Агрессивное поведение подростков 1 (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение....................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения.............................................................................................................................. 8

1.1. Понятие агрессии и агрессивности............................................................ 8

1.2. Основные теории агрессивного поведения............................................. 15

2. Исследования особенностей проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте............................................. 33

2.1. Исследование агрессивности как свойства личности подростка............ 33

2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения................... 36

Заключение.............................................................................................. 49

Список литературы.............................................................................. 52

Приложения.............................................................................................. 56

 

Введение

Актуальность темы работы. В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­рехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подрост­ковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кру­гах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных агрессивности человека (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева). В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия» [3]. Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии. Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме. Из зарубежных авторов проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности человека, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуслов­ливает актуальность настоящей работы.

Цель исследования - изучение концепций агрессивного поведения человека.

Задачами работы стали:

  1. Исследование понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных авторов;
  2. Изучение основных концепций агрессивного поведения человека;
  3. проведение диагностических исследований подросткового агрессивного поведения.

Гипотеза исследования: Своевременное проведение диагностической работы способствует выявлению причин и особенностей агрессивного поведения  подростков.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

тестирование;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования:

диагностика состояния агрессии (по тесту Басса-Дарки);

диагностика агрессивности по методике А.Ассингера;

исследование эмоциональных состояний подростков по методике «Несуществующее животное».

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов. К сожалению, многие работы  не отражают специфику социально-экономической, культурно-исторической, психологической реальности народов России.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры.

Экспериментальной базой исследования стали подростки в возрасте 12-13 лет школы №1 г. Йошкар-Ола в количестве 30 человек.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что методы данные результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, воспитателей, родителей.

Новизна исследования заключается в разработке проблемы подростковой агрессивности применительно условиям российской действительности.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

 

1. Андреева Г.М., Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Современная  социальная психология на Западе. М., 1978.

2.  Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993

3.  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

5. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14.- 1986.- № 4.- С. 22-32.

6. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников//Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

7.Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

8. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ, 1996.- С. 267—282

9.Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

10.Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение в агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал.-1999.- Т.20.-№4.-С.96-101

11. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб., 1995.

12. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.- 1995.- №3.- С. 38—45

13.Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Дата-Стром, 1992.

14.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996.- 480 с.

15.Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.

16. Каган И. С., Эткинд А. И. Индивидуальность как объективная и субъективная реаль-ность//Вопр. психологии. 1989.- № 4.- С. 5—15.

17. Лебедев А.Н. Исследование динамики эмоциональ­ного отношения российского потребителя к рекла­ме // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 93-100.

18. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995

19. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 1972.- № 6. -С. 168-173.

20. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука.- 1987.- С. 68—72

21. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Феникс.- 1997.-416 с.

22.Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

23.Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

24. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

25. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.- Череповец.- 1995.

26.  Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. М., 1982. С. 108—117.

27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999. - С.18.

28. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -1994.- № 3. -С. 61—68.

29.Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.

30. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука.- 1987.- С. 132—137.

31. Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 1991.- № 4.- С. 139—144.

32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

33.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

34. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-С.68

35.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 1992. - №5-6. - С.35-40.

36.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

37.Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

38. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С.334

39. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

40. Фрейд З.  Я и ОНО. - Тбилиси, 1991.

41.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.

42. Фрумкин К. Антропофобия (к философии личности). - М.: 1993.-С. 46.

43.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

44.Щербинина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

45. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина.- 1990. -192 с.

Заказать курсовую