Агрессивное поведение подростков (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения подростков.................................................................................................... 8

1.1. Понятие агрессии и агрессивности............................................................ 8

1.2. Основные теории агрессивного поведения............................................. 15

1.3. Социально-психологические причины подростковой агрессивности... 32

2. исследования особенностей проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте............................................. 49

2.1. Исследование агрессивности как свойства личности подростка............ 49

2.2. Результаты исследования агрессивности подростков............................ 56

2.3. Коррекционная работа с подростками для снижения и устранения агрессивности............................................................................................................................ 64

Заключение.............................................................................................. 69

Список литературы.............................................................................. 72

Приложения.............................................................................................. 75

 

Введение

Актуальность темы работы. В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­рехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подрост­ковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кру­гах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных агрессивности человека (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева). В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия» [3]. Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии. Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме. Из зарубежных авторов проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности человека, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуслов­ливает актуальность настоящей работы.

Цель исследования - изучение социально-психологических причин агрессивного поведения подростков.

Задачами работы стали:

  1. Исследование понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных авторов;
  2. Изучение основных концепций агрессивного поведения человека;
  3. проведение диагностических исследований подросткового агрессивного поведения.

Гипотеза исследования: Своевременное проведение диагностической работы способствует выявлению причин и особенностей агрессивного поведения  подростков.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

тестирование;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования:

диагностика состояния агрессии (по тесту Басса-Дарки);

диагностика агрессивности по методике А.Ассингера;

исследование агрессивных реакций (методика Розенцвейга).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов. К сожалению, многие работы  не отражают специфику социально-экономической, культурно-исторической, психологической реальности народов России.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры.

Экспериментальной базой исследования стали подростки в возрасте 8 и 10 класса гимназии №4 г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что методы данные результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, воспитателей, родителей.

Новизна исследования заключается в разработке проблемы подростковой агрессивности применительно условиям российской действительности.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2.  Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993

3.  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

5. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14.- 2006.- № 4.- С. 22-32.

6. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников//Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

7.Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 2007. - №4. - С.65-71.

8. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ, 2006.- С. 267—282

9.Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

10.Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение в агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал.-1999.- Т.20.-№4.-С.96-101

11. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб., 2005. -21 с.

12. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.- 2005.- №3.- С. 38—45

13.Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Дата-Стром, 1992.

14.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996.- 480 с.

15.Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.

16. Каган И. С., Эткинд А. И. Индивидуальность как объективная и субъективная реаль-ность//Вопр. психологии. - 2008.- № 4.- С. 5—15.

17.Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

18.Лебедев А.Н. Исследование динамики эмоциональ­ного отношения российского потребителя к рекла­ме // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 93-100.

19. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 1972.- № 6. -С. 168-173.

20. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука.- 1987.- С. 68—72

21. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Феникс.- 1997.-416 с.

22.Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

23.Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

24. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

25. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.- Череповец.- 1995.

26.  Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. М., 2002. С. 108—117.

27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999. - С.18.

28. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 2004.- № 3. -С. 61—68.

29.Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2007. № 87.4 декабря.- С. 4.

30. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука.- 2007.- С. 132—137.

31. Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 2001.- № 4.- С. 139—144.

32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.- 2006.-Т.17.-№5.-С.3-10

33.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

34. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-С.68

35.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 2002. - №5-6. - С.35-40.

36.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 2001.- № 1.- С. 81—87.

37.Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 2005. - 150 с.

38.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.

39.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - С.334

40. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

41. Фрейд З.  Я и ОНО. - Тбилиси, 1991.

42.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.

43. Фрумкин К. Антропофобия (к философии личности). - М.: 2003.-С. 46.

44.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 2006. - 192 с.

45.Щербинина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

46. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина.- 1990. -192 с.

Заказать курсовую