Агрессивное поведение преступников, совершивших насильственные преступления (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................... 3

Глава I. теоретические аспекты исследования Проблемы агрессивного поведения осужденных, совершивших насильственные преступления........................................................... 9

1.1.     Теории происхождения агрессивности.................................................. 9

1.2. Психологические особенности  насильственных  преступников............ 22

1.3. Особенности агрессивного поведения преступников, совершивших насильственные преступления...................................................................................................... 31

Глава II. Экспериментальное исследование агрессивности преступников, совершивших насильственные преступления  41

2.1. Организация и методы исследования...................................................... 41

2.2. Результаты исследования агрессивности преступников и ее коррекция 46

2.3. Анализ эффективности коррекционной работы по снижению агрессии преступников, совершивших насильственные преступления.................................................... 61

Заключение.............................................................................................. 69

Библиография.......................................................................................... 73

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 77

 

Введение

Актуальность темы дипломной работы. В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Юридическая психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности и группы осужденных.

В современную эпоху проблема личности преступника приобрела особую актуальность. Отражая общую ситуацию во всех от­раслях научного знания, актуальность именно этой проблемы предопределена прежде всего тем, что без научного познания тех, кто совершает преступления, невозможно эффективно бороться с преступностью в целом.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность.

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Тревожным симптомом является рост числа насильственных преступлений, где в крайних формах проявляются жестокость и агрессивность. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривав­ших особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Не­вский и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».  В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[7] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем, одной из которых является изучение агрессивности преступников, совершивших насильственные преступления.

Учитывая актуальность и практическое значение поднятой проблемы, в работе сделана попытка проанализировать особенности агрессивности преступников, совершивших насильственные преступления и дать практические советы и рекомендации для коррекции  их поведения.

Объект исследования – агрессивное поведение человека.

Предмет исследования - агрессивное поведение преступников, совершивших насильственные преступления.

Цель исследования - изучение особенностей агрессивности преступников, совершивших насильственные преступления и дать практические советы и рекомендации для коррекции  поведения таких преступников.

В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) изучение психологических особенностей личности насильственных преступников;

3) проведение диагностических исследований агрессивности преступников, совершивших насильственные преступления;

4) разработка и апробация коррекционной программы для снижения агрессии насильственных преступников.

Гипотеза исследования: Специально подобранный комплекс диагностических методик позволяет выявить причины и особенности агрессивного поведения , совершивших насильственные преступления.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

наблюдение;

экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

диагностика состояния агрессии (по тесту Басса-Дарки);

диагностика агрессивности по методике А.Ассингера;

исследование агрессивных реакций (методика Розенцвейга);

исследование эмоциональных состояний по методике «Несуществующее животное».

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается, хотя вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов в ряде работ: Г.М. Андреева, В.В. Знаков,  Л.П. Колчиной, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности посвящены работы Роберта Бэрона и Дэборы Ричардсон «Агрессия».

Вопросами психологических особенностей осужденных  преступников занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры, субъектно-деятельностный подход в психологии.

Экспериментальной базой исследования стали осужденные, совершившие насильственные преступления и находящиеся в ФГУ ИК-6 УФСИН России по РМЭ в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Новизна исследования. Представлен комплекс методик, направленный на изучение агрессивности осужденных за насильственные преступления, а также разработана новая программа по коррекции поведения данного типа преступников, осужденных к метам лишения свободы.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

  1. Аванесов Г.А. Криминология. / Г.А. Аванесов. – М.: Мысль, 1984. – 251 с.
  2. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфмова // Вопросы психологии.-2000.-№6.- С.112-123.
  3. Антонов А.И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи / А.И. Антонов // Молодая семья. -1994.- Вып. 18.- 380 с.
  4. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин / Ю.М. Антонян.- М.:Валдос, 1992. – 350 с.
  5. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.И. Эминов. – М.: НОРМА, 1996. – 289 с.
  6. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб:Питер, 2001.-430 с.
  7. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
  8. Васильева О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.
  9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия / В.И.Гарбузов. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

10. Голоднюк М.Н. Проблемы социального и биологического в преступности женщин / М.Н. Голоднюк // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 37. M.: Знание, 1982.- 120 с.

11. Еникеев М.И. Юридическая психология / М.И. Еникеев. - М.:НОРМА, 2003. - 512 с.

12. Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей / З.Л. Зимелева // Психологическая наука и образование. -2001.-№4.- С. 22-27.

13. Игнатенко В.Н. Формирование личности и образ жизни / В.Н. Игнатенко // Социальные исследования. – 1996 - №12. – С.30-34.

14. Игошев К.Е. Личность преступника и мотивация преступного поведения / К.Е. Игошев. – Свердловск, 1975. -167 с.

15. Ковалев А.Г.  Психические  особенности  человека. Т.1 / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. – 110 с.

16. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индиви­дуальных различий / Э.Кречмер. - М: Наука, 1982.-119 с.

17. Кунц Е. Тенденции женской преступности / Е. Кунц // Законность.-2003.-№4.-С.40

18. Лебельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С.Н.Лебельцев. – М.: НОРМА, 2000.-290 с.

19. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 1972.- № 6. -С. 168-173.

20. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. - М.:Просвещение, 1969.- 229 с.

21. Леонгард К. Акцентурированные личности / К. Леонгард. - Киев.:Выща школа.-1989.- 220 с.

22. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности / Д.С. Лихачев // ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

23. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков / А.Е. Личко. - М.: Наука, 1983. - 420 с.

24. Личность преступника. – М., 1975.

25. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

26. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

27. Маралов В.Г. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 1995. - 97 с.

28. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния / В.С. Мерлин. - Пермь, 1988. – 112 с.

29. Немов Р.С. Психология. Т.1 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС.- 1997. – 560 с.

30. Норакидзе В.Г. Методы исследования личности / В.Г. Норакидзе. - Тбилиси, 1989. – 320 с.

31. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр.психологии. – 1992.- №1-2.- С. 23-26

32. Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... / С. Попова // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.

33. Психология / Под ред. А.А.Смирнова, Изд.2. М.: Учпедгиз, 1946.- 420 с.

34. Ратанова Т.А., Шяхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. Учебное пособие – 2-е изд, испр. / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шяхта. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000.

35. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан //Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

36. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе / И. Ремезова // Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

37. Романов В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М.: Юрист, 1998. – 420 с.

38. Румянцева Т.Г.  Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева.- Мн.: Университетское, 1991.- 248 с.

39. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности / Т.Г. Румянцева. - Минск: БГУ, 1982.- 128 с.

40. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной  психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

41.  Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке / Т.Г. Румянцева. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

42. Самовичев Д.Г. Убийство: психологические аспекты преступления и наказа­ния / Д.Г. Самовичев. - М.: Знание, 1988. – 289 с.

43. Старовчи 3. Судебная сексология / З. Старовчи. – М.: Наука, 1991. –270 с.

44. Страхов И.В. Психология характера / И.В. Страхов. – Саратов, 1970. – 190 с.

45. Терентъев Е. И. Бред ревности / Е.И. Терентъев. - М.:Спарк, 1991.- 190 с.

46. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1970.- 420 с.

47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: НОРМА, 1994. - 447 с.

48. Фрумкин К. Антропофобия (к философии личности) / К.Фрумкин. - М.:Спарк, 1993.- 163 с.

49. Холличер В. Человек и агрессия / В.Холличер. - М.: Прогресс. 1975.- 190 с.

50. Частная сексопатология. М.: Просвещение, 1983. – 290 с.

51. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский.- М.:БЕК, 1998.-430 с.

Заказать диплом