Агрессивность несовершеннолетних правонарушителей (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

I. Теоретические аспекты исследования особенностей проявления агрессивности у подростков - правонарушителей................... 10

1.1. Рассмотрение понятия «агрессия», «агрессивность» и «фрустрация» в ряде теорий зарубежных и отечественных психологов....................................................... 10

1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 35

1.3. Особенности проявления агрессивности  у несовершеннолетних правонарушителей........................................................................................................................... 52

2. Диагностические исследования агрессивности у несовершеннолетних правонарушителей...................................... 69

2.1. Организация и  методы исследования....................................................... 69

2.2. Анализ результатов исследования агрессивности несовершеннолетних правонарушителей............................................................................................. 77

2.3. Коррекция агрессивности несовершеннолетних правонарушителей........ 88

Заключение.................................................................................................. 108

Список использованной литературы............................................. 114

Приложение.................................................................................................. 121

Введение

 

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

В реализации этих мероприятий определенное место принадлежит проблеме подростков с девиантным поведением. Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве­личению числа детей с девиантным поведением. Причины -отклонений в поведении ребенка возникают как результат по­литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия кон­троля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде­мий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав­ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемо­сти ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб­ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много­образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи­тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита­тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ­ность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Непросто найти ответы на многие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией про­филактической и коррекционной работы с группой таких де­тей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а пред­принимались главным образом предупредительно-каратель­ные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не толь­ко не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Наиболее тревожной представляется проблема преступности не­совершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

Повышается криминальная активность несовершенно­летних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел сос­тоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до дости­жения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хро­нически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45).[62]

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы  - проявление агрессии у несовершеннолетних правонарушителей.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А.[95], Румянцева Т.Г.[86] и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С.[20], Завражина С.А.[33], Осницкого А.К.[69] и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия»[16]. Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[17] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий. Проблемой собственно агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Проблема агрессивности в последнее время все чаще выходит на первый план в связи с возросшим уровнем девиаций, особенно в подростковом возрасте. И свя­зано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, на­правленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности у детей и подростков. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций у подростка и социальных норм, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства).

Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре агрессии и ее проявления у подростков-правонарушителей, причинах и условиях его происхождения.

Проблема нарушений поведения у подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.)

Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.). Разработаны вопросы коррекции и профилактики девиантного поведения у подростков. Однако далеко не все стороны проблемы девиантного поведения у подростков изучены на сегодняшний день. Не достает практических исследований, посвященных агрессивности несовершеннолетних правонарушителей. Это достаточно актуальная проблема, ее изучение и послужило поводом для написания дипломной работы по теме: «Агрессивность несовершеннолетних правонарушителей».

Цель работы состоит в выявлении проявления агрессивных реакций у подростков с девиантным поведением - правонарушителей.

Объект исследования: агрессивность подростков.

Предмет исследования: проявление агрессивности у несовершеннолетних правонарушителей.

Гипотеза: у несовершеннолетних правонарушителей агрессия проявляется как реакция на фрустрацию.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Выявить особенности проявления агрессии у подростков-правонарушителей.

3. Провести диагностические исследования с целью выявления взаимосвязи агрессивности и фрустрации у несовершеннолетних правонарушителей.

4. Разработать программу коррекции агрессивности у подростков с девиантным поведением - правонарушаемость.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

наблюдение за подростками;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка, исследование агрессивности по методике Басса-Дарки, исследование агрессивности и враждебности по методике Кука-Медлей, исследование фрустрации по методике Розенцвейга.

Методологической основой являются исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме подростков с девиантным поведением: Берковитц Л., Кондрашенко В.Т., Паренс Г., Бэрон Р и др., теории агрессии как реакции на фрустрацию З. Берковитца и К.Лоренса, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Новизна исследования: в настоящее время тема агрессивных реакций достаточно разработана относительно подросткового возраста. Однако в литературе по проблеме агрессивности как реакции на фрус­трацию не находится анализа психологического смысла этого состоя­ния, большинство авторов ограничиваются описательными констата­циями, что человек, будучи фрустированным, испытывает беспокой­ство и напряжение, чувство безразличия, апатии и утраты интереса, вину, тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность. Кроме того, мало исследована тема агрессивных реакций у подростков с девиантным поведением – несовершеннолетних правонарушителей.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов и педагогов.

Выборка: 50 подростков, обучающихся в школе п. Васильево, РТ, учащиеся 9 классов.

Список использованной литературы

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
  2. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера.// Нарушения поведения у детей и подростков. М.:Медицина.-1981.- 159 с.
  3. Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. -1994.- Вып. 18.- С. 280.
  4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  5. Бандура А., Уолте Р. Подростковая агрессия. Изу­чение влияния воспитания и семейных отноше­ний. 'М.: Апрель Пресс, 1999.
  6. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2000. - 224 с.
  7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.
  8. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993
  9. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.

10. Беличева С Л. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

11. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.

12. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 67с.

13. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль. СПб:Питер, 2001.-430 с.

14. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.

15. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию.// Вопросы судебной психологии. М.,1971. С.58-59.

16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

17. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

18. Валентен А. Как птицы в клетке// Преступление и наказание 2002 №2 С.26-29

  1. 19.   Васильева О.С.,  Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

20. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.:Знание, 1984.-229 с.

22. Волкова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111

23. Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

24. Гилинский Я. И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российский действительности эпохи постперестройки // Мир России. 2003. № 2. С. 121.

25. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 1998.-119 с.

26. Грищенко Л. А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащих­ся: Учеб. пособие. - Свердловск, 1987.

27. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. -2001.- № 3. -С. 84—85

28. Детков М., Кудимов А., Хмель А.  Воспитательные колонии: 135 лет развития// Преступление и наказание.-2001.-№12.-С.26-29

29. Диагностические особенности психического развития у подростков  с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

30. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несо­вершеннолетних. М., 1981. – 127 с.

31. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 1994.-№1.-С. 62-68.

32. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных ано­малий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М.,1992.-117 с.

33. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.

34. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологические характеристи­ки личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы  психологии. - 2003. - № 4.

35. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

36. Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.

37. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.

38. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

39. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб.: Питер Ком, 1998.

40. Карягина О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогичес­кое исследование // Классный руководитель: Научно-методический журнал. - 2002. - № 5.

41. Кащенко В.П.   Педагогическая   коррекция:   Исправление   недостатков характера у детей и подростков:  Кн.  для учителя.  - 2-е.  изд. -М., 1994.

42. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя. -Пер. с англ. - М., 1991.

43. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.) — М.: Педагогика, 1991

44. Князева М.П., Трифонов О.А. медико-социальные аспекты проблемы девиантного поведения у детей и подростков. - В кн.: Нарушение поведения у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1981. -С. 158-162.

45. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-78 с.

46. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978.- С.268

47. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М., 1989.

48. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

49. Королев В.В.   Психические   отклонения   у   подростков-правонарушите­лей.-М., 2002.-С.24

50. Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

51. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.

52. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.

53. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 2001. - 165 с.

54. Левин  Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социализации перемен// ВМУ.- Серия 11.- Право.- 2002.- №3.- С.108-115

55. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.

56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-1975.-302 с.

57. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

58. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка. — Л., 1983.-238 с.

59. Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

60. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

61. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.-2001.-432 с.

62. Меркушов А.Е. Дать подростку шанс// Человек и закон.-2000.-№6.- С.33-35

63. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР. Тбилиси. Июнь. 1971.

64. Мольц М. Я. - это Я, или Как стать счастли­вым /Пер. с англ. Г. П. Бляблина. - СПб.: Лениз-дат, 1992. - 192 с.

65. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. - Кишинев, 1980.

66. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. М.:Владос.-1998.-560 с.

67. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999.

68. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимо­действии с социальной средой. М., 1992.-302 с.

69. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -2001.- № 3. -С. 61—68.

70. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). - М.: Гиль-Эс-тель, 1993.- 240с.

71. Перцова Л. Перевоспитание несовершеннолетних//Преступление и наказание.-2000.-№6.-С.9-14

72. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий.- М.:Высшая школа.- 1981.-560 с.

73. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

74. Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.

75. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.

76. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.

77. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.

78. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

79. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236 с.

80. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) — СПб: «Питер», 2000.

81. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  1. 82.   Реан   А.А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 2001.- № 4.- С. 139—144.

83. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

84. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

85. Рожков М.И., Ковалъчук М.А., Кузнецова А.И., Чернявская А.П., Рукавишникова Н.Г., Фетискин Н.П.,  Анисимова Н.П. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. —М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с.

86. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

87. Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

88. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.

89. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум», -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

90. Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни //Практическая психология. - М., 1997.-109 с.

91. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М., 2002.-235 с.

92. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С.334

93. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. - М.: Владос, 2003.-119 с.

94. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности. - М.: Прогресс. 1990. - С. 146-168.

95. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

Заказать диплом