Агрессивное поведение детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста (диплом)

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты особенностей агрессивности подростков и ее влияния на взаимоотношения в подростковой группе...................................................... 7

1.1. Рассмотрение понятия «агрессия» и «агрессивность» в ряде теорий зарубежных и отечественных исследователей........................................................................... 7

1.2. Теории агрессии......................................................................................... 10

1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте........ 24

1.4. Влияние агрессии  на межличностные отношения в учебных группах.... 32

2. Диагностика и коррекция агрессивности у подростков......................... 40

2.1. Организация и методы исследования........................................................ 40

2.2. Результаты исследования уровня агрессивности и ее влияние на взаимоотношения в группе................................................................................................................ 44

Выводы и предложения....................................................................... 70

Заключение................................................................................................. 70

Список использованной литературы........................................ 73

Приложение................................................................................................. 77

Введение

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Особенно острой, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблемой является психическое разви­тие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей — в домах ребенка, детских домах и интернатах.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье,— всегда нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т. п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей — матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

Однако особенно негативным социальным фактом является то, что в усло­виях мирного времени, при достаточном в целом уровне материаль­ной обеспеченности всех слоев нашего общества в дома ребенка, детс­кие дома и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Анализ состава детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены роди­тельских прав, где одинокие родители не воспитывают своих детей или отказались от родительских прав при рождении ре­бенка; дети родителей, не дееспособных по болезни, и родите­лей, находящихся в заключении, сироты и подкидыши.

Это свидетельствует о низком нравственном уровне мно­гих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении к беззащитному маленькому человеческому существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благо­приятные условия для всестороннего и полноценного развития.

Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духов­ных ресурсов, необходимых для выживания и развития каждого ребенка. Социально обездо­ленные — это те, кто живет в особо трудных условиях: ребята, оставшиеся без попечения родителей (сироты, дети, у которых отец или мать лишены родительских прав либо отказа­лись исполнять свои обязанности, безнадзор­ные и бездомные); инвалиды или имеющие недостатки в психическом и физическом раз­витии; жертвы вооруженных и межнациональ­ных конфликтов, экологических катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужден­ные переселенцы и беженцы); жертвы насилия (в том числе и те, кто подвергся жестокому обращению в семье); несовершеннолетние, отбывающие уголовное наказание за совер­шенные преступления в местах лишения сво­боды, а также подростки, оказавшиеся в труд­ной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

В последние годы психологи всех стран оза­бочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учрежде­ниях интернатного типа. Что­бы воспитание и развитие детей, оставшихся без родителей стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созда­нию условий, способствующих психическому развитию и формирова­нию личности детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи признают доминирующую роль социо-культурных и психолого-педагогических факторов в развитии ре­бенка, особо выделяя при этом роль совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, обучения, воспитания и активности самого ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, В.С.Мухина и др.). Они обращают внимание на то обстоятельство, что не всякое обще­ние с окружающими, обучение и воспитание носят развивающий характер. Эти процессы эффективны при условии учета особенно­стей развития ребенка, гуманного к нему отношения и создания благоприятных условий для проявления его собственной активно­сти.

Одним из нарушений в поведении современных детей является высокий уровень проявления агрессивных реакций, особенно возрастающий в подростковом возрасте.

Проблема агрессивности в психологии, педагогике, социологии и других науках в последнее время все чаще выходит на первый план. И свя­зано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, на­правленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства).

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[13] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс. В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Агрессия изучается не только в психологии, ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

Одним из актуальных вопросов является изучение вопроса агрессивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие родительского внимания у детей серьезным образом сказывается на дальнейшем развитии ребенка, в том числе вызывает различные формы агрессивного поведения.

Проблема особенностей личности и поведения подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.)

Далеко не все стороны проблемы в подростковом возрасте изучены на сегодняшний день. Однако накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Однако в психологической литературе данной проблеме уделяется недостаточно внимания, что и обусловило выбор темы дипломной работы.

Объект исследования: особенности проявления агрессивности у подростков.

Предмет исследования: агрессивное поведение детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста.

Цель работы состоит в выявлении агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся вне семьи, отношение сверстников к агрессивным подросткам, а также и изучение влияния Программы коррекции агрессивности на снижение агрессивности у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Выявить клинико-психологические характеристики и особенности проявления агрессии у подростков, воспитывающихся вне семьи.

3. Провести диагностические исследования с целью выявления агрессивности у подростков, воспитывающихся в различных условиях.

Гипотеза: мы предполагаем, что у подростков, воспитывающихся вне семьи, агрессивность значительно выше, чем у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, и с помощью коррекционной программы специальных мероприятий можно снизить агрессивность у под­ростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Методологической основой исследования является теория социального научения А.Бандуры, теория возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме подросткового возраста.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

наблюдение за подростками;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования в данной работе стали: исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка, исследование агрессивности по методике Басса-Дарки, исследование агрессивности и враждебности по методике Кука-Медлей, исследование агрессии как реакции на фрустрацию по методике Розенцвейга.

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 50 подростками, из которых 25 – воспитанники детского дома и 25 подростков - учащимися лицея.

Новизна исследования: в настоящее время в научной литературе достаточно публикаций, касающихся особенностей подросткового возраста, однако в настоящее время не достает практических исследований об особенностях агрессивности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость исследования: Изучение особенностей проявления агрессивности личности в подростковом возрасте может быть использовано педагогами и психологами для эффективного воспитательного процесса, устранения барьеров общения.

Список использованной литературы

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера.// Нарушения поведения у детей и подростков. М.:Медицина.-1981.- 159 с.

3.Афанасенко Е. И.. Каиров И. А. Пять лет школам-интернатам. М., 1961.-223 с.

4. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.

5.Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. -1999.- № 3.- С. 140-147.

6.Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.

7.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002.- 119 с.

8.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.

9.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 240 с.

10.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.

11.Буева Л. П. Реабилитация воспитания //Учительская газета. — 1999. — №32.

12.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.:Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

14.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

15.  Васильева О.С.,  Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

16.Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

17.Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.

18. Волкова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111

19.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

20.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

21.Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

22.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 1998.-119 с.

23.Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение в агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал.-1999.- Т.20.-№4.-С.96-101

24.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. С-требелевой. — М.: Полиграфсервис, 1998. - 336 с.

25.Дети социального риска и их воспитание. Учебно-ме­тодическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. —с. 144.

26.Диагностические особенности психического развития у подростков  с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

27.Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.

28.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1998.- 480 с.

29.Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

30.Зенковский В.В. Психология детства. - М., Академия, 1995. - 350 с.

31.Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.

32.Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников дет­ского дома. — М.: Просвещение, 1990.

33. Колесников А.Н. Коварство мифов. Деградация лично­сти — распад страны //Учительская газета.— №10 — 16.03.99. Спецвыпуск: «Учительская газета против наркотиков»

34. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.

35.Кон И.С. Открытие «я». М.:Просвещение,1978.-366 с.

36.Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

37.Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобра­зовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей // Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: ИСПиП, 2000,54 с.

38.Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 2001. - 165 с.

39.Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.

40.Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Феникс.- 1997.-416 с.

41.Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

42.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1983. - 420 с.

43.Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

44.Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

45.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. - 97 с.

46.Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогичес­кая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование, 2001, №7, с. 185—189.

47.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999.

48.Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -2001.- № 3. -С. 61—68.

49.Петровский А.В. Психология личности. М.:Педагогика,1991.-420 с.

50.Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Ли­шенные родительского попечительства.— М., 1991, с. 223.

51.Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. М.:Педагогика.-1990.- 289 с.

52.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мо­ниторинга). / Под ред. Л. М. Шипицьшой. — СПб., 1996.

53.Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.

54.Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.

55.Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Байбородо-вой Л. В. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический универ­ситет им. К. Д. Ушинского, 1997. - 196 с.

56.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб 2000.

57.  Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 2001.- № 4.- С. 139—144.

58.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

59.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

60.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 1992. - №5-6. - С.35-40.

61.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

62.Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

63.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

64.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 20013.- 290 с.

65.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.

66.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум», -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

67.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С.334

68.Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности. - М.: Прогресс. 1990. - С. 146-168.

69.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

70.Щербинина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

71.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1990. - 197 с.

72.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.:Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Заказать диплом