Эмоциональные особенности пожилых и престарелых людей, проживающих в домах-интернатах (диплом)

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

I. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний пожилых людей, проживающих в доме-интернате.............................................................................................................................. 8

1.1. Разработка проблемы эмоций в структуре личности......................... 8

1.2. Физиологические особенности человека в пожилом и старческом возрасте   18

1.3. Эмоционально-личностные особенности лиц пожилого и старческого возрасте, проживающих в домах-интернатах.................................................................... 22

1.4. Возможность оптимизации эмоциональных состояний пожилых людей, проживающих в домах-интернатах.................................................................... 37

2.  Методика и результаты исследования эмоциональных состояний ЛЮДЕЙ пожилого и старческого возраста, проживающих в доме-интернате................................................ 44

2.1. Социально-психологическая характеристика группы испытуемых. 44

2.2. Диагностика эмоциональных состояний людей пожилого и старческого возраста, проживающих в доме-интернате........................................................................ 49

2.3. Психологическая помощь людям пожилого и старческого возраста в условиях дома-интерната по оптимизации эмоциональных состояний........................... 64

2.4. Контрольная диагностика.................................................................. 84

Заключение................................................................................................ 92

Список использованных источников...................................... 98

приложения............................................................................................. 103

Введение

Актуальность исследования. Обращение к проблемам старения, создание внутренней готов­ности к достраиванию собственной судьбы на поздних этапах жиз­ни важно для каждого человека. Перспективы развития в старости связываются с успешностью преодоления кризиса зрелого возрас­та, осознанностью выбора, активностью жизненной позиции и име­ет решающее значение для удовлетворенности жизнью, для адек­ватного восприятия собственной старости.

Различие формы поведения пожилых в однотипных ситуа­циях отражают индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего.

Социальный статус пожилого с возрастом меняется, что связано, прежде всего, с выходом на пенсию, утратой близких и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями самообслуживания (тяжелые инвалидизирующие заболевания, ухудшение экономического положения). Неспособность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других, что вызывает у многих стариков чувство неполноценности, бессилия, покинутости. В результате нередко развиваются такие эмоциональные нарушения, как тревожность, депрессии, ипохондрический синдром [14].

В настоящее время достаточно большое количество пожилых и старых людей проживают вне семьи – в домах престарелых, интернатах и т.д. Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспосабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на   изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности про­исходит очень болезненно и сложно.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличи­вает риск возникновения различных заболеваний и даже смертель­ных исходов у пожилых людей.

Основным стрессовым толчком является сам факт переезда в дом-интернат, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала и служащих дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната и работа по обучению персонала.  В связи с этим актуализируется изучение эмоциональных состояний и их оптимизация пожилых и престарелых людей, проживающих в домах-интернатах.

Объект исследования: личность в пожилом и старческом возрасте.

Предмет исследования: эмоциональные особенности пожилых и престарелых людей, проживающих в домах-интернатах.

Цель исследования: изучение эмоциональных особенностей личности в старческом возрасте, составление и апробация программы психологической помощи для  адаптации к изменяющемуся своему состоянию, положению и месту в обществе, снижению негативных эмоций.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

1. провести теоретический анализ литературы по теме  исследования;

2. провести исследование эмоциональных особенностей, характерных для людей пожилого и старческого возраста, проживающих в домах-интернатах;

3. разработать и апробировать Программу психологической помощи для успешной адаптации к старости людей пожилого и старческого возраста в условиях дома-интерната, оптимизации их эмоциональных состояний.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональные состояния пожилых и старых людей, проживающих в доме-интернате характеризуются впечатлительностью раздражительностью, беспокойством, повышенной тревожностью, депрессивностью. С помощью программы психологической помощи людям пожилого и старческого возраста, находящихся в  условиях дома-интерната, происходит оптимизация их эмоциональных состояний, более эффективная их адаптация к старости.

Теоретической основой работы Л.М.Аболина, В.К.Вилюнаса, О.В.Дашкевич, В.А.Зобкова, О.К.Тихомирова, Р.Х.Шакурова и др. о том, что эмоции человека в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внут­ренней регуляции деятельности, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.НЛеонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М. Попов), теории старения (Б. Стрехлер, Э.Эриксон, И.И. Мечников).

Методологической базой исследования явились исследования психологов, медиков, занимающихся проблемами эмоциональных состояний личности на различных этапах онтогенеза (К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн и др.).

Значительное количество трудов посвящается медицинским аспектам старения (Е.С.Авербух, М.Э. Телешевская; Р.А.Алимова; И.В.Бокий; А.Г.Сарычев, Л.С.Анисимова, С.В.Осипов; П.Ф. Шахматов  и др.)

О сохранении полноцен­ной и активной старости существуют научно обоснованные разработки (Г.Л. Ратнер; А.В.Смирнов, И.П. Зелди, А.Л. Азин, Л.Б. Киселева; С.А. Шаповалова, А.Н. Белова, Л.В. Михайловский, В.Н. Григорьева и др.). Свойства личности, такие как «сила Я» и «психологическая защита», которые лежат в основе здорового образа жизни, Бассин Ф.В. рассматривает как определенный уровень психологической активности.

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека. Эти данные согласуются с многочисленными результатами жизненных наблюдений (Э.Гельгорн, В.А.Горовой-Шалтан, А.Ф.Лазурский, Дж.Луфборроу, А.М.Свядощ и др.), в описаниях которых усмат­ривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезоргани­зуют не только мышление, память, воображение и другие психические и физиологиче­ские функции деятельности, но и само эмоциональное поведение: в состоянии эмоцио­нального паралича (шока) у человека при совершенно ненарушенной функции интел­лекта исчезает эмоциональное возбуждение, сострадание, тревога, страх и т.д. (Я.Рейковский, А.М.Свядощ).

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии, геронтологии; наблюдения; беседы и анкетирование, приемы психодиагностики, математические и статистические методы обработки результатов.

При обработке результатов исследования применялась про­грамма статистической обработки – корреляционный анализ Спирмена и анализ с помощью t- критерия Стьюдента для связанных и несвязанных выборок.

Методики исследования:

исследование психической напряженности по опроснику нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин);

оценка самочувствия по  методике САН;

исследование самооценки эмоциональных состояний А.Уэссмана и Д.Рикса;

выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (Г.С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова).

Экспериментальную базу составили: 30 пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых в п. Мари-Турек.

Практическая значимость исследования: выявлены эмоциональные особенности пожилых людей, проживающих в доме-интернате, которые позволяют рационально организовать психологическую помощь. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы с пожилыми и престарелыми людьми.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались администрации дома-интернате для престарелых в п. Мари-Турек, РМЭ (апрель, 2009).

Структура работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются проблемы эмоций в структуре личности,  психологические и физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, находящихся в доме-интернате, изучаются возможности психологической коррекции для данной категории.

Во второй главе проведены практические исследования, выявлены эмоциональные особенности лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в доме-интернате; разработана и апробирована программа психологической помощи, которая доказала свою эффективность.

Завершает работу заключение с результатами и выводами по исследованной теме.

Библиографический список состоит из 60 источников.

Приложения отражают ход и результаты исследования.

Список использованных источников

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Владос, 1997.- 463 с.
  2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л.: ЛГУ, 1974.- С.31
  3. Александрова Н.Х. Особенности субъектности че­ловека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. дис.... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2000.-29 с.
  4. Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 314 с.
  6. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 2004. — С. 173-178.
  7. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности //Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — №6. — С. 60-71.
  8. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в поздней взрослости// Психологический журнал.- 2001.-№3.- Т.22.- С.86-100
  9. Артамонов B.C. Микроэлементный состав пищевых рационов лечебных диет./Сб.: Рациональное питание. Киев, 1994.- С.117-119

10. Астраханцева Л. 3. Гериатрическая фармакология. — Л.: Медицина, 1972. — 276 с.

11. Безруков В.В., Дупленко Ю.К., Бурчинский С.Г. Тенденции геронтологических исследований в мире // Клиническая геронтология.-1999.-№3.- С.3-13

12. Белоусова В. Н. Эмоции в старости // IV Всесоюзный съезд геронтологов и психиатров: Тез. и автореф. докл. — Киев, 1982. — С. 34.

13. Бокий И. В. Клинические особенности и некоторые вопросы патогенеза деменций позднего возраста: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — Л., 1968. — 35 с.

14. Болтенко В. В. Изменения личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1980.

15. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

16. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.

17. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I и II симпозиумов. — М.:Наука, 1997.- С.120-125

18. Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение. - Л., 1984.

19. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

20.  Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Знание.- 1984.- 331 с.

21. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л. Наука.-1999. – 189 с.

22. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 2002.- №6.- т.13.-С.80

23. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.

24. Введенская Е.С., Кобзева Л.Ф., Введенская И.И., Толченова Б.А. Некоторые показатели здоровья пожилых по данным обращаемости за медицинской помощью / Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-230 с.

25. Верхацкий Н.П. Предупреждение преждевременного старения женщин. — Киев: Госкомиздат УССР, 1963. — 172 с.

26. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Спарк, 1990. – 180 с.

27. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Текс­ты. - М., 2004. - С. 49-50.

28. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 2004. - 160 с.

29. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ. -2007. – 78 с.

30. Давыдовский И.В. Что значит стареть. М., 1967.

31. Дворецкий Л.И. Пожилой больной в практике терапевта//  РМЖ.- 2007.-  Том 5.-  № 20

32. Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости// Мир психологии.- 1999.- №2.- С.111

33. Ефименко В. Л. Предболезненные состояния у лиц пожилого возраста на психопрофилактическом приеме // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. — Л.: ЛГУ, 1986. — С. 46—50.

34. Западнюк В.И. Старение, активное долголетие и лекарства. — Киев, 1997. — 173 с.

35. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001. –230 с.

36. Канунго М. Биохимия старения. М.: Мир.-1989.-290 с.

37. Карпова Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни. // Психологический журнал. — 1996. — Т.17. — №2. — С.180.

38. Краснова О.В. Круглый стол "Социально-психо­логические проблемы пожилых людей" // Журнал практической психологии.- 1998.- № 3.

39. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288 с.

40. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2008.-№3.-С.34-59

41. Кречмер Э. Медицинская психология. Пер. с нем. / Изд. СПб.:Союз, 1998.- 464 с.

42. Кэрол Е. Изард Эмоции человека. М. : МГУ.-1999.- 314 с.

43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 2004.

44. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 2001. - 575 с.

45. Максимова С.Г. Социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления старших возрастных групп. Барнаул: изд-во Алтайского гос.ун-та, 2007.-102 с.

46. Маньковскай Н. Б., Белоног Р. П., Карабань И. Н. и др. Функциональная активность головного мозга при старении человека // Нервная система и старение: Ежегодник. — Киев, 2003.—С. 11—21.

47. Маньковский Н. Б., Минц А. Я; Кузнецова С. М. и. др. Долгожители: Нейрофизиологические аспекты.—Л.: Наука, 2005.— 159 с.

48. Мачерет Е.Л., Самосюк И.З., Лысенюк В.П. Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний нервной системы. - К.: Здоровья, 1999. -232с.

49. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961.

50. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.— 167 с.

51. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. Спб.: Питер,2001.- 560 с.

52. Психология личности. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982. 235 с.

53. Ратнер Г.Л. Выбор качества жизни пожилым человеком// Клиническая геронтология. - 2007.- №1.- С.65-68

54. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.:Медпресса, 2002.-352 с.

55. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.

56. Рожиятовский Т. Мужчина после сорока. М., 1977.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1999/ — С. 176.

58. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.:Прогресс, 1993.-140 с.

59. Салеев В.Б. Анализ обращаемости больных пожилого и старческого возраста к службе скорой медицинской помощи/ Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-С.44-45

60. Сарычев А.Г., Анисимова Л.С., Осипов С.В. К вопросу о психотерапии и социальной реабилитации пожилых людей с психосоматическими заболеваниями // Медицинские и социальные вопросы в геронтологии. Самарские лекции. - Самара: Самарский Дом печати, 2007. - Ч. I. - С. 47-48.

61. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций.// Журн. высш. нервн. деят., 1997, т.47, вып.2, С. 320-328

62. Социальная геронтология: современные исследования. Реф. сб. — М.: Изд-во «Дашков», 2004.-240 с.

63. Тауберт А.В. Китайский классический массаж. СПб.: Издательство «Весь» -Добрые вести, 2000. - 115с.

64. Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-28- с.

65. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002.- 296 с.

66. Цыцарева И. В. Роль личностно-психологических особенностей больных в психической декомпенсации при депрессиях позднего возраста // Психосо­циальные и биологические факторы в патогенезе и лечении психических расстройств позднего возраста. — Л., 2006. — С. 40—48.

67. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека// Психолого-педагогические и фило­софские аспекты проблемы смысла жизни. — М.: Наука, 2007. — 257 с.

68. Шахматов П.Ф. Психическое старение. - М.: Медицина, 2006. - 304 с.

69. Шорохова    Е.В.    Тенденции    исследований    личности    в    психологии. / Сб.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, 2002. – 114 с.

Заказать диплом