Адаптация младших школьников в начальный период обучения (диплом)

Содержание

Введение................................................................................................. 3

глава 1. теоретические особенности адаптации младших  школьников в начальный период обучения В ШКОЛЕ................ 8

1.1. Разработка проблемы адаптации и дезадаптации в младшем школьном    возрасте  в   трудах   отечественных и зарубежных авторов........................... 8

1.2. Проявление эмоциональных расстройств у младших школьников как фактор дезадаптации................................................................................................... 20

1.3. Педагогические условия профилактики эмоциональных расстройств у младших школьников в период адаптации к школе...................................................... 33

глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.............. 43

2.1. Диагностика эмоциональных расстройству детей в период адаптации к обучению в школе........................................................................................... 43

2.2. Анализ результатов исследования.................................................. 48

2.3.  Психолого-педагогическая Программа коррекции и профилактики эмоциональных расстройств в группе младших школьников....................... 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 80

Список использованной литературы.................................... 85

Приложение......................................................................................... 89

Введение

Интенсивное развитие страны невозможно без роста творческо­го и нравственного потенциала ее граждан, без развития их актив­ности и способностей. Формирование этих и других качеств происхо­дит прежде всего в школьные годы. Именно поэтому сейчас на пер­вый план работы школы выходят задачи развития и формирования лич­ности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечиваю­щих развитие творческих способностей каждого школьника.

Актуальность исследования: поступление в школу и начальный этап обучения вызывают пе­рестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первок­лассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиоло­гических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Тради­ционная система образования не способна обеспечить соответствую­щий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологически­ми и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает раз­бираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирова­ние личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".

В отечественной психологической и педагогической литерату­ре особенно подчеркивается сложность и значимость периода, свя­занного с адаптацией ребенка к школе. Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И.Божович, Л.А.Венгера, С.М.Громбаха, И.В.Дубровину, Е.Е.Кравцову, В.Е.Кагана, В.С.Мухину, Р.В.Овчарову, Д.Б.Эльконина и др.

Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в послед­ние годы для описания различных проблем и трудностей, возникаю­щих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - зат­руднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти откло­нения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разны­ми нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофре­нией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведе­ния, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Особенностью детей младшего школьного возраста является без­граничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчине­ние и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авто­ритет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оцен­ки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.

Самым общим показателем готовности ребенка к школе является устойчивое положительное эмоциональное отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно перейти к новым требованиям, если интерес к учению упрочился, в этом случае можно судить о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.

Еще одна сторона эмоционального отношения к обучению в школе относится к сфере самосознания личности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что в этом возрасте происходит открытие ребенком своих переживаний - возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе и самооценка.[11, с.269]

Несмотря на то, что проблема школьной дезадаптации рассматривалась многими авторами, все еще недостаточно разработок, посвященных проблеме педагогической и психологической коррекции эмоциональных расстройств школьников в период их первичной адаптации к школе. В исследованиях, посвященных коррекции и профилактике школьной дезадаптации, при констатации сложности структуры, факторов риска, ребенок как объект коррекции рассматривается часто либо вне социально-педагогической ситуации, либо вне вос­питательного микросоциума, либо вне его индивидных или субъ­ектных особенностей.

Недостаточная разработанность проблемы педагогической профилактики эмоциональных расстройств у детей в период адаптации к школе обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования является эмоциональная сфера младших школьников в период адаптации к школе.

Предмет исследования: профилактика эмоциональных расстройств в период адаптации к школе в младшем школьном возрасте.

Целью данной работы является рассмотрение психологических аспектов адаптации в школе, особеннос­тей  проявления эмоциональных расстройств и возможность их профилактики в младшем школьном возрасте. Для этого в  работе поставлены следующие задачи:

изучить понятие адаптации и дезадаптации, основные особенности ее проявления;

исследовать психические и пси­хологические особенности детей младшего школьного возраста;

провести диагностические исследования, определяющие особенности эмоциональной сферы в период адаптации к обучению в школе младших школьников;

разработать и апробировать программу педагогической профилактики эмоциональных расстройств с целью устранения дезадаптации младших школьников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при своевременной психолого-педагогической профилактике и коррекции можно успешно адаптировать младших школьников к школьному обучению.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили системно-деятельностный подход, учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребен­ка, развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- наблюдение;

- тестирование исследуемых;

- математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой), исследование тревожности (методика Р.Тэммл-М.Дорки-В.Амен); исследование школьной тревожности по методике Филипса; цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг); выявление школьных страхов методом неоконченных предложений.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети 1 класса средней школы №11 в количестве 20 человек и дети старшего дошкольного возраста детского сада «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности не только познавательного, но и эмоционального характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, однако разработок по данной проблеме еще недостаточно, поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для родителей.

Кроме того, в нашей работе будет сделан акцент на прикладной аспект данной проблемы, а именно представлена авторская программа коррекции дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста, другой практический материал для психологов, учителей, родителей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции, методы диагностики помогут педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать дезадаптацию детей на первых годах обучения в школе.

Список использованной литературы

  1. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии- 1978.- № 4.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976..-112 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика.- 1968.-230 с.
  4. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у  советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951. -Вып. 36.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Наука.-1990.-430 с.
    1. Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в до­школьном возрасте: Сообщение I, II // Новые исследования в психологии. 1978. №1 (18); № 2 (19).
  6. Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.-109 с.
  7. Венгер А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии.- 1979.- № 1 (20).
  8. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Раз­витие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.-190 с.

10. Венгер А. Л. Психологические особенности 6-летних детей // Обучение детей с 6-летнего возраста. М., 1985.-187 с.

11. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984.-348 с.

12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т, М., 1982—1984. Т. 2, 3, 4.

13.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.-187 с.

14.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.- 286 с.

15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М.: Наука.- 1981.-234 с.

16. Диагностика школьной дезадаптации.  М.: Социальное здоровье России.-1993.-280 с.

17.Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1986. Т. I, II.

18. Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе детей шести­летнего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.-24 с.

19.Каляпина Т.Ю. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса//Начальная школа.-1996.-№8.-С.9-16

20.Караковский В.А. Любимые мои ученики., 1987.-87 с.

21. Кошелева А. Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у де­тей дошкольного возраста. М., 1986.-230 с.

22. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологи­ческая готовность к школе.- М.: Педагогика.- 1987.-190 с.

23.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу­чению в школе. М.:Педагогика.- 1991.-189 с.

24.Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса//Начальная школа.-1996.-№8.-С.9-16

25. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика.- 1971.-260 с.

26. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. I, II.

27.Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.-450 с.

28.Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и раз­личное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.-290 с.

29. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.-179 с.

30.  Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы учебной деятельности младших школьников. М., 1962.-86 с.

31.  Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. М., 1948.- Вып. 14.

32.Марцинковская Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей. М.,1997.-59 с.

33. Матис Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.-170 с.

34.  Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Наука.- 1984.-246 с.

35. Мир детства: младший школьник.- М.: Педагогика.- 1988.-320 с.

36. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Педагогика.- 1986.-299 с.

37.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.:Наука.-1960.-428 с.

38.  Недоспасова В. А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятель­ности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М. 1976.-260 с.

39. Нежнова Т. А., Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Ди­агностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. –109 с.

40.Немов Р.С. Психология. Кн.2,3  М.,1995.-540 с.

41.Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошколь­ного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольни­ков. М., 1965.

42.Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе.  М.: Сфера.- 1996.-216 с.

43.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.-М., 1989.- 190 с.

44.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М.,1981.-420 с.

45. Пиаже Ж. Избр. психол. тр. М., 1969.

46.Пивоварова Г.Н. Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личных особенностей детей// Медицинские проблемы формирования личности. М., 1978.-180 с.

47.Поливанова К. Н. Психологические предпосылки формирования действия контроля в учебной деятельности младшего школьника // Новые исследования в психологии.- 1983.- № 1 (28).

48. Понарядова Г.М.  О внимании младших   школьников с различной ус­певаемостью// Вопросы психологии.- 1982.- №2

49.Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К.Тутушкиной. М.:Дидактика плюс.-2000.-432 с.

50.Рабочая книга школьного психолога. / Под ред.  И.В.Дубровиной. М.: Педагогика.- 1991.-430 с.

51. Репкин В. В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьковского уни­верситета: Психология. -1976.- Вып. 9.

52. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной дея­тельности младших школьников// Вопросы психологии.- 1983.- №1

53. Рубцов В. В. Совместная деятельность школьников при усвоении теоретических понятий (на материале физики) // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.-170 с.

54. Рузская А. Г. Особенности общения детей 2—7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.-177 с.

55.Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации детей и подрост­ков. М., 1972.

56.Силвестру А. И. Роль общения со сверстниками в формировании у до­школьников представления о своих возможностях // Исследования по пробле­мам возрастной и педагогической психологии. М., 1978.-119 с.

57.Славина Л.С.  Индивидуальный подход к неуспевающим и недисцип­линированным ученикам М., 1958.-217 с.

58. Совершенствование обучения младших школьников /Под ред. А.М. Пышкало. М.,1984.-340 с.

59. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитиии творческого мышления младших школьников// Вопросы психологии.- 1986.- №1

60.Филиппова Е. В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет // Диагностика учебной деятельности и интел­лектуального развития детей. М., 1981.-107 с.

61.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика.- 1960.-456 с.

62. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. -1971.- № 4.

63. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966.- 290 с.

Заказать диплом