Диагностика тревожности и ее коррекция в дошкольном возрасте (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ...........................................................................................

1.1. Характеристика тревожности, страха и ее причины.................................................

1.2. Проявление тревожности в дошкольном возрасте...............................................

1.3. Психологические методы коррекции  страха и тревожности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ..............

2.1. Исследование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.............

2.2. Коррекционная работа по устранению тревожности в дошкольном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня усилиями педагогов, психологов, со­циологов, педиатров и правоведов накоплены разнообразные данные о физическом, психиче­ском, умственном и нравственном развитии ребенка, его воспитании и обучении, общении, жизненном и профессиональном самоопределе­нии.

Забота о молодом поколении стоит в основе первоочередных задач государства. Об это говорят принятые в последнее время законодательные акты на основе международных правовых актах, направленных на защиту прав ребенка и  полноценное развитие, таких, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, [1], Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2],  Федеральный закон от 10.07.92 №3266 (ред.16.11.97) «Об образовании» [3], Федеральный закон  от 21.12.96 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-ситрот  и детей, оставшихся без попечения родителей» [4].

В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Актуальность темы исследования. Сегодня ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными пред­ставлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Семейное неблагополучие и его негатив­ное воздействие на ребенка могут возник­нуть и по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

В настоящее время увеличилось чис­ло тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью. Задача воспитателя — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого воспитателю необходимы определенные психологические знания.

При решении этих задач и детские учреждения, и школа, и родители испытывают определенные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имею­щиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.

Все это приводит к негативных эмоциям, страхам, тревожности, агрессии, особенно отрицательно влияющих на детей дошкольного возраста.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. - возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания. Тем более опасна тревожность для дошколькного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Поэтому тема эта достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Задачи профилактики и коррекции тревожных состояний в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема нарушений поведения у детей в связи с появлением ситуации тревожности привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А. [72], Захаров А.И.,[32, 33] Маралов В.Т., [58] Дубровина И.В. [21], Божович Е.Д., [15], Бреслав Г.М. [17], Савина Е., Шапина Н. [79],  Поддъяков Н. [67], Репина Т.А. [75,76] и др.)

Далеко не все стороны проблемы тревожного поведения у дошкольников изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса диагностики тревожности и ее коррекции в дошкольном возрасте. Для этого в работе во-первых, дается понятие тревожности, основные моменты ее проявления; во-вторых, характеристика психических и психологичес­ких особенностей дошкольников. Кроме того, в данной работе проведены исследо­вания, определяющие уровень тревожности дошкольников, а также пред­ложены корректирующие мероприятия для устранения этого состояния.

На основании вышеизложенного  задачами данной работы являются:

n   теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме;

n   выявить особенности психологии дошкольников и их влияние на воз­никновение тревожности ;

n   провести диагностические исследования группы дошкольников с целью выявления тревожного состояния;

n   Разработать систему рекомендаций, обеспечивающих психолого-педагогическую коррекцию детской тревожности и страхов.

Объектом исследования являются особенности тревожного поведения и возможности его психологической коррекции у дошкольников.

Предмет исследования:  тревож­ное поведение в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: дошкольники успешнее справятся со своими страхами и тревожным состоянием, если обеспечить координацию совместной работы психолога, воспитателей и родителей и организовать целенаправленную работу по устранению детских страхов и тревожности с использованием детского творчества (рисование, игра).

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, медицине, наблюдение за детьми в условиях группы и открытой среде; опытно-экспериментальная работа; беседы с детьми и родителями, приемы психодиагностики.

Для определения состояния детской тревожности были использованы следующие методики: «Несуществующее животное», рисование страха (Захаров А.И.), методика «Маски» и методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская), методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова).

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 5 лет детского сада №3 «Теремок» п.Советский РМЭ в количестве 20 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ детской тревожности и страхов, определены и экспериментально обоснованы некоторые направления психологической коррекционной работы по их устранению.

Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по устранению тревожности у детей, которые могут быть использованы психологами и педагогами в области дошкольного образования.

Литература

1.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам// Вестник ВАС РФ, 1994, №2

2.Федеральный закон  от 21.12.96 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-ситрот  и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ, 23.12.96, №52, ст.5880

3.Федеральный закон от 10.07.92 №3266 (ред.16.11.97) «Об образовании» // СЗ РФ, 15.01.96, №3, ст. 150

4.Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст.3802

5.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатерин­бург, 1995.- 227 с.

6.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

7.Артемов И.А. Особенности детского возраста. - М., Учпедиздат, 1953. -192 с.

8.Бельская Л. И. Влияние изменения структуры семьи на воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. ин-та. Т. 102. Сознание и нравствен­ность. Вып. 3. Иванове, 1982

9.Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. Л., 1988

10.Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.

11.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.

12.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

13.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

14.Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998 .

15.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Знание.- 1984.- 331 с.

16.Возрастная и педагогическая психология, М.: Наука.-1973. - 178 с.

17.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

18.Гаркуша ЮФ. Педагогическое обследование дошкольников. -М., 1992. -64 с.

19.Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности// Законность.-1999.- №11.-С. 27-30

20.Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Мысль.-1991.- 280 с.

21.Гуровец Г., Кирилова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем. // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -с.67.

22.Дементьева М.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старше­классников // Социологические исследова­ния. 1995. № 6

23.Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - с.51

24.Дети улиц//Информационно-консультативный вестник. Выпуск 5. М.: ИКАР, 1998

25.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения:кн. для учителя и родителей. М.: Наука.-1987. - 190 с.

26.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

27.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

28.Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

29.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещениею - 1992. С. 222.

30.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

31.Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.

32.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

33.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

34.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

35.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

36.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

37.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

38.Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

39.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

40.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

41.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

42.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979.

43.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 326 с.

44.Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теор. и приклад. исслед. в зарубеж. пси­хологии.: Сб. обзоров.-М.: И Н И О Н, 1991.

45.Лунеев В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Со­циологические исследования. 1999. № 7. С. 101.

46.Лупьян   Я.А.      Барьеры       общения.       Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69с.

47.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

48.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

49.Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

50.Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание СПб., 1908.

51.Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Наука, 1973. - 583 с.

52.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

53.Правильно ли воспитываем малыша. / Под ред. Л.Ф. Островской. - М.: Просвещение,1979. - 128 с.

54.Преступность в зеркале статистики.// Законность.-1999.- №3.- С. 22

55.Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппен­рейтер. М.: МГУ.-1993.- 240 с.

56.Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

57.Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

58.Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.

59.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

60.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991. - 314 с.

61.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

62.Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

63.Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоциональные аспекты. М.:Наука.-1975.

64.Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.

65.Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

66.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.,1971.

67.Тростанецкая Г. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании// Народное образование.- 1999.- №10.- С.32-35

68.Урланис Б. Семья и проблемы демографии // Молодая семья. 1977. Вып. 18

69.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение, 1996. - 111 с.

70.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

71.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.:Ильин В.П., 1996.

72.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.: Просве­щение.-1974.- 180 с.

73.Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - с. 77.

74.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

75.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать курсовую