике судебное производство для многих граждан очень дорогостоящее, кроме того, рассмотрение дел в судах растягивается на многие месяцы, даже годы, что не позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права граждан. Все более актуальное значение в современной судебной системе приобретает борьба против практики несвоевременного исполнения решений суда, вступивших в законную силу, либо неисполнение их вообще.

Данная проблема приобретает массовый характер. Так, 27 февраля 2006 г. в десяти регионах России прошла акция "Получи свое у государства!", которую инициировала Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций АГОРА. Правозащитники поставили перед собой задачу помочь россиянам, столкнувшимся с неисполнением решений судов, добиться их реального исполнения, наказать виновных государственных служащих, получить деньги за причиненный вред. В ходе проведения акции правозащитники выявили общую задолженность по неисполненным судебным решениям. С учетом только обратившихся в правозащитные организации граждан (свыше 700 человек), эта сумма превысила 5 млн рублей[2].

В этой связи очень важным для защиты и восстановления прав и законных интересов граждан, и становления гражданского общества в целом, является деятельность внесудебных органов правозащиты. Во всех демократических государствах, в развитой системе несудебных форм правовой защиты, одно из центральных мест занимает институт парламентского омбудсмена (Уполномоченный по правам человека), основным назначением которого является защита и восстановление нарушенных и ущемленных прав личности. Данный институт в сравнении с другими правозащитными организациями обладает наиболее действенными полномочиями в восстановлении прав и интересов человека и гражданина.

Объектом исследования являются права человека и правовые способы их защиты.

Предметом исследования выступают международные и отечественные законодательные нормы в сфере защиты прав человека.

Целью работы является изучение защиты прав человека международными должностными лицами.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность и виды защиты прав человека международными должностными лицами;

- исследовать законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

1. Сущность и виды защиты прав человека международными должностными лицами

1.1. ООН и охрана прав человека

 

Одной из целей ООН является достижение международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Правовой основой деятельности ООН является Устав — международный договор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире[3].

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занимаются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет. В частности, согласно ст. 13 Устава ООН одной из функций Генеральной Ассамблеи является организация исследований и вынесение рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Пункты, касающиеся прав человека, обычно передаются на рассмотрение в Социальный комитет ЭКОСОС, в котором представлены все его 54 члена. В то же время некоторые пункты рассматриваются на пленарных заседаниях без передачи их в Социальный комитет. В соответствии со ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС может делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Также он может созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, касающимся прав человека. Согласно ст. 68 Устава ООН Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека[4].

В целях оказания содействия при рассмотрении пунктов, касающихся прав человека, ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека, в свою очередь, создала Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Комиссия ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. Она была создана ЭКОСОС в 1946 г. и с тех пор проводит ежегодные сессии. В 1947 г., когда Комиссия начала свою работу, ее единственной задачей была разработка Всеобщей декларации прав человека, принятой год спустя 10 декабря 1948 г.

В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947-1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека[5] образуют так называемый Международный билль о правах человека.

В этот период времени Комиссия не занималась вопросами, связанными с рассмотрением сообщений о нарушениях прав человека. Однако в 1967 г. ЭКОСОС принял резолюцию № 1235, которая наделила Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара (Процедура 1235). Комиссия по правам человека состоит из представителей 54 государств - членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период.

 


[1] Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 2009.- № 7.

[2] Дадашева М.Д. Проблемы законодательного урегулирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  // Гражданин и право.- 2006.- N 10.- С. 21.

[3] Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Устинов В.В.  Международное публичное право: учеб.- М.: Изд-во Проспект, 2005.- С. 247.

[4] Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. - С. 143.

[5] Всеобщая декларация прав человека // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- № 12.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить