Деятельность психолога в подразделении по делам несовершеннолетних (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности психолога подразделений по делам несовершеннолетних.. 9

1.1. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям  9

1.2. Особенности работы психолога с «трудными» подростками. 22

1.3. Формы психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам. 43

Глава 2. диагностические исследования особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и работа психолога по   их   коррекции.. 54

2.1. Методики и организация исследования. 54

2.2. Результаты исследований особенностей эмоционально-личностной сферы подростков, состоящих на учете  в подразделении по делам несовершеннолетних  60

2.2.1. Результаты исследования по методике ПДО.. 60

2.2.2. Результаты исследования уровня одиночества. 74

2.2.3. Результаты исследования темперамента. 74

2.2.4. Результаты исследования самооценки психических состояний. 76

2.3. Деятельность психолога по коррекции личности трудных подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. 78

2.4. Контрольная диагностика. 89

Заключение. 93

Список литературы.. 97

Приложения.. 101

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд­винули целый ряд проблем, одной из которых является про­блема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заклю­чается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве­личению числа детей с девиантным поведением. Причины -отклонений в поведении ребенка возникают как результат по­литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия кон­троля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде­мий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав­ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемо­сти ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб­ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много­образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи­тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита­тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ­ность к само регуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Непросто найти ответы на многие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией про­филактической и коррекционной работы с группой таких де­тей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а пред­принимались главным образом предупредительно-каратель­ные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не толь­ко не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Наиболее тревожной представляется проблема преступности не­совершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

Повышается криминальная активность несовершенно­летних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел сос­тоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до дости­жения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хро­нически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45).[37, с.33-35]

В Параньгинском районе РМЭ из 341 преступления, совершенного в районе, 12 совершено несовершеннолетними. В целом лицами до 30 лет совершено преступлений в Параньгинском районе в 2001-80, в 2002 г.-101, в 2003 г.- 102. Несмотря на это в 2003 г. преступность несовершеннолетних  сократилось на 33%  по числу лиц  совершивших эти преступления на 37% по сравнению с прошлым годом. В то же время произошел  рост административных правонарушений  подростков с 23 до 34.  На рост подростковой преступности оказывает  экономическая нестабильность в стране, тяжелое материальное положение в семьях, обнищание народа, рост числа неблагополучных и малообеспеченных семей.

На начало января 2004г. а Параньгинской ИДН  состоят на учете 43 подростка, из них трое судимы, в возрасте от 14 лет - 6 человек,  с 14 лет - 10 человек,  с 16 лет 24 человек.  В средних общеобразовательных школах учатся  18 подростков, в ПУ-28 - 14 человек, из них 5 чел. работают, а 3 ничем не занимаются. Среди совершивших преступления, 19 несовершеннолетних  подростков. Из 14 преступлений было совершено 10 краж, 1 хулиганство, 1 причинение легкого вреда здоровью, 1 незаконное хранение и ношение  огнестрельного оружия, 1 вымогательство. Большинство преступлений совершается  в группе, среди несовершеннолетних  их 6 групп – численностью 15 человек. У 4 из 5 состоявших на учете родителей  дети состоят на учете. Было совершено  5 опасных деяний до 14 лет. На 2002 год 2 подростка сняты с учета, 6 несовершеннолетних  отправлены в исправительные колонии с достижением  18 лет. С осуждением к лишению свободы – 1 человека.

Многие родители уезжают на заработки в другие области. Дети по 3-6 месяцев  живут одни без родителей, часто без средств к существованию. Все это приводит к дезадаптации подростков в социуме, формирует у них варианты различных девиаций, поэтому особенно необходима таким подросткам помощь психолога.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – «Деятельность психолога в подразделении по делам несовершеннолетних».

Объект исследования – особенности деятельности психолога в работе с «трудными» подростками.

Предмет исследования – коррекция особенностей личности несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Целью дипломной работы является изучение особенностей деятельности психолога по коррекции личностных нарушений у подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работой стали:

  • Изучить литературу по проблеме;
  • Изучить психологические  особенности  «трудных» подростков и подростков, совершивших преступления;
  • Провести диагностические исследования различных эмоционально-личностных особенностей у подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
  • Разработать и апробировать мероприятия психологической коррекции личностных нарушений «трудных» подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная и комплексная работа психолога с «трудными» подростками окажет положительное воздействие на снижение их негативных эмоционально-личностных особенностей.

Методами исследования в данной дипломной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента подростков; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного обучения одиночества; методика Спилбергера по изучению тревожности подростков; методика ПДО по изучению девиантного поведения подростков.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Свои труды посвящали психологическим особенностям несовершеннолетних преступников и правонарушителей такие авторы как (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.) Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Вопросами психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и преступников занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, А.П. Чернявская, Н.Г. Рука­вишникова, Н.П. Фетискин, Н.П. Анисимова, Л.В. Байбородова, Е.А. Ермолин, И.И. Заярная и др. убеждены в том, что в ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком на сегодняшний день педагоги и психологи должны сделать акцент на подавлении в моло­дом человеке стремления к негативному поведению и модифи­цированию условий среды, вызывающих девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании пози­тивного поведения ребенка и сведении к минимуму преду­предительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения. Социальную терапию необходимо использовать в случаях непатологических форм отклоняющегося от норм поведения детей и подростков.

Методологическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., субъектно-деятельностный подход в психологии.

Опытно-экспериментальая база исследования: подростки, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних п. Параньга, РМЭ, в возрасте 14-15 лет, в количестве 40 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной и психологической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними преступниками.

Новизна исследования. Несмотря на теоретическую разработанность проблемы «трудных» детей, в психологии пока еще не достает практических исследований по изучению эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних, склонных к правонарушениям и коррекции девиантного поведения. Поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для работы с данным контингентом.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

  1. Александров А.А.. Цели и задачи психотерапии при основных типах деликвентного поведения у подростков. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л.:ЛГУ, 1998. –220 с.
  2. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о само регуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  3. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  4. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., пере раб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98->, 2000. - 224 с.
  5. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей.М.:Дрофа,1993.-129 с.
  6. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.-230 с.
  7. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.:Педагогика,1982.- 67с.
  8. Беличева С Л. Основы превентивной психологии. - М.:Знание, 1993.-190 с.
  9. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  10. 10. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию.// Вопросы судебной психологии. М.:Знание,1971.-185 с.
  11. 11. Валентен А. Как птицы в клетке// Преступление и наказание.- 2002.- №2.- С.26-29
  12. 12. Глинский Я. И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российский действительности эпохи пост перестройки // Мир России.- 2003.- № 2. -С. 121.
  13. 13. ГрищенкоЛА., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащих­ся: Учеб. пособие. - Свердловск, 1987.-320 с.
  14. 14. Детков М., Кудимов А., Хмель А.  Воспитательные колонии: 135 лет развития// Преступление и наказание.-2001.-№12.-С.26-29
  15. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несо­вершеннолетних. М., 1981. – 127 с.
  16. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных ано­малий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М.:Знание,1992.-117 с.
  17. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологические характеристи­ки личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы  психологии. - 2003. - № 4.
  18. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.
  19. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.
  20. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия СПб.: Питер Ком, 1998.
  21. Карягина О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогичес­кое исследование // Классный руководитель: Научно-методический журнал. - 2002. - № 5.
  22. Кащенко В.П.   Педагогическая   коррекция:   Исправление   недостатков характера у детей и подростков:  Кн.  для учителя.  - 2-е.  изд. -М., 1994.
  23. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя. -Пер. с англ. - М.:Медицина, 1991.-420 с.
  24. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.) — М.: Педагогика, 1991.-330 с.
  25. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-78 с.
  26. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М.:Медицина, 1979.-430 с.
  27. Кон И.С. Открытие "я". М.:Наука,1978.- 368 с.
  28. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.:Педагогика, 1989. –420 с.
  29. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.:Посвещение, 1980.-320 с.
  30. Королев В.В.   Психические   отклонения   у   подростков-правонарушите­лей.-М.: Медпресс, 2002.-240 с.
  31. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.
  32. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.
  33. Левин  Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социализации перемен// ВМУ. Серия 11. Право. 1997.- №3.- С.108-115
  34. Левин Б.М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. М.:Наука, 1992. –220 с.
  35. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка. — Л., 1983.-238 с.
  36. Меркушов А.Е. Дать подростку шанс// Человек и закон.-2000.-№6.- С.33-35
  37. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР. Тбилиси. Июнь. 1971.
  38. Мольц М. Я. - это Я, или Как стать счастли­вым /Пер. с англ. Г. П. Бляблина. - СПб.: Лениз-дат, 1992. - 192 с.
  39. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. - Кишинев, 1980.-248 с.
  40. Немиринский О. В. Терапевтическая роль групповой динамики //Московский психотера­певтический журнал. - 1993. - № 3. - С. 5-25.
  41. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимо­действии с социальной средой. М.:Знание, 1992.-302 с.
  42. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). - М.: Гиль-Эс-тель, 1993.- 240с.
  43. Перцова Л. Перевоспитание несовершеннолетних//Преступление и наказание.-2000.-№6.-С.9-14
  44. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
  45. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.
  46. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) — СПб: «Питер», 1999.
  47. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М.:Педагогика, 1979. –190 с.
  48. Рожков М.И., Ковалъчук М.А., Кузнецова А.И., Чернявская А.П., Рукавишникова Н.Г., Фетискин Н.П.,  Анисимова Н.П. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие. / Под ред. М.И. Рожкова. —М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  49. Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни //Практическая психология. - М., 1997.-109 с.
  50. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М.:Скиф, 2002.-235 с.
  51. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. - М.: Владос, 2003.-119 с.

Заказать диплом