Эффективность применения игрового метода при обучению плаванию детей младшего школьного возраста (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования применения игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста.. 9

1.1. Влияние занятий плаванием на организм детей младшего школьного возраста  9

1.2. Методики обучения плаванию младших школьников. 16

1.3. Особенности игрового  метода  в начальном этапе в обучении плаванию   31

Выводы по главе первой. 40

2. Практическое исследование применения игрового метода при обучению плаванию младших школьников. 42

2.1. Организация и методы исследования физических качеств младших школьников  42

2.2. Внедрение методики  с использованием игрового метода при обучении плаванию младших школьников. 51

2.3. Анализ эффективности использования игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста. 62

Выводы по главе второй. 79

Заключение. 81

Список использованных источников. 85

Приложения.. 90

 


Введение

 

Актуальность. В наше время массовое обучение плаванию по-прежнему имеет государственное значение, поскольку ежегодно погибает от утоплений до  17 тысяч человек (2-е место после жертв автокатастроф) [50, С.3].  Одна из причин гибели людей на воде – низкий уровень плавательной подготовленности. Принимая во внимание бесценность человеческой жизни,  любая смерть по причине утопления – трагедия. Если добавить, что тонут преимущественно лица трудоспособного возраста и дети, можно утверждать, что проблема носит важный государственный характер.

Кроме того, воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского.

Результаты углубленных медицинских осмотров, отмечает Н.М. Амосов, показывают, что значительная часть детей, посещающих образовательные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного воспитания и диктуют необходимость поисков эффек­тивных средств их реализации [1, С.9].

Во всём мире существует множество спортивных школ,  бассейнов для массового плавания и  фитнес-клубов. В нашей стране повсеместно организуются и проводятся индивидуальные и  групповые занятия по обучению плаванию  людей разного возраста, всё больше строится детских садов и школ с бассейнами. Актуальность этого очевидна, ведь плавание - жизненно необходимый навык и возможность научиться  плавать должна быть у каждого.

Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей. Авторы отмечают, что использование игровых элементов придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму [10, 12, 17, 21, 46, 49].

Игровой метод широко используется в процессе обучения детей плаванию. Этот метод создает на уроках веселую атмосферу и стимулирует творчество детей в соревновательных условиях. Игры, в том числе игры в воде при обучению плаванию, также способствуют мобилизации памяти, двигательного опыта, осмыслению происходящего и оценке своих действий (Карпенко Е.Н, Коротнова Т.П, Кошкодан Е.Н.[23]), воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности (Осокина Т.И.[34]).

Е.Н. Карпенко с соавторами [23] указывали, что наиболее ценными для достижения образовательных целей играми являются те, в которых учащиеся используют движения, близкие к тем, которые используются в овладении приемами спортивных движений. Авторы [31, 39] считают, что эти действия легко перестраиваются впоследствии при более детальном изучении техники спортивных способов и даже облегчают овладение ими. Некоторые авторы, в частности, П.И. Андрианов [2], Н.А. Бутович, О.И. Логунов [11] считают, что при обучении детей младшего школьного возраста нецелесообразно использовать игры до того момента, пока дети не научатся работать ногами без доски, дышать в воду и скользить по воде. Однако авторы противоречат сами себе, указывая, что целесообразно в начале обучения оставлять «в конце занятия хотя бы 5-7 минут для сбора игрушек со дна бассейна, катания с пластмассовой горки или игры в салочки» [11, С.7]. Опыт свидетельствует о том, что игры эффективны с первых же шагов в воде. Выполнение специфических упражнений при освоении с водой, только облегчаются и ускоряются, если дети будут играть.

В настоящее время существует большое количество игр в воде. При этом отмечается ряд проблем, которые затрудняют применение игр по обучению плаванию младших школьников на протяжении всего занятия. Так, игры описаны схематично, в основном приводятся их названия и правила игры, не всегда авторы подробно раскрывают технические, методические особенности, условия применения игры, таких как температура, глубина бассейна, возраст занимающихся, их уровень владения плавательными навыками, количество участников в игре и т.д.

Ю.С. Герасимова отмечает, что трудности в организации игр в воде связаны, прежде всего, с особенностями водной среды. Долгие простои без движений могут навредить здоровью детей. От переохлаждения и неуверенности в своих силах ребенок быстро теряет концентрацию и внимание, поэтому необходимо, чтобы игры были хорошо знакомы детям или уже проиграны в комфортных для них условиях, а это требует дополнительного времени или занятий в зале, что не всегда осуществимо. Необходимо отметить также, что проблемы использования игр в воде связаны со сложностью дозировки различных компонентов нагрузки во время занятий. В связи с тем, что игры несут в себе очень большой заряд энергии в физическом и эмоциональном плане, их принято проводить в конце занятий, уделяя им не более 10 минут. Отмечается потребность в разработке таких вариантов игровых сюжетов, которые можно реализовать в условиях водной среды, позволяющих регулировать уровень нагрузки в процессе занятий, и в тоже время будут интересны, понятны и известны детям младшего школьного возраста [17, С.10].

Инструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно младшего школьного возраста.

Кроме того, недостаточно исследований, посвященных использованию игрового метода при обучении плаванию с целью оздоровления и закаливания в младшем школьном возрастех.  Именно поэтому тема: «Эффективность применения игрового метода при обучению плаванию детей младшего школьного возраста» является одной из актуальных проблем.

Объектом исследования является - физическое развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – игровой метод в обучении плаванию младших школьников.

Целью дипломной работы является выявление влияния игрового метода для обучения плаванию и влияния плавания на организм младших школьников.

Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы являются:

  • Провести теоретический обзор литературы по проблеме методик обучения плаванию, игрового метода при обучении плаванию младших школьников, а также выявление особенностей влияния плавания на организм младших школьников;
  • Провести обследование уровня здоровья и физического развития младших школьников;
  • Разработать и провести методику с использованием игр с целью обучения плаванию и физического развития детей младшего школьного возраста;
  • Экспериментально обосновать эффективность использования разработанной методики.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование игрового метода в обучении плаванию на протяжении всего занятия окажет положительное влияние на овладение навыками плавания у детей младшего школьного возраста, будет способствовать позитивной динамике физического развития.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- анализ состояния проблемы по данным научно-методической ли­тературы;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (метод контрольных испытаний);

- методы математической статистики.

Достоверность различий по­лученных результатов оценивалась на основе критериев Стъюдента.

Методики  исследования. Для определения уровня соматического здоровья мы использовали тесты, разработанные Г.А. Апанасенко [5]. Они основаны на физиоло­гических закономерностях, которые позволяют оценить резервы энерге­тики у человека в состоянии покоя. Также был использован комплекс тестов для экспресс-оценки уровня раз­вития физических качеств. Помимо комплексного тестирования, проводимого в эксперимен­тальной и контрольной группах проводился анализ заболеваемос­ти за период проведения эксперимента.

Теоретико-методологической основой исследования являются: Труды ведущих специалистов в области физической культуры, психологии, педагогики (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Макаренко, В.М. Выдрин, Н.И. Пономарев, Ю.М. Николаев, Ю.Ф. Курамшин и др.), физиологии (А.Н. Крестовников, А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб), плавания (З.П. Фирсов, Д. Кансулмен, А. И. Погребной, Т.И. Осокина, Н.Ж. Булгакова).

Научная новизна исследования состоит в том, что экспериментально подтверждена эффективность использования игрового метода в обучении плаванию детей младшего школьного возраста на протяжении всего занятия.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста с использованием игрового метода на протяжении всего занятия, включающая задачи, средства, методы их использования для эффективного развития двигательных способностей, оздоровления, а так же формирования у детей интереса и потребности в занятиях плаванием.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе Бауманского лицея г.Йошкар-Олы, РМЭ с детьми  6-7 лет в количестве 54 человек.

Педагогическое исследование проводилось в 2011-2012 гг. В нем задачи решались поэтапно.

На первом этапе (сентябрь 2011 г.) был проведен анализ физиологической, психолого-педагогической научной и методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике. Вырабатывалась гипотеза, определя­лись цель, задачи и методы исследования. Одновременно выявлялся уровень заболеваемости детей. На первом этапе обследовано детей младшего школьного возраста в количестве 54 человек.

На втором этапе (октябрь 2011 г.) отобраны и апроби­рованы методики исследования. Проведен констатирующий экспери­мент, основной задачей которого была разработка игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе (октябрь 2011 г. – апрель 2012 г.) на базе детского лицея был проведен формирующий педагогический экспери­мент, в котором приняли участие 27 детей, занимающиеся плаванием по разработанной нами методике с использованием игрового метода на занятиях пла­ванием два раза в неделю. В качестве контрольной группы обследовались еще 27 детей, посещавших данный лицей, но занимающихся плаванием по обычной программе обучения плаванию. В этот период проводился сбор данных об эффективности предлагаемой экспериментальной методики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических положений, применением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточными длительностью экспери­мента и выборкой испытуемых, корректным применением методов ма­тематической статистики.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

 

1.Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 2009. - 64 с.

2.Андрианов, П.И. (ред). Плавание: пер.с англ. / П.И. Андрианов. – М: Астрель; АСТ, 2010 -126 с.

3.Антонов Ю.Е. Здоровый школьник: Социально-оздоровительные технологии XXI века. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

  1. Антропова М.В. Морфо-функциональные особенности детей школьного возраста // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем орга­низма детей дошкольного возраста / М.В. Антропова, Н.А. Дубовицкая, М.М. Вольцова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 6-27.
  2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ» / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 243 с.

6. Аршавский И.А. Возрастная физиология / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 2007. - 247с.

7.Афанасьев В.З. Экспериментальное обоснование специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук / В.З. Афанасьев. М.: ГЦО-ЛИФК, 2008. - 24 с.

8.Билык Д.М. Организация и методика проведения занятий в бассейне / Д.М. Билык, Е.А. Сергиевич. - Омск, 2010. - 24 с.

9.Богина М. Сохранение и управление здоровья ребенка / М. Богина, М.Н. Рунова //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 58-61.

10. Бойко А.В. Применение игрового метода при обучении плаванию: Из опыта работы./ А.В. Бойко. - Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2011. – 24 с.

11. Бутович Н.А. Плавание. Учебное пособие для коллективов физической культуры (для занятий с начинающими) / Н.А. Бутович, О.И. Логунов. - М.: ФиС, 2011. - 191 с.

12. Булгакова Н.Ж. Игры на воде и под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010. - 60 с.

13. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2010.- 134 с.

14. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова. - М.: Свет, 2009. - 192с.

15. Велитченко В.К. Как научить плавать / В.К. Велитченко. – М.: Терра-Спорт, 2011. – 65 с.

16. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 89 с.

17. Герасимова Ю.С. Начальное обучение плаванию детей младшего школьного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр. Дисс….канд.пед.наук / Ю.С. Герасимова. – СПб, 2009. – 234 с.

18. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика плавания. Лекция для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования / Л.Л. Головина. - М.: Союзспортобеспечение, 2010. – 167 с.

19. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010. – 115 с.

20. Ермакова М.В. Особенности обучения плаванию в разновозрастной группе /М.В. Ермакова, Т.Н. Павлова, Н.А. Чистова // Детский тренер. -№3.-  М., 2009.- С. 21- 33.

21. Игровой метод — обязательное методическое требование физического воспитания . - http://plavanie.info/igrovoy-method.html

22. Искусство быть здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 2012. – 120 с.

23. Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. / Е.Н. Карпенко, Т.Р. Коротнова, Е.Н. Кошкодан.  – М: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009. – 78 с.

24. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / И.Е. Кожевникова. - Малаховка, 2008. - 23 с.

25. Козлов А.В. Основы техники плавания: Учебное пособие / А.В. Козлов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 36 с.

26. Козлов А.В. Технологи изучения отдельных параметров техники плавания: Учебное пособие / А.В. Козлов, В.И. Кебкало, Т.Г. Меньшуткина. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 34 с.

27. Колгушкин А.Н. Основные принципы закалива­ния / А.Н. Колгушкин. - М.: ВАФ, 2010. – 89 с.

28. Косицкая Н.П. Искусство быть здоровым / Н.П. Косицкая. – Йошкар-Ола, 2012. – 97 с.

29. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать / В.И. Кубышкин. - М.: Профи, 2008. - 120с.

30. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. - М.: Медицина, 2010. - 159с.

31. Левин Г. Плавание для малышей / Г. Левин. – Й-Ола, 2012. – 74 с.

32. Макаренко Л.П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов ИФК / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 288 с.

33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.:Педагогика, 2010. - 320 с.

34. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.

35. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 496 с.

36. Полевая Ю.А. Использование подвижных игр с детьми младшего школьного возраста на занятиях по плаванию / Ю.А. Полевая, Н.Ж. Булгакова // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 2008. - С. 146-147.

37. Пономарев В.П. Физиологическая характеристика плавания: Лекция. / В.П. Пономарев. — Л.: ГДОИФК, 2009. - 19 с.

38. Потапов В.П. Если хочешь быть здоров / В.П. Потапов, Л.И. Кошкарова.- Йо-Ола 2001. – 177 с.

39. Примерная программа по плаванию от 2 до 18 лет. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – 120 с.

40. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 209 с.

41. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11; 2000. - №1

42. Селиванова И.Б. Плавание — одно из важнейших средств физического воспитания школьников / И.Б. Селиванова // http://festival.1september.ru/articles/313779/

43. Семенов Ю.А. Предварительные результаты использования контактных элементов при разучивании движений ногами способом брасс у детей 6-7 лет. - XII научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» / Ю.А. Семенов. -Коломна, 2006. - 424 с.

44. Смоленский В.М. Зарядка в воде / В.М. Смоленский // Спорт. Жизнь России. - 2010. -№ 6. - С. 13.

45. Смоленская Т.Б. Обучение плаванию младших школьников / Т.Б. Смоленская http://festival.1september.ru/articles/211037/

46. Смоленская Т.Б. Игровой метод — обязательное методическое требование физического воспитания / Т.Б. Смоленская http://festival.1september.ru/articles/211037/

47. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.:Академия, 2001. - 368 с.

48. Туранский А.И. Эффективность влияния занятий плаванием на здоровье детей младшего школьного возраста, с учетом уровня их физического здоровья / А.И. Туранский. -http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/

49. Филиппенкова М.В. Применение игрового метода и влияние игры на процесс обучения плаванию / М.В. Филиппенкова. - - http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=690

50. Фирсов З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: ФиС, 2010. - 64 с.

51. Хорольская И.Р. Методика применения традиционных и нетрадиционных средств в процессе занятии плаванием: Автореферат дисс.. ..канд. пед. наук / И.Р. Хорольская. - СПб, 1997. // rls.ru

52. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А. Чаленко. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009. – 256 с

53. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. - М.:ФиС, 2011. – 98 с.

54. Чертов Н.В. Плавание. Электронный учебник / Н.В. Чертов // www: modul_4.html

55. Широканова Л.И. Эффективность массового обучения плаванию в зависимости от последовательности изучаемых способов, возраста и предварительной подготовки учащихся младших классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / Л.И. Широканова. - 2009. - 23 с.

56. Щепин О.П. Здоровье населения Российской Федерации: Исследовательские диагностические критерии ВОЗ / О.П. Щепин. - СПб., 2009. - 105 с.

57. Щербакова Р.А. Планирование учебной работы в школе по начальному обучению плаванию / Р.А. Щербакова. - Сыктывкар, 2009. - 35 с.

Заказать диплом