Агрессия как реакция на фрустрацию безработных (диплом)

Содержание

Введение. 3

I. теоретические подходы в изучении агрессивности и фрустрации в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.1. проблема изучения происхождения агрессивности человека в трудах отечественных и зарубежных исследователей.. 7

1.2. понятие "фрустрация" в ряде теорий зарубежных и отечественных исследователей. агрессия, как реакция на фрустрацию... 19

1.3. Социально-психологические факторы, характеризующие безработного. Проявление агрессии, как реакции на фрустрацию у безработных.. 29

2. диагностические исследования агрессивности как реакции на фрустрацию у безработных личностей.. 40

2.1. диагностика агрессивного поведения людей, не имеющих работы    40

2.2. программа коррекции по снижению агрессивности и фрустрации у безработных.. 51

2.3. Контрольная диагностика.. 60

Заключение. 66

Список литературы.. 70

Приложения.. 73

Введение

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций отража­ет одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступ­ность, особенно преступность неработающих граждан. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влеку­щих за собой тяжкие телесные повреждения.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения людей, оставшихся без работы и без средств к существованию.

В настоящее время особенно быстрыми темпами в общей структуре безработных растет доля молодых людей, в частности, выпускников учебных заведений среди всей безработной молоде­жи.

Невозможность найти работу вызывает отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания, приводящие к состоянию агрессии и фрустрации. После стресса это, пожалуй, наиболее рас­пространенный вид трудных состояний, в которых может оказаться человек в своей жизни и деятельности.

Проблема занятости - одна из важнейших социально-экономичес­ких проблем, существующая всегда и везде. Она неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и ду­ховных благ и услуг. В любом обществе существует объективная связь и взаимосвязь между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве.

Агрессия изучается не только в психологии, ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий. Проблемой собственно агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Интерес к изучению фрустрации и ее связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939 г. фрустрационно-агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разрабо­танная группой психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на рабо­ты 3. Фрейда и К. Левина, утверждала, что агрессия всегда сле­дует за фрустрацией, а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации», т.е. если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это ре­агирует агрессией, и что не существует такой агрессии, кото­рая возникает не на почве фрустрации. У. Мак-Дугалл также связывал агрес­сию с предшествующими фрустрациями, хотя и считал, что другие челове­ческие действия в основном управляются врожденными инстинктами.

Виды фрустрационного поведения описаны в монографии Н.Мейера "Фрустра­ция: поведение без цели". Некоторые авторы оппонируют ему, ут­верждая, что агрессия, например, часто представляет собой попытку достичь фрустрированной цели. Из отечественных авторов наиболее примечателен труд Левитова Н.Д. "Фрустрация как один из видов психических состояний".

В несколько смягченной модифицированной форме теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают Берковитц и Мак-Нейл. Так, Берковитц вводит новую дополнительную переменную, характе­ризующую возможные переживания, возникающие в результа­те фрустрации, — гнев — эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Он отмечает, что агрессия не всегда бывает до­минирующей реакцией на фрустрацию и при определенных ус­ловиях может быть подавлена. Кроме того, Берковитц большое внимание уделяет катарсическому аффекту агрессии.

Фрустрационный подход, несмотря на недостаточную объяснительную и предсказательную силу, по-прежнему выступает в качестве основного соперника инстинктивистского биологизаторского подхода к изучению агрессии. Все это и обусловило выбор темы дипломного исследования - «Агрессия как реакция на фрустрацию безработных».

Объект исследования –личность безработных.

Предмет исследования: особенности проявления агрессии и фрустрации у безработных личностей как следствие безработицы.

Целью данной работы является исследование возникновения агрессии как реакции на фрустрацию у безработных личностей.

Задачами работы являются:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) выявить психологические характеристики и особенности проявления агрессии и фрустрации у граждан, не имеющих возможность трудоустроиться;

3) провести диагностические исследования с целью выявления агрессии как реакции на фрустрацию у безработных молодых людей и разработать и апробировать мероприятия по снижению агрессивности и фрустрации у безработных молодых людей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у людей, не имеющих возможность трудоустроиться, возникает агрессия как реакция на фрустрацию. Коррекционные мероприятия способствуют снижению агрессии и фрустрации у безработного человека.

Теоретической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов по проблеме возникновения негативных эмоциональных переживаний как следствие безработицы.

Методологической основой стали теории агрессии как реакции на фрустрацию З. Берковитца и К.Лоренса, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование самочувствия, активности, настроения по методике САН, исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка;  методика изучения агрессивности по методике Басса-Дарки; изучение интегральных форм коммуникативной агрессивности (методика В.Бойко).

Экспериментальная база исследования: 20 безработных в возрасте от 20 до 35 лет, состоящие на учете в ДФГСЗ по РМЭ и проходящие обучение в учебно-методическом центре «Лидер» г.Йошкар-Олы.

Новизна исследования: в настоящее время тема агрессивных реакций достаточно разработана относительно подросткового возраста. Однако в литературе по проблеме агрессивности как реакции на фрус­трацию не находится анализа психологического смысла этого состоя­ния, большинство авторов ограничиваются описательными констата­циями, что человек, будучи фрустированным, испытывает беспокой­ство и напряжение, чувство безразличия, апатии и утраты интереса, вину, тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность. Кроме того, мало исследована тема фрустрационных реакций как следствие социальных изменений, в частности – безработицы.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности психологов и социальных работников.

Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на собрании при директоре УМЦ «Лидер» г.Йошкар-Ола(февраль, 200.. г.);

на заседании кафедры психологии МФ МОСУ г.Йошкар-Ола (апрель, 200.. г.)

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, приложений.

Список литературы

  1. Алберти Р. Е., Эммонс М. Л. Умейте постоять за себя! (Ключ к самоутверждающемуся поведе­нию). - М.: Горбунок, 1992. - 96 с.
  2. Александров А. А. Современная психотера­пия. Курс лекций. - СПб.: «Академический про­ект», 1997. - 335 с.
  3. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуля­ции. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  4. Ананьев А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике.//Вопросы экономики.-1995.- N5.- С.24-27
  5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная  социальная психология на Западе. М.:Сфинкс, 1998.- 153 с.
  6. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2000. - 224 с.
  7. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Социаль­но-психологический тренинг как форма обуче­ния общению // Общение и деятельность. -Прага, 1981.-248 с.
  8. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодина-мика. Упражнения. Игры. - СПб.: «Социаль­но-психологический центр», 1996. - 380 с.
  9. Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). - Ки­ев: КГПИИЯ, 1991. - 187 с.
  10. Борисов Ф. Безработица по-русски//Юрид. Вестник.- 1999.- №21.- С.6
  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Изд-во «Питер», 1997. - 336 с.
  12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.:Знание, 1984.-229 с.
  13. Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Издательский Дом «Форум», 1997.-430 с.
  14. Гостюшкин А. Индивидуальная защита от безработицы. М.:Белый город.-1992.-214 с.
  15. Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психо­логии активности. - М.: Политиздат, 1991- - 320 с.
  16. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб.:СПбУ, 1995.-219 с.
  17. Давыдова Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и страте­гия занятости//Общественные науки и современность.- 1999.- №3.- С. 13-24
  18. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии// Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63
  19. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 1994.-№1.-С. 62-68.
  20. Игры - обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
  21. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. - М„- Прометей, 2001. -219с.
  22. Каган И. С., Эткинд А. И. Индивидуальность как объективная и субъективная реаль-ность//Вопросы психологии.- 1999.- № 4.- С. 5—15.
  23. Каппони В., Новак Т. Е. Сам себе психолог. -СПб.: Питер, 1994. - 224 с.
  24. Козлова О. Молодежь России в 90-е годы//Социально-политический журнал.- 2001.- №3.- С.246
  25. Кондрашенко В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. М.:Медицина, 1986.-290 с.
  26. Коротаева Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. - Екатеринбург, 1995.-31с.
  27. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психоло­гии РАН, 1997. - 224 с.
  28. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии. -1972.- № 6.- С. 168-173.
  29. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// Литературная газета.- № 22 (5296).- 30.05.90. - С.6.
  30. Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теор. и приклад. исслед. в зарубеж. пси­хологии.: Сб. обзоров.-М.: ИНИОН, 1991.-С.218-223
  31. Лоренц К. Агрессия. М.: Форум, 1994.-260 с.
  32. Майерс Д. Социальная психология .-СПб.: Питер Ком, 1998.- 490 с.
  33. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. М.:Владос.-1998.-560 с.
  34. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.:ЛГУ.-1989.-192 с.
  35. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.:Институт психотерапии.-2001.-352 с.
  36. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989.-216 с.
  37. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий.- М.:Высшая школа.- 1981.-560 с.
  38. Полякова Н.  Незанятая молодежь//Человек и  труд.-  2000.- №4.- С.7
  39. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -140с.
  40. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.
  41. Психологические особенности самосознания подростка./Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища школа".- 1980.-189 с.
  42. Райзберг Б. А. Азбука предпринимательства. -М.:Дума, 1991.-64 с.
  43. Райзберг Б. А. Предпринимательство и риск. - М.: Знание, 1992. - 64 с.
  44. Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 1991.- № 4.- С. 139—144.
  45. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности// Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10
  46. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера»// Школа и производство.-1999.-№6.-С.28-29
  47. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993. - Зб8 с.
  48. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль  // Вопросы психологии.- 2002.- №5-6.- С.36.
  49. Румянцева Т.Г.  Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке.- Мн.: Университетское, 1991.-148 с.
  50. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  51. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. -СПб.: Речь, 200. - 234 с.
  52. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. – 248 с.
  53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Мн.: Ильин В.П., 1996. – 214 с.
  54. Хокен Пол. Я начинаю свое Дело /Пер. с англ. В. Бабенко. - М.ЛГекст, 1992. - 207 с.

Заказать диплом