Электронно-вычислительные технологии в детском саду (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования возможности использования электронно-вычислительных технологий в детском саду.. 9

1.1. Особенности использования электронно-вычислителоьных технологий (компьютерных игр) в ДОУ.. 9

1.2. Виды компьютерных игр в детском саду. 19

1.3. Влияние электронных технологий на умственное развитие дошкольников  25

Глава 2. Система работы по умственному развитию старших дошкольников посредством компьютерных игр в доу.. 35

2.1. Методы и организация исследования. 35

2.2. Результаты исследования. 38

2.3. Организация работы по умственному развитию старших дошкольников с использованием компьютерных игр. 44

Заключение. 59

Литература.. 62

Приложения.. 67

Введение

Актуальность исследования. Компьютеризация школьного обра­зования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на за­нятиях в детских садах только начи­нается.

Исследования ученых [2; 3; 4; 12; 13-15; 40; 51; 63; 64] показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или при­менения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших клас­сах, затем переместилась в средние и начальные, а ныне достигла дошколь­ного возраста. Во многих странах (в частности, в США, Великобритании, Франции, Бельгии) уже создаются и апробируются государственные проек­ты введения компьютеров в начальной школе и дошкольных учреждениях.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Так как  компьютеры чаше всего используются не только для работы и обучения, но и для игр, то неизбежно встает вопрос правильно­го выбора — какие компьютерные игры развивают   ребенка,   а   какие   из   них имеют сомнительную ценность. Поистине гигантское количество игр,  ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого родителей или педагогов. Если в семье или в образовательном учреждении есть компьютер   и   решено   применять   его   с целью воспитания и развития ребенка, взрослые должны  понимать,   как, чем и во что играют их дети, быть в курсе  игровых новинок и уметь совместно   обсудить   содержание   новой игры.

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Не менее важны навыки зрительно-двигательной координации, развитая мелкая моторика рук.

В работах ведущих отечественных психологов [6; 9; 25; 32; 36] были вскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников и младших школьников. Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным.

Л.С.Выготский [9] выдвинул гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из внешней деятельности; П.П.Блонский [1] показал, что развитие мышления связано с общим развитием ребенка: действие переходит в мысль, мысль рождает действие — такова диалектика динамических переходов и взаимосвязей воли и мышления; А.Н.Леонтьев [32] под развитием психики ребенка понимал развитие как внешней, так и внутренней деятельности. Признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение ведущего типа деятельности, от совершенствования которого зависят главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития; С.Л. Рубинштейн [52]  раскрывал процесс мышления как сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую в себя анализ проблемной ситуации, воспроизведение знаний, необходимых для решения задачи, перенос усвоенных способов действий; П.Я.Гальперин [11] выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных действий, при которой переход от внешнего действия к внутренним включает в себя строго определенные этапы.

Н.Н. Подъяков [48] специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления. Зак А.З. [23] в своих работах отмечает роль мыслительной деятельности в умственном развитии детей. Игровые задания и упражнения способствуют различным видам мышления ребенка, которые могут быть выявлены и исследованы методиками разработанные Заком А.З. Столяр А.А. [62] представил методологические, теоретические и дидактические основы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

В последние годы овладение умственными действиями логического типа и формирование понятий в дошкольном возрасте явились предметом специального изучения в работах П.Я.Гальперина [11], Д.Б.Эльконина [65] и др. В этих работах обнаружилось, что при определенных условиях обучения, созданных на основе теории поэтапного формирования умственных действий, полноценные логические действия, соответствующие уровню не только конкретных, но и формальных операций (по терминологии Пиаже), могут складываться уже у пяти—шестилетних детей.

Одной из теорий развития мыслительной деятельности дошкольников является теория игр. В современной педагогической теории игра рассматри­вается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребно­сти; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует пси­хическому развитию.

В игре происходит умственное воспитание ребенка - формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Возможности применения компьютерных игр освещались такими авторами как Бальчитис Б. И. (1989);  Болтянский В. Г., Рубцов В. В. (2000); Глушкова Е. К., Леонова Л. А.(2000); Махачева М. Д. (2004); Новоселова С. Л., Габдулисламова Л., Каримов М.  ()2005); Тарловская Н. Ф. (2003); Чайнова Л. Д. (2002); Горвиц Ю. М. (1990; 1999; 2004).

Однако, несмотря на то, что в настоящее время педагогами признается значимость компьютерных игр в развитии интеллектуальной сферы дошкольников, все еще недостаточно теоретических и практических разработок, посвященных данной проблеме. Этим обосновывается актуальность и выбор темы исследования – «Электронно-вычислительные технологии в детском саду».

Объектом исследования является умственного развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние электронно-вычислительных технологий на развитие мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного исследования является определение места электронно-вычислительных технологий на примере компьютерных  игр в развитии мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что педагогически организованное использование электронно-вычислительных технологий (компьютерных игр) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ является средством развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим задачами данного исследования стали:

  1. проанализировать труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов  об особенностях влияния электронно-вычислительных технологий в ДОУ на развитие мышления дошкольников;
  2. провести диагностическое исследование основ развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  3. разработать и педагогически обосновать занятия по использованию компьютерных игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс методов:

  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • разработка и апробация методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности использования компьютерных игр с целью развития логического мышления старших дошкольников;
  • математические и статистические методы обработки результатов;

Методологической основной исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики и информатики.

Методиками исследования стали:

  • методика «Составление рассказа» (методика Басова А.В.);
  • методика «Сравнение понятий» (методика А.Р. Лурия)
  • тест школьной зрелости (методика И.Иразека)
  • методика «Сюжетные картинки» (методика Ермолаевой М.В.)
  • методика «Четвертый лишний» (методика Ермолаевой М.В.)

Экспериментальная база: обследование проводилось в ДДУ №66 г. Йошкар-Олы с детьми подготовительной группы в возрасте 6 лет. Было обследовано 15 детей: 6 мальчиков и 9 девочек, не имеющие дома компьютер. Кроме того, в качестве контрольной группы принимали участие в исследовании еще 15 старших дошкольников, имеющие дома компьютер,  умеющие пользоваться электронными играми.

Теоретическая значимость: Определены особенности, значимость и содержание компьютерных игр как средства развития мышления дошкольников.

Новизна исследования: Нами сделана попытка выявить роль электронно-вычислительных технологий (компьютерных игр) в развитии мышления дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработан прикладной аспект – Программа занятий с использованием электронных игр для развития логического мышления старших дошкольников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заказать диплом