Агрессивность подростков и стиль семейного воспитания (диплом)

Содержание

 

Введение............................................................................................................ 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей взаимосвязи агрессивности подростков и стиля семейного  воспитания.................................................................................................... 10

1.1. Рассмотрение понятия «агрессия» и «агрессивность» в зарубежной и отечественной психологии........................................................................................................ 10

1.2.  Особенности стилей семейного воспитания............................................ 26

1.3. Особенности проявления агрессивности  у подростков.......................... 32

1.4. Особенности влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивности подростков........................................................................................................ 45

Выводы по теоретической главе...................................................................... 49

Глава II. Эмпирическое  исследование взаимосвязи агрессивности подростков  и стиля семейного воспитания.............................. 53

2.1. Описание  исследования............................................................................ 53

2.2. Результаты исследования агрессивности подростков.............................. 53

2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессивности подростков и стиля семейного воспитания...................................................................................... 61

2.4. Программа коррекции агрессивности подростков................................... 83

Заключение.................................................................................................. 101

Библиография.............................................................................................. 106

Приложения................................................................................................. 112

Введение

 

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Именно в этот период формируются устойчивые способы поведения, а также личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов психологического преодоления трудностей. В формировании поведения и личностных качеств подростков существенную роль играют стиль воспитания родителей и детско-родительские отношения [15].

Семья является естественной и основной ячейкой общества, как это провозглашено в статье 16 Всеобщей декларации прав человека и статьях 10 и 23 Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, соответственно. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

В семье закладывается тот жизненный сценарий, на основе которого личность действует в социуме, и проблемы, возникающие у нее при этом, кроются прежде всего в детско-родительских отношениях. Вот почему актуальна проблема выработки научного подхода к диагностике, прогнозированию и коррекции этих отношений.

Сегодня ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными пред­ставлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия.[2]

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся моделью в социальных взаимодействиях, стратегиях поведения[29, 40, 65, 72]. Ими также выделяются типичные взаимосвязи родительского отношения и соответствующего поведения ребенка, определяются классификации и группы (А.Я.Варга, В.М.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев, А.Е.Личко, И.М.Марковская, В.М.Минияров, Е.А.Насонова, Т.В.Нещерет, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, А.В.Усова, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, и др.).

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является рассмотрение проблемы  - взаимосвязь агрессии подростков и стиля семейного  воспитания.

Методологической основой являются исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме подростков с агрессивным поведением: Берковитц Л., Паренс Г., Бэрон Р., теория агрессии – теория социального научения, А.Бандуры; основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский; теория детско-родительских от ношений (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.), традиции социокультурно-исторического подхода Л.С.Выгодского, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Существует немало разносторонних и взаимодополняющих исследований влияния родителей на формирование личности ребенка и успешность его функционирования в социальной среде [70, 71, 72, 73, 74], остается не  полностью изученным вопрос, какие воспитательные подходы, поведенческие и личностные особенности родителей определяют формирование у подростков повышенного уровня агрессивности.

Изучение подобных вопросов имеет отчетливую психопрофилактическую значимость, поскольку направлено на выявление факторов, способствующих снижению агрессивности в подростковом возрасте.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А.[67], Румянцева Т.Г.[58, 59] и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».

В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С.[12, 13], Завражина С.А.[27], Осницкого А.К.[46] и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия»[10]. Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[11] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

В работах авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий. Проблемой собственно агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Проблема агрессивности в последнее время все чаще выходит на первый план в связи с возросшим уровнем девиаций, особенно в подростковом возрасте. И свя­зано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, на­правленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности у детей и подростков. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций у подростка и социальных норм, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства)[56].

Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре агрессии и ее проявления у подростков, причинах и условиях его происхождения.

Проблема нарушений поведения у подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.)

Накоплен достаточный опыт в изучении психологических особенностей подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Проблема формирования личности в семье, нарушений личностной сферы и поведения у детей разрабатывается такими авторами, как Захаров А.И., Гиппенрейтер Ю., Савина Е., Шапина Н.,  Поддъяков Н., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.   и др.

В отечественной психологии роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается такими исследователями, как А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Э.Л.Дугарова, М.И.Лисина, В.Штерн, Д.Б.Эльконин, и др. Отдельные параметры и характеристики взаимодействия системы «родители - ребенок»: формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя изучаются в работах Р.Скиннер, В.А.Рахматшаевой, Г.Н.Сартан и др.  На изучение моделей взаимодействия системы «родители - ребенок» и поведения субъектов этой системы направлены работы А.И.Виноградовой, В.Н.Дружинина, А.В.Петровского, Е.Т. Соколовой, А.В.Черникова и др.

Однако далеко не все стороны проблемы влияния стиля воспитания на проявление агрессивности у подростков изучены на сегодняшний день. Изучение данной проблемы и послужило поводом для написания дипломной работы по теме: «Агрессивность подростков и стиль семейного воспитания».

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь агрессивных реакций  подростков и стиля семейного воспитания.

Объект исследования: агрессивность подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности подростков  стиля воспитания в семье.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между проявлением агрессивности под­ростков  и стилем семейного воспитания.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. Проанализировать понятие «агрессия» и «агрессивность» в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
  3. Проанализировать влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивности подростков.
  4. Провести диагностические исследования агрессивности  подростков и стиля семейного воспитания.
  5. Выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и агрессивностью подростков.
  6. Предложить мероприятия по коррекции агрессивности подростков и формирования благополучных отношений в семье.

В ходе исследования использованы разнообразные методы исследования: обзорно-аналитический; анализ документов; тестирование; количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования.

Методиками исследования стали:

1)                           исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка,

2)                           исследование агрессивности по методике Басса-Дарки,

3)                           исследование агрессивности и враждебности по методике Кука-Медлен,

4)                           исследование взаимоотношений с родителями (методика ADOR);

5)                           исследование родительского отношения по методике ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Новизна исследования: в настоящее время тема агрессивных реакций достаточно разработана относительно подросткового возраста. Однако в литературе по проблеме взаимосвязи агрессивности подростка и стиля семейного воспитания еще недостаточно исследований. В связи с чем нами подобран комплекс методик, позволяющий выявить эту взаимосвязь. Кроме того, предложена и апробирована программа коррекционного воздействия  на подростков и их родителей, позволяющая снизить агрессивное поведение подростков и улучшить отношения в семье между родителями и детьми.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов и педагогов.

Выборка: 30 подростков, обучающихся в школе №15 г. Йошкар-Ола, учащиеся 7 классов.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
  2. Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. -1994.- Вып. 18.- С. 280.
  3. Бандура А., Уолте Р. Подростковая агрессия. Изу­чение влияния воспитания и семейных отноше­ний. 'М.: Апрель Пресс, 1999.
  4. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.
  5. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.
  6. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
  7. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль. СПб:Питер, 2001.-430 с.
  8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
  9. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.
  10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
  11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.
  12. Васильева О.С.,  Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.
  13. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.
  14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.:Знание, 1984.-229 с.
  15. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. СПб, 2004
  16. Волкова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111
  17. Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.
  18. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 1998.-119 с.
  19. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
  20. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.
  21. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 2006. – 40с.
  22. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. -2001.- № 3. -С. 84—85
  23. Данилин А.Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков//М.: Центр Полиграф, 2000.-239 с.
  24. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 2006. - №4. – С. 17 – 29.
  25. Диагностика семьи: Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2004. – 736 с.
  26. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 1994.-№1.-С. 62-68.
  27. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.
  28. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235
  29. Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.
  30. Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.
  31. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание,1992. – 190 с.
  32. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 2001. - 165 с.
  33. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.
  34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-1975.-302 с.
  35. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.
  36. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1983. - 420 с.
  37. Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.
  38. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  39. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.
  40. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000, – 256(376) с.
  41. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.
  42. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. М.:Владос.-1998.-560 с.
  43. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.
  44. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003. – 319 с.
  45. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999.
  46. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -2001.- № 3. -С. 61—68.
  47. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.  – 288с.
  48. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.
  49. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий.- М.:Высшая школа.- 1981.-560 с.
  50. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.
  51. Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.
  52. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.
  53. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  54. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236 с.
  55. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб 2000.
  56. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности // Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10
  57. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22
  58. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.
  59. Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.
  60. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.
  61. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.
  62. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
  63. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001. – 350 с.
  64. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум», -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
  65. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С.334
  66. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности. - М.: Прогресс. 1990. - С. 146-168.
  67. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
  68. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
  69. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб., 2003. – 976 с.
  70. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
  71. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2003. – 336 с.
  72. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
  73. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.
  74. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: 2000

Заказать диплом