Cоциальная работа в пенитенциарной сфере (контрольная)

Содержание

 

 

Введение. 3

1. Принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной системе. 7

2. Функции и методы социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ.. 12

3. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе. 20

Заключение. 28

Список использованных источников.. 30


Введение

 

В настоящее время в исправительных колониях содержится около 775 тыс. осужденных, каждый пятый из них осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый - за разбой, грабеж или изнасилование. Около 63% судимы неоднократно [20].

Выявление эффективных путей исправления личности в условиях лишения свободы, необходимость снижения рецидивной преступности делают проблему исправления личности приоритетной в любом государстве современного мирового сообщества, так как одним из основных направлений государственной деятельности является обеспечение безопасности граждан, их основных прав и законных интересов.

Несмотря на наличие ряда государственных документов, ситуация не меняется, так как деятельность исправительных учреждений в области воспитательной работы с осужденными не в полной мере соответствует современным требованиям нового уголовно-исполнительного законодательства.

Для эффективной борьбы с преступностью большое значение имеет достижение целей уголовного наказания в виде лишения свободы, исправления осужденных впервые, предупреждения совершения ими новых преступлений [8, С.14].

Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной «теоретической недостаточности» наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе разработаны в недостаточной степени. В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в литературе по смежным дисциплинам.

Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням изменений личности правонарушителя и его характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвящённых проблеме делинквентности (М.А. Алемаскин, Ю.М. Антонян, С.Д. Арзуманян, К.Б. Игошев, Н.П. Крейдун, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, А.А. Реан, А.И. Ушатиков, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов и др.).

Проблемам развития пенитенциарных систем в России и за рубежом посвящены работы Г.А. Аванесова, М.Н. Гернета, М.Г. Деткова, М.М. Исаева, С.В. Познышева и др.

Вопросами воспитательного воздействия в условиях лишения свободы занимались И.М. Агаев, В.М. Алиев, Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, В.П. Артамонов, З.А. Астемиров, А.В. Пищелко и др., вопросы организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе рассмотрены в трудах Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Гербеева, В.И. Горобцова, М.Г. Деткова, В.А. Блеонского, А.С. Макаренко, А.Л. Ременсона, Е.Г. Самовичева, А.В. Хребтова, А.В. Шамися и др.

Различные аспекты профессиональной деятельности социальных работников, организации и перспективы развития социальных служб исследованы отечественными и зарубежными психологами и педагогами (Ж. Джемсоу, К. Отте, Ш. Рамон, С.А. Беличева, М.А. Галагузова, В.И. Жуков, М.В. Фирсов и др.); социологами (А.И. Ляшенко, Н.А. Горбунова, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелев).

Несмотря на наличие работ по исправлению осужденных, деятельность социального работника в местах лишения свободы исследована далеко не полностью.

В целом специальная литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на сегодняшний день в отечественной науке практически отсутствует. И если в нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о пенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь в разделах описывающих формы девиантного поведения. И касаются они, в основном, вопросов деятельности социальных работников только по отношению к несовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учреждений ориентирующихся именно на этот контингент осужденных.

Таким образом, социальные потребности общества в реабилитации осужденных, отсутствие обобщенного опыта подобной работы с отбывающими наказание в местах лишения свободы определили тему исследования «Теоретические подходы к построению деятельности социального работника  в пенитенциарной системе».

Проблема: Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.

Объект: Пенитенциарная система Российской Федерации.

Предмет: Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.

Цель: Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ

Задачи:

1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

2) Проанализировать основные направления деятельности и социального работника в пенитенциарной системе РФ.

Гипотеза: Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

Теоретико-методологическую основу профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях составили труды ученых-пенитенциологов (Ю.В. Антонян, В.В. Артамонова, В.В. Лебедева и др.), работы Ю.А. Алферова, С.А. Ветошкина, Л. И. Беляевой, А.С. Макаренко, Е.Я. Тищенко и др. по воспитанию осужденных в ИК, законодательные и нормативные акты: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года и др.

Научная новизна исследования: обосновано, что социально-педагогической деятельность социального работника направлена на помощь осужденному в преодолении кризисных явлений, на формирование у него социально значимых жизненных планов, возрождение самоуважения и веры в свои силы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике социальной работы с осужденными.

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.: Принята 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. литер., 1994
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ. - 1996. – № 25.- Ст. 2954
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - №2. - Ст.198
  4. Постановление Пленума Верховного суда РФ  от 12.11.2001 г. №14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. – №1
  5. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 262 от 30 декабря 2005 года «Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
  6. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ МВД РФ, 2015. - 87с.
  7. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях / Ю.А. Алферов. - Домодедово, 2013. - 125 с.
  8. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных / Ю.А. Алферов. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 2014.- 205 с.
  9. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога / Г.А. Аминев. – Уфа, 2007. – 168 с.
  10. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. – М: Сварогъ., 2009. – 398 с.
  11. Антонян Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – СПб.: Издательство «Юридический  центр Пресс», 2014. – 200 с.
  12. Бойцова В. В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Прокурорская и следственная практика. - 2013. - № 3, 4. - С. 171-173.
  13. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право / Ф.С. Бражник. - М.:Норма, 2014. - 176 с.
  14. Гайдай М.К. Организация культурно-массовой работы с осужденными как фактор минимизации пенитенциарной девиантности // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. Выпуск 14. / М.К. Гайдай. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2010. – С. 135-138.
  15. Димитров А.В. Основы пенитенциарной психологии / А.В. Димитров, В.П. Сафронов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. – 340 с.
  16. Казанцев В. Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях (на примере Германии и Швейцарии) // Вопросы социологии и социальной педагогики : сборник научных трудов. / В.Н. Казанцев. - Рязань, 2012. - С. 34-39.
  17. Ефимова Е.С. Современная тюрьма: Быт, традиции и фольклор / Е.С. Ефимова. – М.: ОГИ, 2014. – 156 с.
  18. Исаева С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях / С.Н. Исаева. - М.: Тракс, 2013. - 220 с.
  19. Кузнецов М. Социальная работа в пенитенциарных системах зарубежных стран : учебное пособие / М. Кузнецов, В. Казанцев, Д. Ивашин. - Рязань, 2013. - С. 45-49.
  20. Краткий анализ состояния преступности в 2014 г.//Российская юстиция. - 2015. - №1
  21. Малых В. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты / В. Малых. - М.: Союз, 2010.- 60 с.
  22. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным / Отв. ред. И. Зайцев. - М.: Права человека, 2010. - 155 с.
  23. Осинский И.И. Реализация функции исправления осужденного / И.И. Осинский, М.К. Гайдай // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 6. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2008. – С. 131-135.
  24. Социальная работа / под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 480 с.
  25. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.:Владос, 2010.- 240 с.


Заказать работу