Агрессивное поведение в юношеском возрасте (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты особенностей проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте. 8

1.1. Понятие агрессивности человека. 8

1.2. Теории агрессивности. 12

1.3. Формы агрессивности. 23

1.4. Особенности взаимоотношений и проявления агрессивности в юношеском возрасте в студенческих группах. 27

Глава 2. исследование агрессивного поведения молодых людей (студентов) 38

2.1. Организация и методы исследования. 38

2.2. Анализ результатов исследования. 40

2.3. Мероприятия коррекционной работы по снижению агрессивности у молодых людей, обучающихся в студенческих группах. 47

Заключение. 54

Список литературы.. 56

Приложения.. 59

Введение

Актуальность темы работы. В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­рехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подрост­ковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков и молодых людей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кру­гах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

В юношеском возрасте отмечается феномен выделения другого человека в процессе общения как ценности, что в опреде­ленной степени характеризует "возникновение" личности на этом этапе, а также уровень развития ее самосознания. Отвечая характе­ру возникающих "при переходе от подросткового к юношескому воз­расту потребностей, общение со взрослыми и сверстниками способ­ствует их удовлетворению, реализации, что, в свою очередь, выступает как один из факторов, влияющих на развитие личности."[1]

Юность высокоэмоциональна и в то же вре­мя застенчива, сдержанна в выражении чувств. Отсюда—иро­ничность молодежного арго, нарочитая грубость, заимствование словечек из блатного лексикона, эмоциональная остраненность (родителей называют «предками», сверстника — «стариком»). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой возрастно-групповой солидарности.

Как ни важны для юности коллективные отношения и чув­ство своей «принадлежности», групповые контакты обычно вклю­чают в себя соревновательность, борьбу за положение и авто­ритет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Наиболее агрессивные молодые люди в группы создают неблагоприятные взаимоотношения в колективе, возникает эмоциональная напряженность, нарушается психическое здоровье человека.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривав­ших особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Не­вский и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».  В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестоТамары, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[2] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

Эта проблема еще недостаточно разработана применительно к условиям российской действительности как в теоретическом, так и практическом направлении.

Объект исследования – агрессивность человека.

Предмет исследования - причины, механизмы и специфика агрессивности, особенности ее проявления у молодых людей.

Цель исследования - изучение особенностей агрессивного поведения в юношеском возрасте и  поиск путей его коррекции.

Для решения цели этой работы были поставлены следующие задачи:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) особенности агрессивного поведения молодых людей на примере студенческой группы;

3) диагностические исследования проявления агрессивности у молодых людей - студентов;

4) разработка мероприятий по коррекции  агрессивного поведения у молодых людей - студентов.

Гипотеза исследования: выявление причин возникновения  агрессивности у молодых людей, обучающихся в ВУЗе, может помочь про­гнозировать возможные варианты нарушения их поведения и, следовательно, воздействовать своевременно на его поведение целена­правленно с помощью коррекционных мероприятий.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей проявления агрессии в юношеском возрасте.

Опытно-экспериментальная база: студенты МарГТУ 4 курса факультета ИЭС заочного отделения в возрасте 23-24 лет в количестве 20 человек.

В ходе исследования использовались методы:

материалы по агрессивности взрослых и детей из психологической, медицинской, социологической и педагогической литературе;

наблюдение за студентами, психодиагностика и тестирование студентов;

математические  методы обработки результатов.

Для определения агрессивного поведения у студентов были использованы следующие методики: исследование агрессивности в общении (методика А.Ассингера), иссдедование агрессивности как свойства личности (методика Басса-Дарки), исследование психических состояний (методика Айзенка).

Новизна исследования: разработки по проблеме агрессивности принадлежат зарубежным авторам и не отражают специфику социально-экономической, культурно-исторической, психологической сегодняшней жизни  в России. Поэтому новизна нашего исследования заключается в изучении вопросов агрессивности молодых людей  студенческой группы в условиях российской действительности.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные мероприятия коррекции агрессивного поведения, а также методы диагностики помогут психологам выявить и предотвращать нарушения поведения в юношеском возрасте, связанные с агрессивностью, а также самим студентам справиться с негативными проявления своего поведения.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.

 


[1]Формирование личности в переходный период:от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В.Дубровиной. М.,Педагогика,1987, 95-96 с.


[2] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб, Питер, 1998.

Заказать курсовую