Эколого-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы эколого-эстетического  воспитания младших школьников средствами музыки.. 6

1.1. Психологические особенности эстетического воспитания. 6

1.2. Особенности экологического  воспитания детей младшего школьного возраста  22

1.3. Роль классической музыки в  экологическом и эстетическом  воспитании младших школьников. 40

2.  Диагностика уровня  развития экологических и эстетических   знаний младших школьников. 53

2.1. Организация и методы исследования. 53

2.2. Мероприятия по развитию экологического и эстетического воспитания средствами музыки. 59

заключение. 62

Список использованной литературы.. 64

ПРИЛОЖЕНИЯ. 66

Введение

 

Актуальность темы: Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно сказываться на формировании их у личности. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, ее определяющими общественную значимость этого вида искусства, его место в системе духовно-культурных ценностей.

Психология подчеркивает важность эстетического развития для гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, "образование посредством искусства" - один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути самоактуализации.

В настоящее время  наша страна и народ переживают сложный, кризисный пе­риод. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос­питания оказались в фокусе всеобщего внимания.

Эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности школьника. Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необ­ходимость интенсивной просвещенческой работы по формиро­ванию у населения экологического сознания, культуры приро­допользования. Эта работа продолжается в начальной школе — следующем  звене системы непрерывного образования. Основным содержанием экологического воспитания являет­ся формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных со­обществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведе­нии животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуа­цию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребно­сти живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Сегодня очень важно сформировать у юного поколения высокие эстетические  потребности и экологическое сознание. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства различных национальных культур и, прежде всего, музыку своего народа. Музыка является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь в веках, музыка служит ярчайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Обращаясь к  музыке как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств. Об этом свидетельствуют исследования Б.В. Асафьева, Б. Бартока, Д.Б. Кабалевского, З. Кодая и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем творческого освоения музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Так, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др., получили дальнейшее развитие в современной музыкально-педагогической практике.

Объект исследования – экологическое и эстетическое  воспитание младших школьников.

Предмет исследования – особенности уровня экологической и эстетической  воспитанности детей младшего школьного возраста.

Целью курсовой работы является изучение особенностей эколого-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки.

Гипотеза: Мы предполагаем, что средствами музыки можно повысить уровень экологической и эстетической  воспитанности  младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть психологические особенности эстетического и экологического  воспитании младших школьников.
  2. Изучить роль классической музыки в  экологическом и эстетическом  воспитании младших школьников
  3. Провести диагностические исследования уровня экологической и эстетической  воспитанности  детей младшего школьного возраста;
  4. Предложить мероприятия по развитию экологического и эстетического  воспитания в младшем школьном возрасте средствами музыки.

Практическая значимость: Данные материалы исследований могут быть использованы в работе педагогов начальной школы.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике; опытно-экспериментальная работа; приемы психодиагностики; математической обработки данных

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики: Венгера Л.А.,  В.С. Мухиной, В.В. Давыдова,  А.А. Люблинской, А.Н. Леонтьева и др.

Опытно-экспериментальная база – 1- класс средней школы №27,    в количестве 20 человек.

Заключение

 

Проведя теоретически и практические исследования необходимо сделать следующие выводы:

Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой воздействия на человека и тем самым служит одним из важных средств формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов людей. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке. Воздействуя на человека, она с особенной силой пробуждает в нём всё хорошее, делает его чище и мудрее.

Эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания.

На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового эстетического воспитания средствами музыки. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности.

Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге включение музыкальных элементов может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Процесс формирования экологического сознания у детей младшего школьного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки.

Основными видами музыкальной деятельности являются: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и музыкальное творчество.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место.

После проведения предложенных  мероприятий,  анализ сравнительных исследований показал, что данный мероприятия, направленные на развитие экологической и эстетической воспитанности младших школьников средствами музыки эффективны.  Сравнив результаты уровня сформированности экологических знаний  и уровня развития эстетического отношения к художественному творчеству младших школьников, видно, сто  уровень развития эстетического отношения повысился в общем на  30%,  а уровень сформированности экологических знаний повысился на повысился  на 20%.

Таким образом, гипотеза подтверждена. Мы доказали, что средствами музыки можно повысить уровень экологического и эстетического воспитания  у младших  школьников.  Цели достигнуты. Задачи решены.

 

Список использованной литературы

  1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. //Сборник статей.- М.: Искусство, 1968. -654 с.
  2. Асташова  Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства. – Брянск, 1993.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980.- 189 с.
  4. Ветлугина Н. А. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка. – М., Педагогика, 1989.
  5. Вопросы теории эстетического воспитания.//Под ред. Г.З.Апресяна. - М.: МГУ, 1970.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.
  7. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.:Педагогика.-1986. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1956.-208 с.
  8. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
  9. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка - М.:Просвещение.-1966

10. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1981

11. Колтунов И.А. Формирование духовности средствами музыки//Начальная школа. – 2002. - №4.

12. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 1987.

13. Кушаева Н.А Основы эстетического воспитания. – М., 1998

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1950

15. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников.— М-, 1985.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1998. -  278 с.

17. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972. - 159 с

18. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

19. Лоцман Е.С. К проблеме воспитания личности учащихся в школе средствами музыкального искусства//Человек и вселенная. – 2004. - №10.

20. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

21. Матонис В. Музыкально – эстетическое воспитание личности. – Л., Музыка, 1988

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

23. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. – с. 114 – 116.

24. Музыка в школе. /Под ред.  Т. Бейдер, Е. Критской . – М., 1975.

25. Неменский Б.М. Мудрость красоты.  - М., 1981. – 90 с.

26. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. -  Пермь.-1992 – 167 с.

27. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Кушаева. – М., 1986.

28. Основы эстетического воспитания/Под ред. А.К. Дремова. – М.: Высшая школа, 1975. – 256 с.

29. Печко Л.П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности // Теория эстетического воспитания. - М.,  1979.   – 211 с.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  -  М., 1993.  – 367 с.

31. Современные концепции эстетического воспитания/ Н.И. Киященко. - М., 1998.  – 345 с.

32. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель-Апраксина О.О. – М: Просвещение 1987. – 412 с.

33. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество, 2000. – 176 с.

34. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.  - 200 с.

35. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. -  М.: 2001. – 185 с.

36. Экологическое воспитание и образование. Мировоззрение. Экологи­ческие проблемы культурно-исторических центров. — М., РЭФИА, 1996.-С.4-5

37. Эстетика. /Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.  – 324 с.

38. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лабковская. – М., 1983. – 289 с.

39. Эстетическое воспитание школьной молодежи.//Под ред. Б.Т.Лихачева, Т.Зальмона. - М.: Педагогика, 1981. – 178 с.

Заказать курсовую