Детская тревожность и пути ее устранения (курсовая)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Психологическая характеристика детской тревожности и пути ее устранения.. 6

1.1. Понятие тревожности в трудах отечественных и зарубежных авторов. 6

1.2. Проявление детской тревожности. 12

1.3. Влияние тревожности на успешность обучения. 18

глава 2. диагностические исследования проявления детской тревожности.. 24

2.1. Организация и методы исследования тревожности подростков. 24

2.2. Анализ результатов исследования. 28

2.3. Предложения по снижению тревожности школьников. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 45

Список использованной литературы... 49

Приложения.. 53

 

Введение

Актуальность исследования. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с повышенным уровнем тревожности, повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью.

Большинство психологов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным психологическим технологиям по снижению тревожности у детей и подростков.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.

Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной тревожности".

Задачи профилактики и коррекции тревожных состояний детей требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема тревожности у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А., Захаров А.И., Дубровина И.В., Божович Е.Д., Савина Е., Шапина Н.,  Поддъяков Н., Репина Т.А.  и др.)

В современной отечест­венной психологической науке вопросами готовности к системати­ческому обучению занимались и занимаются: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давы­дов, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Е. Кравцова, Е.В.Новикова, Э.М. Алексан­дровская; Н.Г. Лусканова; И.А. Коробейников  и др.

В подростковом возрасте данными вопросами занимались Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.

Тем не менее   далеко не все стороны проблемы тревожного поведения у подростков и его влияния на успешность учебной деятельности изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования: «Детская тревожность и пути ее устранения».

Объектом исследования является детская тревож­ность.

Предмет исследования:  особенности возникновения тревожности у школьников и ее взаимосвязь с успеваемостью при обучении.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса возникно­вения детской тревожности у школьников и возможность ее снижения.

Исходя из этого задачами данной работы является:

теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

определить особенности эмоциональной тревожности школьников в зависимости от успеваемости в школе;

провести диагностические исследования эмоциональной тревожности школьников с различной успеваемостью;

предложить мероприятия по снижению детской тревожности.

Гипотеза исследования: диагностическое исследование позволяет выявить тревожные состояния у школьников в зависимости от успеваемости в учебной деятельности.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   наблюдение за подростками и тестирование исследуемых;

n   математические методы обработки результатов.

Для определения возможных состояний тревожности личности были выбраны следующие методики: методика определения тревожности по шкале Филиппса; методика Андреевой «Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем возрасте»; методика Кандаш «Выявление уровня тревожности у подростков».

Опытно-экспериментальная база :учащиеся  лицея им. Ломоносова 6-го класса г. Йошкар-Ола в количестве 40 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем представлен комплекс методик, направленный на изучение детской тревожности, который может быть ис­пользован в рамках психологической службы образования.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что проанализированный материал и предложенные методы диагностики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей.

Список использованной литературы

  1. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности // Но­вые исследования в психологии. 2004. № 1. С. 56-65
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 2004.-300 с.
  5. Вайзман Н.П.  Реабилитационная педагогика. М.: Аграф . - 2006. – 160 с.
  6. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14.-  2006.- № 4.- С. 22-32.
  7. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоле­ния критических ситуаций. М. 2004.  - 200 с.
  8. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.- 2000.- № 5.
  9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 2004. - 160 с.

10. Генинг Г. Н. Особенности взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности младших школьников в учебной деятельности // Психология психи­ческих состояний. Вып. 2. Казань. 1999. С. 202-209.

11. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. - СПб. 2004. - 384 с.

12. Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости// Мир психологии.- 1999.- №2.- С.111

13. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от стра­ха. СПб. 1995. - 128 с.

14. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 2001.- 110 с.

15. Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг. - М.: Юрайт, 1999.-564 с.

16. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - 2006. - С. 49—57

17. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172// Народное образование 2000.- № 3.- С.257-267

18. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном обще­нии (в возрастном плане): Автореф. Дис. канд. психол. наук. М. 2007. - 178с.

19. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 2002.- С. 65-74

20. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.

21. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.:Речь.-2003.-160 с.

22. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологи­ческая готовность к школе.- М., 2007

23. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.

24. Лагерлеф X. Психофизиологические реакции в период эк­заменационного стресса: медицинские последствия этих реакций // Эмоциональный стресс. Л. 2000. С. 275—292.

25. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, трево­ги // Вопросы психологии. -1999.- № 1.- С. 131-138.

26. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-2006.- 278 с.

27. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.:Международная пед.академия. - 2004.-368 с.

28. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 2005.

29. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М. 2007. - 111с.

30. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. - 2001. - С. 49—56.

31. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

32. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе.  М., 1996

33. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.-М., 2001. – 189 с.

34. Пацявичус И. В. Соотношение индивидуально-типологи­ческих характеристик эмоциональности с особенностями саморегу­ляции деятельности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М. 2001.- С.131.

35. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М., 2006

36. Пинчук В. А Психологический анализ устойчивых особенно­стей эмоциональности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М. 2002. - 18 с.

37. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. Психологическая наука и образование.-1998.- №2.

38. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн.-СПб,Ритер, 2003.-272 с.

39. Ремизова Г.И. Тревожные дети. М.:Владос.-2001.-202 с.

40. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - с. 11.

41. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. СПб.:Питер.-2003.-282 с.

42. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 2002.

43. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.

44. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - 2003. - С. 12-24

45. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 2005. – 168 с.

46. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М. 2005. - 237 с.

47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение, 2006. - 111 с.

48. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы ре­активной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л. 2007. - 127 с.

49. Хольмберг Г. Фармакология и стрессовые реакции // Эмо­циональный стресс. Л. 2007. - С. 161—168.

50. Шафранская К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура. // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л. 2006. - С. 176—188.

Заказать курсовую