Динамика социально-психологических процессов в группе осужденных (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования социально-психологических процессов в группе осужденных.. 7

1.1. Психология личности, отбывающей наказание. 7

1.2.       Психологические особенности коллектива осужденных. Иерархия групп осужденных. 21

1.3. Динамика социально-психологических процессов в группе осужденных при адаптации к местам лишения свободы.. 38

Глава 2. диагностические исследования психологических особенностей осужденных в местах лишения свободы.. 62

2.1. Описание методик исследования. 62

2.2. Диагностика и результаты личностных особенностей осужденных и особенностей адаптации к условиям лишения свободы.. 75

2.3. Программа коррекции личностных особенностей и СПК в коллективе осужденных  99

2.4. Анализ эффективности коррекционной работы.. 122

Заключение. 129

Библиография.. 134

Приложение. 140

Введение

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности и группы осужденных.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитен­циарная психология призвана разрабатывать практические реко­мендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы пси­хологической коррекции личности преступников. Особенно актуальными являются психологические методы работы с осужденными в период адаптации в местах лишения свободы.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Лишение человека свобод, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а  иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера лишения свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания к личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности, чем актуализирован выбор темы исследовательской работы «Динамика социально-психологических процессов в группе осужденных».

Тема динамики социально-психологических процессов в группе осужденных и адаптации к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы является недостаточно разработанной. Мало еще существует в пенитенциарной психологии и теоретических и практических исследований по адаптации к отбыванию наказания.

Свои публикации понятию «адаптация» и «дезадаптация» посвящали такие авторы, как Е.В.Новикова, Э.М.Алексан­дровская; Н.Г.Лусканова; И.А. Коробейников  и др. Эти авторы разрабатывали в основном понятие адаптации и дензадаптации применительно к условиям школы.  Понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акценту­ациях характера или под влиянием психогений (А.Е. Личко; В.Е. Каган); оценка преневротических нарушений, невротических реакций и состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации (Ю.А. Александровский).

Вопросами психологических особенностей осужденных занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Объект исследования – социально-психологические процессы в группе осужденных.

Предмет исследования – динамика социально-психологических процессов в группе осужденных.

Целью дипломной работы является изучение особенностей динамики социально-психологических процессов в группе осужденных, возможность  адаптации осужденных в местах лишения свободы с помощью коррекционного воздействия с учетом личностных особенностей осужденных.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

  • Изучить литературу по проблеме исследования;
  • Изучить психологические особенности осужденных;
  • Провести диагностические исследования социально-психологических процессов в группе осужденных;
  • разработать Программу коррекционной работы по преодолению адаптационного периода осужденных в условиях лишения свободы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что динамика социально-психологических процессов в группе осужденных зависит от их личностных особенностей, климата в группе и способности адаптироваться к условиям лишения свободы, учитывая эту зависимость можно разработать коррекционную программу по эффективной адаптации осужденных к условиям изоляции при отбывании уголовного наказания.

Методами исследования в данной дипломной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методики исследования: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного ощущения одиночества; методика СМОЛ по исследованию  личности; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний; методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса осужденного.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана В.Г. Деевым  теория адаптации в группе осужденных, как следствие изменения привычных условий социального опыта, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Экспериментальная база исследования: осужденные, отбывающие наказание в колонии общего режима п. Медведево, РМЭ, в количестве 20 человек.

Апробация исследования: результаты исследования докладывались руководству колонии и доводились до всего личного состава (март 200_ г.)

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Новизна исследования. Представлен комплекс методик, направленный на изучение социально-психологических процессов в группе осужденных, а также разработана новая коррекционная программа для эффективной адаптации осужденных к метам лишения свободы.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  2. Ананьев Б.Г. Пространство чувственного познания. - М., 1960.- 234 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980, гл. 14.
  5. Антонян Ю. М. Жесткость в нашей жизни. — М., 1996.
  6. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. — Томск, 1989.
  7. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996.
  8. Антонян Ю.М. К чему приговаривает суд? Правители преступного мира. -N1, 1992. -290с.
  9. Бадмаев  Б. Ц. Элементы психологии и педагогики в партийной про­паганде. 2-е изд. М,: Политиздат. - 1980.

10. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.-1968.-468 с.

11. Башкатов И. П. Знаки как средство общения осужденных в системе кол­лективных отношений.—В сб.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,—Рязань: РВШ МВД СССР. 1982

12. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.,1993

13. Белоусов А. С. Дисциплинарная практика и ее влияние на укрепление дисциплины.—В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного, процесса в ИТУ. М.: Политотдел МТУ. 1980.- 120 с.

14. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.

15. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.-1965-112 с.

16. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 234 с.

17. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию. «Вопросы судебной психологии». М.,1971.

18. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

19. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Юрист.- 1991.- 340 с.

20. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

21. Возрастная и педагогическая психология, М.,1973.

22. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

23. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.- 274 с.

24. Волошина Л. А. Нарушение нравственных норм как фактор насильствен­ных преступлений. — В кн.: Вопросы борьбы с преступностью. Выпуск 40.—М.: Юридическая литература, 1984, с. 28.

25. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

26. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по истории психологии. М.-1980.-С. 258.

27. Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.

28. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1995.-356 с.

29. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства чело­века, лишенного свободы. — М., 1970.

30. Говоров И. В. Учеба и труд.— В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного процесса в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ.- 1980.- 177 с.

31. Гуськов Н.М., Ермаков В.Д., Савинкова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1986

32. Деeв В. Г. Психолого-педагогическая характеристика процесса исправ­ления и перевоспитания осужденных.—В кн.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982

33. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива осужденных, отбывающих наказание в ИТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.

34. Дьяченко С., Колпаков В. и др. О многомерном психодиагностическом обследовании осужденных.—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60, с. 101—110.

35. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.-240 с.

36. Еникеев М.И. Юридическая психология М.:Норма, 2003.-512 с.

37. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.

38. Зорин Г. А., Танкевич О. В. Криминалистическая характе­ристика транснациональных преступных групп. — Гродно, 1997.-109 с.

39. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентации человека.// Вестник АМН СССР, 1982.- №4.-С.18

40. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.

41. Ишуткин М.И. Исправление осужденных// Вестник УИС.-2004.-№4.-С.12

42. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М.,1998. -400с.

43. Козлов В.И. Профессионально-техническое обучение осужденных и некоторые аспекты их исправления и перевоспитания,—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, вып. 57, с. 103—112.

44. Козлов Ю. Г., Слинько М. И. Организованная преступность: структура и функции //Изучение организованной преступности: российско-американский опыт. — М., 1997.

45. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 218 с.

46. Кон И.С. Открытие «я». М.-1978.-366 с.

47. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.

48. Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

49. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-1975.-302 с.

51. Литвишков В.М. Особенности формирования коллектива осужденных в ВТК. М.-1988.- 23 с.

52. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 1979.-117 с.

53. Макаренко А.С. Соч. Т.5. - М.. 1958. - 434 с.

54. Мартышенко А. Выбор небольшой: подвал, паперть или...рабство// Учительская газета, 1996, 13 февраля, С.18

55. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: СПбУ, 1997.- 430 с.

56. Методика прикладных исследований микросреды и личности осужден­ного в исправительно-трудовых учреждениях. Рязань: РВШ МВД СССР, 1981.- 56 с.

57. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР. Тбилиси. Июнь. 1971.

58. Мокрецов А. И. Аудитория пропагандистского воздействия.—Исправительно-трудовые учреждения, 1982, № 19.

59. Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М.: ВНИИ  МВД СССР. 1979, с. 5—18.

60. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.:Наука.-1960.-430 с.

61. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

62. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимо­действии с социальной средой. М., 1992.-302 с.

63. Пирожков В. Ф., Щерба С.П. Формирование коллектива осужденных в ВТК.—М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.-115 с.

64. Поздняков В. И. Конфликты в среде осужденных: проблема класси­фикации. — В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР, М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60. с. 86—93.

65. Поздняков В. И. Особенности адаптации осужденных в ИТУ.—Исправительно-трудовые учреждения. 1983.- .№ 23, с. 19—21.

66. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М.,1979.-289 с.

67. Ратинов А. Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с пре­ступностью.//Вопросы борьбы с преступностью.- 2003.- № 38. -С. 40—49.

68. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и пре­ступное поведение. — Красноярск, 1988.-78 с.

69. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

70. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.

71. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . - М.: НОРМА, 1999. –704 с.

72. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

73. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. — М.: Класс, 1997.-90 с.

74. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов, 1996.-430 с.

75. Стрельцова Л.П. Уроки сказки. — М., 1990.-202 с.

76. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические пред­посылки его эффектности. Казань: Казанск. гос. ун-т, 1980.-90 с.

77. Сухов А. Н., Соколок И. И. Социально-психологический анализ адап­тации осужденных. В кн.: Адаптация осужденных к среде ИТУ. Рязань: РВШ МВД СССР. 1983. с. 56—70.

78. Сычев Ю. В. Микросреда и личность.—М., 1974, с. 13.

79. Фефелов В. А. Правовое регулирование общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных, Рязань: РВШ МВД СССР, 1980, с. 5—80.

80. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.,1974.- 89 с.

81. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.-378 с.

82. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. — Гродно, 1995.-203 с.

83. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины пре­ступности несовершеннолетних. — Гродно, 1983.-189 с.

84. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.

85. Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных.//Воспитание и правопорядок.- 1993.- № 7.-С. 65.

86. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоции. - М., 1960.-356 с.

87. Ярошевский М.Г. Психология в  XX столетии. М.-1974.-С. 428

Заказать диплом