Аутотрениннг, как метод саморегуляции (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические исследования влияния аутотреннинга как метода психической саморегуляции на утомляемость и тревожность человека.. 6

1.1. Проблема саморегуляции психических состояний человека в трудах отечественных и зарубежных авторов. 6

1.2. Аутотрениннг как метод психической саморегуляция в коррекции поведения  12

1.3. Аутотрениннг в педагогической саморегуляции. 16

Глава 2. исследование влияния аутотрениннга как метода психической саморегуляции на уровень  утомляемости и тревожности педагогических работников. 25

2.1. Организация и методы исследования. 25

2.2. Диагностика уровня тревожности и депрессии работников образования  28

2.3. Коррекционные мероприятия для снижения уровня тревожности работников образования. 32

2.4. Определение эффективности аутотреннинга в снижении утомляемости и тревожности. 41

заключение. 49

Литература.. 52

Приложения.. 56

ВВЕДЕНИЕ

Конкретная индивидуальность и личность человека при взаи­модействии с окружающим миром имеют свою специфику для раз­личных видов человеческой активности и по-разному проявляются в зависимости от особенностей деятельности, в которой реализу­ются. В то же время, наблюдая за человеком, за сложной палитрой его поведения, особенностями общения, восприятия событий, эмо­циональными реакциями в различных жизненных обстоятельст­вах, мы всегда видим в том, как он действует, и нечто общее, ти­пичное, характеризующее уникальную индивидуальность и целост­ную личность данного человека.

Актуальность исследования. Повышенный уровень нервно-психической- напряженности повседневной жизни и в большинстве профессий, информационная перегрузка, ограниченность двигательной активности, интенсив­ность общения и пр. требуют поиска различных путей и методов саморегуляции, с тем, чтобы противостоять и уменьшить дейст­вие негативных факторов жизнедеятельности.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, "перевоспитание'' отдельных личностных черт,

Особенно велика значимость использования методов психи­ческой слморегуляции, в том числе и аутотрениннга в области педагогического труда, где повышенные нервно-психические нагрузки в сочетании с физическими факторами часто приводят к нарушению здоровья, снижению результативности педагогической деятельности вообще, и в частности на уроках.

В нынешних условиях  способность управлять собственны­ми психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптималь­ным образом действовать в сложных педагогических ситуациях работникам образования необходима.  Необходимость саморегуляции педагогических работников  обоснована тем, что педагоги зачастую сталкиваются с трудноразрешимыми, новыми и необычными для него проблемами; этим проблемы не имеют однозначного решения; педагоги постоянно находятся в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает их к импульсивным действиям; решение о том, как действовать, педагогам часто приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени; действия педагогов всегда оцениваются со стороны, они постоянно нахо­дятся под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На карту поставлены его авторитет и престиж. Все эти условия могут привести к переутомляемости, ведущей к тревожному, депрессивному состоянию, которое необходимо устранить.

Объект исследования - уровень утомляемости и тревожности работников образования.

Предмет исследования - психические возможности аутотрениннга, как одного из методов саморегуляции в снижении уровня утомляемости и тревожности работников образования.

Целью работы является изучение влияния  аутотрениннга на уровень утомляемости и тревожности у работников образования.

Задачами работы стали:

n   изучить литературу по исследуемой теме;

n   определить эффективность влияния аутотрениннга как метода психической саморегуляции на снижение уровня утомляемости и тревожности педагогов;

n    разработать и апробировать коррекционные мероприятия снижения утомляемости с помощью аутотрениннга как одного из методов саморегуляции.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, физиологов, педагогов, среди которых можно назвать П.К. Анохина (1978),[10] Н.А. Бернштейн (1966),[17] К.А. Абульханову-Славскую (1989; 1992),[1;2] О.А. Конопкина (1989,1984,1992,1995), [36;37;38;39;40] А. Адлера (1993),[5] Г. Оллпорта, X. Уиткина, К.М. Гуревич,(1998) [54], Д.А. Ошанина (1973), [61], B.C. Меррлин(1986),[49] А.О. Прохорова(1990),[61] В.И. Моросанову(1998),[54] Е.А. Климова, (1969), [33] Б.Ф. Теплова(1985), [71] и др.

Однако в целом число исследований собственно регуляторных особен­ностей процессов саморегуляции достаточно невелико. Характер­но, что проводились они преимущественно в связи с изучением де­терминант успешности различных видов деятельности. В этом заключается новизна проведенного нами исследования.

Гипотеза исследования. Аутотреннинг как метод психической саморегуляции может быть эффективен в снижении уровня утомляемости и тревожности у работников образования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ  литературы по анализируемой проблеме;

- экспериментальные психидиагностические методы сбора информации;

- формирующий эксперимент;

- математические и статистические методы (корреляционный анализ) обработки результатов.

Методики исследования тревожных состояний педагогов:

n   исследование уровня тревожности по шкале Ч.Спилбергера;

n   исследование уровня тревожности по опроснику Немчинова-Норакидзе;

n   исследование депрессии по шкале Т.И.Балашовой.

Опытно-экспериментальная база - педагоги, проходящие  обучение на курсах психической саморегуляции при РЦ «Марий Эл» ОПМАСТНМЦ  в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация может быть использована в практике педагогической работы с педперсоналом.

В настоящем варианте курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Литература

1.Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дне. ... д-ра нсихол. на­ук. М., 1989.- 18 с.

2.Абулъханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М. 1988. С. 4-20.

3.Абульханова К.Л. О субъекте психической деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.-42 с.

4.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука.-I980.-230 с.

5.Адлер Л. Практика и теория индивидуальной психологии. М.:Знание.- 1993.- 190 с.

6.Алексеев А. В. Себя преодолеть. М.:Наука.- 1985.-112 с.

7.Ананьев Б.Г. Пространство чувственного познания. - М.: Знание.- 1960.- 240 с.

8.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-190 с.

9.Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М.: Педагогика.-1982.-198 с.

10.Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Знание.- 1980.- 230 с.

11.Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональ­ной системы. М.: Знание.- 1978.- 245 с.

12.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука.- 1980.- 320 с.

13.Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. - М., 1982

14.Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Наука.- 1979.- 246 с.

15.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.:Знание.- 1984.- 198 с.

16.Беля­ев Г. С., Лобаин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая само­регуляция. Л.:ЛГУ.- 1977-119 с.

17.Березин Ф.Б., Мирошников Н.П.. Рожинец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Наука.- 1976.- 202 с.

18.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движении и физиологии активности. М.:Наука.-. 1966.- 130 с.

19.Бернштейн Ч.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигатель­ных актов // Вопр. психологии. 1957. № 6. С. 70-90.

20.Бодалев А.А. Психология о личности. М.:Наука.- 1988.-430 с.

21.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:Наука.-. 1968.-432 с.

22.Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. М.,1990.-22 с.

23.Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.-290 с.

24.Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение. - Л.: ЛГУ.- 1984.- 298 с.

25.Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1981. Т. 3.

26.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Наука.- 1976.-118 с.

27.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

28.Вяткин Б.А. Влияние разноуровневых свойств интеллектуальной индивиду-дальности на самоорганизацию деятельности в новых условиях и адаптацию к ней // Индивидуальность человека: Условия проявления и развития. Пермь, 1988.- 98 с.

29.Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Наука.- 1966.-190 с.

30.Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных ус­ловиях: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1985.-32 с.

31.Дерябин В.С. Чувстсва, влечение, эмоции. - Л.:ЛГУ.- 1979.-178 с.

32.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 278 с.

33.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Наука.- 1991.- 319 с.

34.Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг. - М.: Прогресс.- 1981.-560 с.

35.Ильин Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельно­сти // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. С. 39-33.

36.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типоло­гических свойств нервной системы. Казань, 1969.-179 с.

37.Конечна Н.С. Самоорганизация в становлении индивидуальности // Инте­гральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспе­кты. Пермь,1988.-219 с.

38.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности чело­века: (Структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5-12.

39.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Отв. ред. А.А. Крылов. М.:Наука.-1980.-256 с.

40.Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.

41.Конопкин О.А., Моросанова В.И.. Степанский В.И. Функциональное строе­ние и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности. М., 1992. Деп. в ОЦНИ 21.09.92, № 135-92.

42.Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с инди­видуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психоло­гии. 1984. № 3. С. 42-52.

43.Конопкин О.А.. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Стилевые особенности само­регуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. М., 1995. (Науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та им. В.И. Ленина. Сер. Психол.-пед. науки).

44.Коротаев А.А.. Тамбовцева Г.С. Исследование индивидуального стиля педа­гогического общения // Науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та им. В.И. Ленина. Сер. Психол.-пед. науки.- 1990. № 2. С. 62-69.

45.Коссов Б.Б. Принципы изучения психических состоянии и проблема саморе­гуляции деятельности спортсмена // Психология и современный спорт. М.. 1982. С. 51-57.

46.Ладанов И. Д. Психическая саморегуляция хозяйственных руководителей. М.: АНХ при СМ СССР, 1986.-145 с.

47.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.-234 с.

48.Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М.: Знание.- 1984.-290 с.

49.Линдеман X. Аутогенная тренировка. A'L: Физкультура и спорт, 1985.-320 с.

50.Линдеман X. Аутогенная тренировка. М.: Знание.- 1980.-212 с.

51.Лобзин Б. С., Решетников М. М. Аутогенная трени­ровка. Л.: .Медицина, 1986.-108 с.

52.Лозинский В. С. Использование аутогенной тренировки в психофизиологиче­ской подготовке курсантов-летчиков к полетам. ВМЖ, 1979, № 6, с. 48—49.

53.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Наука.-1986.-420 с.

54.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Педагогика.- 1994.- 390 с.

55.Моросанова В.И. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции и их связь с успешностью обучения // Психол. журн. 1995а. № 4.

56.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль и саморегуляция произвольной ак­тивности человека // Индивидуальность в современном мире: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. Смоленск, 1996. Ч. 1.

57.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.:Наука.-1998.-345 с.

58.Моросанова В.И. Психическая саморегуляция как фактор индивидуальной надежности деятельности // Общие закономерности и типологические особенно­сти регуляции деятельности. М„ 1985а. Деп. 12.08.85, № 158-85.

59.Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психологии.1991.№ 1. С. 121-127.

60.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Знание.-1984.-285 с.

61.Немов Р.С. Психология. В  3-х кн. - М.: Прогресс, 1995.- 420 с.

62.Онишенко Г.И. К проблеме регулятивной функции эмоции в психологии. - Одесса., 1986.- 187 с.

63.Орлов А.А. Современный учитель. Социальный престиж и профессиональный статус//Педагогика. - 1999. - №3. - с. 60-61.

64.Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределе­нии учащихся // Вопр. психологии. 1992. № 1/2. С. 52-59.

65.ОсницкийА.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование ак­тивности личности. М.: Знание.-1986.- 326 с.

66.Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Л.: Медицина.- 1984.-188 с.

67.Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань.-1990.- 87 с.

68.Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина. М.: Наука.- 1973.- 167 с.

69.Разумов С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье. Л.: Медицина.- 1975.-198 с.

70.Рейковская Я. Экспериментальная психология эмоции. - М.: Знание.- 1979.-256 с.

71.Репнин В.В. Библиотека развивающего обучения. Харьков; Томск, 1992.- 196 с.

72.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Педагогика.- 1996.- 521 с.

73.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Прогресс.- 1999.-630 с.

74.Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М.: Наука.- 1979.- 260 с.

75.Санникова О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения.//Вопросы психологии. 1984. - №3.

76.Соколов Л.Л. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляция и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): Авто­реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.- 27 с.

77.Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности: (Информацион­ный аспект): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991.-19 с.

78.Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 2, разд. 2. С. 5-189.

79.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Медицина.- 1995.- 88 с.

80.Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М.: Знание.- 1985.-76 с.

81.Якобсон П.М. Проблема психологии эмоции. - М.: Наука.- 1960.- 119 с.

Заказать курсовую