Аутогенная тренировка как метод саморегуляции в спорте (курсовая)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3

1. Теоретические исследования аутогенной тренировки как метода психической саморегуляции в спорте............................................ 9

1.1. Проблема саморегуляции эмоциональных состояний человека в трудах отечественных и зарубежных авторов.............................................................. 9

1.2. Аутогенная тренировка как метод психической саморегуляция........ 14

1.3. Аутогенная тренировка как метод саморегуляции в спорте............... 19

2. исследование влияния метода саморегуляции   –  аутогенной тренировки на эмоциональные состояния спортсменов... 30

2.1. Организация исследований................................................................. 30

2.2. Анализ проявления психической напряженности у спортсменов в специфических условиях спортивной тренировки................................................................... 34

2.3. Предложения психологической помощи с использованием аутогенной тренировки для регуляции эмоциональных состояний спортсменов................................ 46

заключение............................................................................................. 55

Список использованных источников....................................... 59

Приложения............................................................................................. 64

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Развитие теории и методики спортивной тренировки предполагает наличие знаний психологии спортивной деятельности и личности спортсмена. Наличие знаний о психологических особенностях спортивной деятельности и целостной личности человека позволяют разработать методологические подходы к избирательному и целенаправленному воздействию с целью обучения и совершенствования методов, средств тренировки, обеспечивающих успех достижений.

Повышенный уровень нервно-психической напряженности повседневной жизни и в большинстве профессий, информационная перегрузка, ограниченность двигательной активности, интенсив­ность общения и пр. требуют поиска различных путей и методов саморегуляции, с тем, чтобы противостоять и уменьшить дейст­вие негативных факторов жизнедеятельности.

Экстремальный характер спортивной деятельности, мотивированность на достижения высоких спортивных результатов, направленность на сознательное развитие своих двигательных способностей, своего физического «Я», субъективные переживания, высокий уровень волевых усилий, скорость приема и переработки информации, оперативность мыслительных действий -составляющие особенности психической нагрузки - определяют уровень не только психического напряжения, но и уровень функциональной реактивности и подготовленности организма на те или иные условия физического воспитания и спортивной подготовки человека.

Оптимальное реагирование спортсмена на совокупность факторов психической нагрузки зависит от его индивидуальной способности противостоять и справляться с их влиянием. Величина воздействия психической нагрузки на индивидуальную толерантность спортсмена может превысить его оптимальные и даже предельные возможности и резервы. Поэтому для тренера является важным своевременно не только знать, но и контролировать специфические факторы нагрузки, возникающие в определенной ситуации и совокупности внешних и внутренних условий спортивной деятельности. Такого рода психологический контроль за особенностями психической нагрузки в различных специфических условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной подготовки позволяет более оперативно и избирательно управлять двигательной деятельностью и более рационально регулировать режим по чередованию нагрузок и отдыха.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осуществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, "перевоспитание'' отдельных личностных черт.

Аутогенная тренировка - один из мощнейших способов влияния на психологическое состояние организма. Произносимые во время самовнушения мысли могут становиться сущностью человека, тем самым значительно перестраивая его внутренний мир. С помощью аутотренинга можно: изменить характер, избавиться от беспокойства и вредных привычек и даже вылечить некоторые заболевания.

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконеч­ное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целена­правленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произволь­ной активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наибо­лее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморе­гуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее от­дельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. (М.А. Годик [13],  О.А. Конопкин, А.Н. [18; 19; 20; 21], В.И. Моросанова [29] и др.).

В этом контексте наименее изученной областью психической саморегуляции является саморегуляция психических, эмоциональных состояний. Исследованиями [1; 16; 24; 42] показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях, и др. Авторами [5; 25; 26; 38; 48] разработаны эффективные средства саморегуляции раз­личных отрицательных психических состояний, пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.III. Габдреевой, системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой, концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Проблема психической саморегуляции была и остается актуальной для современного человека, стремящегося наиболее полно реализовать себя.

Истоки аутогенной тренировки прослеживаются с глубокой древности – эзотерические знания о Космосе и человеке сохранились в научно-философском наследии Раджа-йоги. Друидическая культура – это генетическая тяга человека к Природе, где храмом являются священные березовые рощи, а люди общаются с духами природы, своих предков, животворящим Солнцем. Эти знания универсальны и являются достоянием культуры мира. Память о друидах сохранил и марийский народ, пронеся сквозь столетия свою древнюю веру, органично соединяя с христианством [48, 12].

Особенно велика значимость использования методов психи­ческой саморегуляции, в том числе и аутотренинга в области спорта, где повышенные нервно-психические нагрузки в сочетании с физическими факторами часто приводят к нарушению здоровья, снижению результативности спортивной деятельности.

В нынешних условиях  способность управлять собственны­ми психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптималь­ным образом действовать в сложных ситуациях спортсменам необходима.

Целью работы является изучение влияния  метода регуляции – аутогенной тренировки на эмоциональные состояния спортсменов.

В связи с вышеизложенным задачами исследования стали:

- исследование проблемы саморегуляции эмоциональных и психических состояний человека, методов саморегуляции в трудах отечественных и зарубежных авторов;

- проведение диагностических исследований эмоциональной сферы спортсменов;

- разработка и апробация коррекционных мероприятий по снижению негативных эмоциональных состояний спортсменов с помощью метода аутогенной тренировки.

Объект исследования – аутогенная тренировка как метод саморегуляции в спорте.

Предмет исследования – особенности аутогенной тренировки как метода саморегуляции в спорте.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что, выявив особенности эмоциональных состояний спортсменов, можно предложить психологическую помощь с использованием метода аутогенной тренировки как метода психической саморегуляции эмоциональных состояний спортсменов, что поможет снизить негативные эмоциональные состояния, возникающие в спортивной деятельности и повысит  ее результативность.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, математико-статистический анализ.

Методики исследования:

определение уровня тревожности по шкале Спилбергера,

исследование уровня тревожности по опроснику  Немчинова-Норакидзе;

типовая карта методики САН,

исследование волевой саморегуляции по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Опытно-экспериментальная база – в исследовании принимали участие спортсмены 17-18 лет, спортивной команды «Лидер», г. Йошкар-Ола, РМЭ. В эксперименте принимало участие 20 спортсменов.

Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные теоретические разработки и концептуальные положения в области педагогики, психологии, психофизиологии, физиологии, теории и методики физической культуры и спортивной подготовки (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.В.Дашкевич, Е.П.Ильин, П.Кунат, А.Н.Леонтьев, Л.П.Матвеев, С.Д.Неверкович, В.Н.Платонов, А.Ц.Пуни, В.В.Рубцов, П.А.Рудик, А.В.Родионов, Н.А.Худадов, О.А.Черникова, В.Д.Шадриков). В разработке методологических положений выступают системный и личностно-деятельностный подходы к развитию и совершенствованию психофизиологической подготовленности и психической готовности спортсменов.

Однако в целом число исследований собственно регуляторных особенностей процессов саморегуляции достаточно невелико. Характер­но, что проводились они преимущественно в связи с изучением де­терминант успешности различных видов деятельности. В этом заключается новизна проведенного нами исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем результаты позволяют индивидуализировать и совершенствовать специальную психологическую подготовку к конкретной соревновательной нагрузке, оптимизировать программу контроля и коррекции средств, методов и форм обеспечения психофизиологической подготовленности и психической готовности в разных периодах, этапах и циклах учебно-тренировочного процесса.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Аболин, Л.М. К проблеме психологического стресса в спорте // Психология спортивной деятельности / Л.М. Аболин, Т.И. Аболина. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2005.-С.169-178.
  2. Абулъханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности/ К.А. Абулъханова-Славская. М.: Профи, 2008. - С. 4-20.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л.:ЛГУ, 1968. -314 с.
  4. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональ­ной системы / П.К. Анохин. М.: Знание, 1978. - 236 с.
  5. Беля­ев Г.С. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беля­ев, В.С. Лобаин, И.А. Копылова. Л.: ЛГУ, 2007. – 200 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.:Медицина, 2006.-198 с.

7.  Бакулин, С.А. Особенности подготовки юных футболистов / С.А. Бакулин,  Д.И. Ликучев. - Волгоград, 2008.- 145 с.

8.  Богданова, Д.Я. Занимательная психология спорта. Кн.2. / Д.Я. Богданова, Б.М. Бранц. - С.­Петербург, 2004.- 314с.

  1. Гуречич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека / К.М. Гуречич. М.: Профи, 2007. – 320 с.
  2. Вихров, К.Л. Игры в тренировке футболистов.- Киев / К.Л. Вихров. -  Здоровья, 2009. – 96 с.

11. Волков, И.П. Психологическое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов / И.П. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - С.28-30.

12. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов.- М.: Физкультура и спорт, 2007.- 186с.

13. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2008.- 136 с.

14. Голубев, Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге / Р.А. Голубев.- Мн.: Полымя, 2009. – 144 с.

15. Желязков, Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физической культуры,  2008. - №11-12. - С. 41-45.

16. Зотов, В.П. Восстановление работоспособности в спорте / В.П. Зотов .- К.: Здоров'я, 2009. - 200 с.

  1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции/ В.А. Иванников. М.: Дрофа, 2009. - 190 с.
  2. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности чело­века: (Структурно-функциональный аспект)/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С. 5-12.
  3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Отв. ред. А.А. Крылов/ О.А. Конопкин. - М.: Сфера, 2010. – 180 с.
  4. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/ О.А. Конопкин. М.: МГУ, 2002. - С.45-49
  5. Конопкин О.А. Функциональное строе­ние и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности/ О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Степанский. М.: Знание, 2006. – 230 с.
  6. Кокс Т. Стресс/ Т.Кокс. — М.: Медицина, 1981. — 216 с.
  7. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте/ Дж.Б. Кретти. — М.: ФиС, 2008.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследова­ния. В кн.: Стресс/ Р. Лазарус. Л.: ЛГУ, 1970. – 200 с.

  1. Линдеман X. Аутогенная тренировка/ Х. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 2005. - 122 с.
  2. Лобзин Б.С. Аутогенная трени­ровка/ Б.С. Лобзин, М.М. Решетников. Л.: .Медицина, 2006.-187 с.
  3. Марищук В. Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженности. — В кн.: Теоретическая и прикладная психология / В.Л. Марищук. - М., 2006, вып. 10.

27. Махач, М. Целенаправленное формирование актуального психофизиологического состояния спортсмена с использованием методов саморегуляции // Стресс и тревога в спорте / М. Махач, Б. Махачова.- М.: Физкультура и спорт, 2009. - С.237-250.

  1. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции/ В.И. Моросанова. М.:Наука, 2008. – 217 с.
  2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. — М.: ФиС, 2007.— 280 с.
  3. Назаренко   Л.Д.   Физиология   физического   воспитания   и   спорта / Л.Д. Назаренко.   - Ульяновск, 2008. - 144 с.
  4. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2009.
  5. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрсов, Н.А. Худадов. — М.: ФиС, 2005.
  6. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л., Изд-во ЛГУ, 2008.
  7. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. - Л.:ЛГУ, 2009.- 192 с.
  8. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.  Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 476 с.
  9. Ошанин Д.А. О психологическом подходе к изучению дея­тельности человека-оператора // Психологические вопросы регуляции деятельно­сти / Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин. - М.: МГУ, 2003. – С.180
  10. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.:Институт психотерапии / Панкратов. - 2010.- 352 с.

38. Попов, А.Л. Психология спорта. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК / А.Л. Попов, В.М. Мельников. - М.: 2007. -137 с.

39. Попов, А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2008. -152 с.

  1. Прохоров А.О. Методы психической регуляции/ А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 2009. – 116 с.
  2. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина. М.: Наука, 2007. - 167 с.

42. Пуни, А.Ц. Актуальность проблемы психологической подготовки спортсмена / А.Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5. - С. 37-41.

  1. Романенко, А.Н. Тренировка футболи­стов / А. Н. Романенко, О.Н. Джус, М. Е. Догадин. — Киев: Здоров'я, 2007.—288 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА, 1999. - 740 с.
  3. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: (Психо­логические основы проектирования образования): Автореф. дис.... д-ра психол. наук/ В.И. Слободчиков. - М. : МГУ, 2004. – 18 с.

46. Унесталь, Л. Аутогенная тренировка в спорте // Психология и современный спорт / Л. Унесталь.- М.: Физкультура и спорт.-2008.- С. 150-153.

47. Филатов, Л.Т. Аутогенная тренировка / Л.Т. Филатов.- К.: Здоров'я, 2007.- 128 с.

48. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов.- М.: Физкультура и спорт. - 2008.- 272 с.

49. Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О.А. Черникова, О.В. Дашкевич.- М.: Физкультура и спорт, 2007.- 46 с.

  1. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка/ И.Г. Шульц. М.: МГУ, 1985. – 85 с.

 

Заказать курсовую