Декоративно-прикладное творчество в обучении школьников технологии на примере обработки древесины с использованием компьютера (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Анализ и содержание декоративно-прикладного творчества и возможность его использования в процессе обучения технологии (на примере резьбы по дереву) 9

1.1. История развития декоративно-прикладного творчества. 9

1.2. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного искусства. Виды резьб  15

1.3. История развития технологии обработки древесины.. 22

Глава 2. Методика организации и проведение занятий по декоративно-прикладному творчеству (на примере резьбы по дереву) 32

2.1. Научно-методический анализ содержания раздела «Технология обработки древесины» в образовательной области «Технология». 32

2.2. Разработка и выполнение творческих проектов по декоративно-прикладному творчеству. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

Список литературы. 69

Приложения. 76

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы активно разрабатываются теоретические осно­вы эстетической культуры современного человека, в особенности подрастающего поколения. Эстетическое отношение к действитель­ности является одним из её важнейших компонентов.

Наше исследование посвящено формированию начал эстетического отношения к действительности у школьников в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством в процессе обучению технологии.

В современный период категорию отношения в системе эстети­ческого воспитания подрастающего поколения раскрывают в своих работах Д.Н.Джола, В.В.Корешков, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, А.П.Сидельковский, М.Д. Таборидзе, Н.И.Фатеева и другие.

Решающую роль в развитии и сохранении искусства сыграл труд. Декоративно-прикладное искусство стоит на стыке изобразительных искусств и трудовой деятельности. Являясь самой богатой и разнообразной областью художественной культуры народа, оно наиболее доступно и для школы. Занятия декоративным искусством способствуют воспитанию эстетических чувств и переживаний, без которых духовная культура теряет всякий смысл. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы, красоту изделий, возможности материала и цвета.

Художественная обработка природных материалов, создание ²второй природы² - мира предметов, которые природа не знает и которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивает духовные способности человека, в том числе ²чувствующий красоту формы глаз². В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.

Художественное творчество включает в себя освоение культурного наследия. Народное искусство, в том числе народное декоративно-прикладное искусство (искусство ручного труда), играет важную роль в системе эстетического образования. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

Вопросы развития творчества учащихся в образовательной области ²Технология² рассматривались ранее в различных аспектах рядом авторов, в частности, Ю.Л. Хотунцевым, О.А. Кожиной, А.А. Карачевым, Г.И. Кругликовым.  Авторы, опираясь на основные положения работ, делают акценты на анализе роли  художественно-эстетической деятельности учащихся при обучении технологии с позиций развития творческого потенциала личности и на подготовке учителя к реализации функции творческого развития учащихся.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что именно трудовое обучение в общеобразовательной школе (и особенно в предметной области ²Технология²) содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. В таком варианте происходит наиболее яркое воплощение и развитие сущностных (творческих) сил молодого человека. Но для этого необходимо решить задачу органичного соединения в трудовом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности учащихся: восприятия искусства (потребления) и овладения практическими навыками (производства).

Стремительное развитие технологий, их системное проникновение во все сферы профессиональной деятельности человека констатирует формирование принципиально нового статуса технологии как области научных знаний и деятельностному процессу, что соответственно, предъявляет новые требования к структуре и содержанию технологического образования всех уровней, включая и обучение ОО «Технология» в школе. Технологическая образованность и культура эволюционно становятся одними из ключевых компонентов общей культуры человека и оказывают самое существенное влияние на формирование таких значимых качеств личности подрастающего поколения как конкурентоспособность, адаптивность, социализация учащихся, их эффективное профессиональное самоопределение в условиях формирующегося рынка образовательных услуг, труда и профессий. Решению этих проблем посвящены исследования П.Р. Атутова, В.М. Жучкова, В.М. Казакевича, О.А. Кожина, В.П. Овечкина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева.

Свершившийся переход от трудового обучения к технологическому образованию призван обеспечить учащимся не только познание и, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами технологического преобразования окружающей действительности и применение научных знаний на практике, но и способствовать формированию гармоничной и творчески активной личности.

Так же, как культура неотделима от образования, так и трудовое обучение не должно идти в отрыве от художественно-эстетического развития. Трудовое обучение в общеобразовательной школе должно носить художественно-развивающий характер, а не рассматриваться только как изучение ремесла с его технической стороны. На практике часто наблюдается обратное – акцент делается на репродуктивной, механической стороне декоративно-прикладного творчества.

Именно поэтому в программы обучение технологиям обработки различных материалов включены разделы «Художественная обработка материалов» и «Художественно-декоративное творчество», изучение которых призвано в процессе обучения технологиям, в том числе и технологиям обработки древесины, способствовать приобщению учащихся к миру прекрасного и их эстетическому развитию через знакомство с декоративно-прикладным искусством. Технология обработки древесины является одним из видов технологий, где исторически наиболее ярко проявляется взаимодействие и взаимопроникновение технологической деятельности и декоративно-прикладного искусства, что предопределяет необходимость и потенциальную возможность активного использования средств декоративно-прикладного искусства в обучении технологии деревообработки в школе.

Проблеме использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в обучении труду и ОО «Технологии» посвященные исследованиям ученых В.М.Быстрова, Ю.П.Желтоухова, А.И.Инагамова, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, С.Н.Новикова, Д.Г.Пилипенко, С.И.Пономарькова, Г.В.Похолкина, Н.Н.Ростовцева, Д.М.Скильского, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой.

В методических работах Ю.П.Желтоухова, А.Я.Пономарькова Р.Х.Тебуева, А.С.Хворостова рассматриваются проблемы формирования эстетического отношения к технологии обработки древесины на внеклассных занятиях в процессе изготовления изделий декоративно-прикладного искусства из древесины.

Проблемы отбора содержания, форм, методов и средств обучения технологии художественной обработки древесины в общеобразовательной средней школе наиболее полно разработаны А.В.Бычковым, Е.П.Кондратьевой, С.Э.Маркуцкой.

В исследованиях отечественных ученых, педагогов и методистов выявлено влияние средств декоративно-прикладного искусства на формирование познавательного интереса школьников к технологии обработки древесины; выделены также возможности применения электронно-коммуникативных технологий и, в частности, персонального компьютера при обучении технологии обработки древесины, однако отсутствует целостная методика формирования познавательного интереса школьников к технологии обработки древесины средствами декоративно-прикладного искусства (ДПИ) с использованием компьютера как мода творческого проектирования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в теории и методике обучения технологиям определили тему исследования: «Декоративно-прикладное творчество в обучении школьников технологии на примере обработки древесины с использованием компьютера».

Цель исследования - разработка и выполнение творческих проектов учащихся основной школы в процессе обучения технологии обработки древесины средствами ДПИ с использованием персонального компьютера.

Объект исследования — процесс обучения учащихся технологии обработки древесины в основной школе.

Предмет исследования - методика формирования интереса у учащихся основной школы к технологии обработки древесины средствами ДПИ с использованием персонального компьютера.

Гипотеза исследования: интерес основной школы к технологии обработки древесины можно сформировать и повысить, если в обучении будет реализован метод творческих проектов, основанный на использовании средств декоративно-прикладного творчества и персонального компьютера.

Цель и предмет определили задачи исследования:

  • научно обосновать роль народного декоративно-прикладного искусства в формировании начал эстетического отношения к дейст­вительности у школьников;
  • на основе социально-исторического, отечественного опыта обучения технологии обработки древесины выявить значение художественной обработки при обучении народным ремеслам, связанным с деревообработкой;
  • раскрыть специфику декоративно-прикладной деятельности в образовательной области «технология» и  определить возможности средств  декоративно-прикладного  искусства  для  формирования познавательного интереса у школьников к технологии обработки древесины;
  • разработать метод творческих проектов, направленный на поэтапное формирование интереса у школьников основной школы к технологии обработки древесины с использованием средств декоративно-прикладного искусства и персонального компьютера.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической, учебной и специальной литературы; обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за реальным учебным процессом, тестирование учащихся; педагогический эксперимент и использование методов математической статистики для обработки его результатов с целью определения эффективности предлагаемой методики.

Научная новизна исследования заключается в применении метода творческих проектов с применением средств декоративно-прикладного искусства и персонального компьютера для формирования интереса учащихся основной школы к технологии обработки древесины.

Практическая значимость исследования: сформирован перечень изделий,   рекомендуемых для изготовления учащимся основной школы с использованием средств ДПИ и персонального компьютера; выделены технологические операции по художественной обработке древесины, которые могут быть выполнены с использованием персонального  компьютера  и  соответствующего  прикладного программного обеспечения; разработана методика формирования и развития познавательного интереса учащихся основной школы на уроках по технологии обработки древесины средствами ДПИ с использованием персонального компьютера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования, в соответствии с задачами и целью исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Теоретически  обоснована  возможность  формирования познавательного интереса учащихся основной школы к технологии обработки древесины средствами ДЛИ.

2. Сформулированы принципы  отбора видов художественной обработки древесины для занятий с учащимися основной школы.

3. Выделены  виды художественной обработки древесины, обладающие высоким познавательным потенциалом, доступные и рекомендуемые как одно из методических средств формирования познавательного интереса к технологии обработки древесины у учащихся основной школы.

4. Сформирован перечень изделий,   рекомендуемых для изготовления учащимися основной школы с использованием средств ДПИ и персонального компьютера.

5. Выделены технологические операции, которые могут быть выполнены  с  использованием  персонального  компьютера  и соответствующего прикладного программного обеспечения.

6.  Разработана методика поэтапного формирования и развития познавательного интереса у учащихся основной школы на уроках по технологии обработки древесины средствами ДПИ с использованием компьютера.

В условиях общеобразовательной сельской школы был проведен эксперимент по использованию метода творческих проектов, в основе которого лежит декоративно-прикладное творчество и персональный компьютер при обучении технологии обработки древесины.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтвердилась. Мы доказали, что интерес у школьников к технологии обработки древесины можно сформировать и повысить, если в обучении будет реализован метод творческих проектов, основанный на использовании средств декоративно-прикладного творчества и персонального компьютера.

Результаты работы подтверждают их актуальность, научную новизну, практическую значимость, а также могут быть в дальнейшем использованы для проведения комплексного исследования методики формирования познавательного интереса учащихся основной школы на уроках технологии.

Список литературы

Аверичев Ю.П. Трудовая подготовка: от опыта работы к общим проблемам// Школа и производство. - 2005. - № 5. - С. 2-10.

  1. Азизов А.А. Методика обучения учащихся VIII-IX классов резьбе по дереву. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Брянск, 1995.
  2. Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. - М.: ИОСО, 1997.
  3. Атутов П.Р., Кожина О.А., Овечкин В.П., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе// Школа и производство. - 2009. -№1.-С. 5-12.
  4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. - М.: Педагогика, 1981.
  5. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие. - Карачаевск, 1994.
  6. Белов А.А. Техническая эстетика на уроке труда// Школа и производство. - 1980. - № 12. - С. 7.
  7. Белов А.А., Гвоздев Б.М. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Методическое пособие. -СПб.: Образование, 1992.
  8. Белонин И.В. Методика проведения занятий по обработке древесины в VI классе// Школа и производство. - 1984. - № 7.

10. Богатырев А.И., Коптелов А.В., Некрасов Г.Н. Современные информационнее технологии// Школа и производство. - 2001. - № 1. - С. 18-19.

11. Бронников Н.Л., Симоненко В.Д. Учебно-материальная база по «Технологии»// Школа и производство. - 1998. - № 2.

12. Бычков А.В. Обучение учащихся IX-X классов городских школ художественно-прикладным видам труда// Школа и производство. - 1982. -№8.-С. 47-48.

13. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. - М.: Просвещение» 1982.

14. Волохова Е.Д. Проблемы трудовой подготовки школьников в современных условиях// Школа и производство. - 1996. - № 3. - С. 2.

15. Воронцова Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание// Информатика и образование. - 2009. - № 8.

16. Высоцкий И.Р. Компьютер в школьном образовании// Информатика и образование. - 2008. - № 1.

17. Готская И.Б. Метод проектов - теория и практика реализации в предметной области «Технология» / Модернизация общего образования на рубеже веков. Сб. научн. Ст. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001

18. Готская И.Б., Жучков В.М. Анализ современных тенденций модернизации технологического образования / Молодежная культура и ценности бедующего. Сб. научн. ст. по проблемам педагогики ненасилия. -СПб.: Из-во «Verba Magistrii», 2001

19. Ельников  Д.П.  Обучение  школьников  прикладным художественным видам труда// Школа и производство. — 2000. - № 1.

20. Емельянов  Д.П.  Обучение  школьников  прикладным художественным видам труда// Школа и производство. - 2000. - № 1. - С. 37-39.

21. Ермачкова Н.Ф. Уроки по городецкой росписи// Школа и производство. - 2006. - № 2, 3.

22. Жигунов Н.Е. Программа трудового (профильного) обучения учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы. - СПб.: ГУПМ, 2000.

23. Жихарская О.Б. Создание орнамента на компьютере// Школа и производство. - 2009. - № 2-С. 29-31.

24. Жихарская О.Б., Чернякова В.Н. Комбинированный урок по технологии и информатике// Школа и производство. - 2008.-№ 5.-С.44-46.

25. Жучков В.М. Технологическое образование - уроки истории, современное состояние, горизонты будущего /Модернизация общего образования на рубеже веков. Сб. Научи, ст. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2001

26. Зотова Е.В., Симоненко В.Д. Информационная культура в системе технологического образования//Школа и производство.—2010.-№ 3.

27. Кальней В.А. и др. Программа трудового обучения с основами промышленной и художественно-прикладной обработки материалов. - М.: Просвещение, 1993.

28. Кальней В.А. Современная техника на уроках труда// Школа и производство. - 1990. - № 1.

29. Канушин Б.П., Канушина А.В. Пермогорская роспись по дереву// Школа и производство. - 2007. - № б. - С. 39-45.

30. Капустин B.C. Выполнение проектов на уроках технологии в V-VII классах// Школа и производство. - 2008. - № 1. - С. 15-20.

31. Капустин B.C. Методика занятий по разделу «Проект» в 5-7 классах// Школа и производство. - 2009. - № 4. - С. 33-37.

32. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 1995.

33. Карачев А.А. Компьютер в школьной мастерской// Школа и производство. - 1997. - № 1. - С. 64.

34. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся// Школа и производство. - 1997. - № 2.

35. Коваленко В.И. Технология обработки древесины V-IX классов. Дидактический материал. - М.: Просвещение, 1995.

36. Котряхов Н.В. Современные подходы к проблеме трудового воспитания// Школа и производство. - 1999. - № 2.

37. Кочетков О.Л. Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1994.

38. Кругликов Г.И. Технология обработки древесины// Школа и производство. - 2000 - № 7. - С. 19-21.

39. Леонтьев А.В., Капустин B.C., Шайхеманов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах (проектный метод)// Школа и производство. - 1997. - № 1.

40. Леонтьева М.Р. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»// Школа и производство. - 2000. -№ б.-С. 6-8.

41. Лернер П.С. Проектирование по «Технологии»// Школа и производство. - 2007. - № 3.

42. Максимов Ю.В. Уроки искусства и ремесла// Школа и производство. - 1983. - № 8. - С. 26-28.

43. Маркуцкая С.Э. Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области «Технология». Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988.

44. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология»// Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 3-6.

45. Марченко А.В. Технология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2000.

46. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования// Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43.

47. Махотин Д.А. Содержание раздела «Художественная обработка материалов»// Школа и производство. - 2009. - № 6. - С. 65-66.

48. Муравьев Е.М. Уроки технологии// Школа и производство. — 2008.-№5.

49. Нагель  О.И.  Особенности  преподавания  раздела «Художественная обработка материалов»// Школа и производство. - 2000. -№2.

50. Надточий А.П., Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду «Обработка древесины металлов, электротехнические и другие работы»: Книга для учителя. - М.: Прсвещение, 1996

51. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. I-IV классы. - М.: Просвещение, 1991.

52. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. — М., 1995.

53. Оверин Н.Г. Использование компьютера в обучении обработке бересты// Школа и производство. - 2001. - № 5. - С. 30-34.

54. Петров B.C. Технология обработки древесины на токарных станках: Учебное пособие. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002

55. Петров B.C. Технология использования выразительных возможностей древесных природных материалов и отходов древесины: Учебное пособие. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002

56. Поздняков А.В., Семко А.В.  Обучение школьников геометрической резьбе// Школа и производство. - 2000. - № 2.

57. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. -М.: Просвещение, 1976

58. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992.

59. Программа профессионального обучения учащихся 8-9 классов - деревообработка// Школа и производство. - 1986. - № 8.

60. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1991.

61. Сафрис О.М. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии// Школа и производство. - 2011. - № 1. - С. 54-56.

62. Симоненко В.Д. Методика обучения технологии. - Брянск, Из-Йо БГПУ, НМЦ «Технология» 1998.

63. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - Брянск, Из-во БГПУ, НМЦ «Технология» 1998.

64. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся V-1X классов общеобразовательной школы. - Брянск: Из-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1996.

65. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников. -Брянск: Из-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.

66. Симоненко В.Д., Иляева Л.М., Шипицын Н.П. Проекты по техническому труду в V-VII классах// Школа и производство. - 1996. - № 1.-С. 24-26.

67. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития// Школа и производство. - 1999. - № 1-5.

68. Скворцов К.А. Единство трудового обучения и художественно-технического творчества// Школа и производство. — 2006. - № 3. — с. 16-20.

69. Скворцов К.А. Специализация учителя - народные ремесла// Школа и производство. - 2008. - № 5.

70. Спичак И.А. Эскизно-проектная графика в техническом и художественном творчестве школьников// Школа и производство. - 1995. -№4.

71. Тебуев Р.Х.  Содержание  и  методика преподавания художественной обработки древесины в кружках и на факультативных занятиях общеобразовательной школы. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1985.

72. Тхоржевский Д.А. Внедрение проблемного обучения на уроках труда// Школа и производство. - 2007. - № 4.

73. Фролов А.П. Новиков A.M. Приобщение к художественно прикладному творчеству// Школа и производство. - 2003. - № 3.

74. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство - в школу// Школа и производство. - 1990. -№11.

75. Хотунцев Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. - 2004. - № 4. - С. 84-88.

76. Шевкунов А.Н. Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников. Дис. ... канд. пед. наук. - СПб, РГПУ, 2000.

77. Экспериментальная программа «Технология» (трудовое обучение). I-V; V-XI классы/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко. -М.: 1997.

78. Яковлев А.В. Элементы прикладного искусства на уроках технологии// Школа и производство. - 2010. - № 5. - С. 40-41.

Заказать диплом