Агрессивное поведение и акцентуация характера преступников, совершивших насильственные преступления (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

I.  Разработка агрессивности и акцентуации характера в трудах отечественных и зарубежных авторов............................................ 9

2. Психологические особенности  насильственных  преступников............................................................................................................................ 31

3. Особенности агрессивного поведения и акцентуации характера преступников, совершивших насильственные преступления  40

Заключение.............................................................................................. 48

Библиография.......................................................................................... 52

 

Введение

Актуальность темы работы. В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Юридическая психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности и группы осужденных.

В современную эпоху проблема личности преступника приобрела особую актуальность. Отражая общую ситуацию во всех от­раслях научного знания, актуальность именно этой проблемы предопределена прежде всего тем, что без научного познания тех, кто совершает преступления, невозможно эффективно бороться с преступностью в целом.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность.

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Тревожным симптомом является рост числа насильственных преступлений, где в крайних формах проявляются жестокость и агрессивность. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева.

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».  В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[7] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем, одной из которых является изучение агрессивности и акцентуации характера преступников, совершивших насильственные преступления.

Одной из важных характеристик характера в психологии и психиатрии является акцентуация. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, гра­ничащие с патологией.[23, 90]

Учитывая актуальность и практическое значение поднятой проблемы, в работе сделана попытка проанализировать особенности агрессивности и акцентуации характера преступников, совершивших насильственные преступления и дать практические советы и рекомендации для коррекции  их поведения.

Объект исследования – агрессивное поведение и акцентуация характера.

Предмет исследования - агрессивное поведение и акцентуация характера преступников, совершивших насильственные преступления.

Цель исследования - изучение особенностей агрессивности и акцентуации характера преступников, совершивших насильственные преступления и дать практические советы и рекомендации для коррекции  поведения таких преступников.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения и акцентуации характера в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) изучение психологических особенностей личности насильственных преступников;

3) проведение диагностических исследований агрессивности и акцентуации характера преступников, совершивших насильственные преступления;

4) предложения по коррекции агрессивного поведения насильственных преступников.

Гипотеза исследования: Специально подобранный комплекс диагностических методик позволяет выявить причины и особенности агрессивного поведения и акцентуацию характера преступников, совершивших насильственные преступления.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

анализ литературы по проблеме исследования

наблюдение.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается, хотя вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов в ряде работ: Г.М. Андреева, В.В. Знаков,  Л.П. Колчиной, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности посвящены работы Роберта Бэрона и Дэборы Ричардсон «Агрессия».

Вопросами психологических особенностей осужденных  преступников занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Психологии характера посвящали свои работы такие ученые, как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, А.Ф.Лазурский. Проблема формирова­ния характера получила широкое освещение в трудах М.И. Калинина, А.С.Макаренко, И.В.Страхова,    Н.Д.Левитова, В.С.Филатова, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, Л.И.Божовича, Б.М.Теплова, В.С.Мер­лин; акцентуациям и психопатиям характера посвящали свои исследования А.Е.  Личко, Н.Д. Левитов и др. Кроме того, неоценимое зна­чение имеют исследования таких зарубежных психологов, как К.Леон­гард, С.Айзенк, Кэттел, Э.Кречмер, У.Шелдон, Шмишек и др.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры, теория акцентуации характера А.Личко, субъектно-деятельностный подход в психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Заказать курсовую