Эмоциональное благополучие у дошкольников с ОНР (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Специфика эмоциональной сфере детей в норме детского развития.. 8

1.2. Исследование эмоциональной сферы и проблемы эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 12

Глава 2. Особенности развития эмоциональной сферы детей с ОНР  26

2.1.Структура нарушения. 26

1.2. Особенности развития эмоций и чувств детей с ОНР. 35

Глава 3. диагностические исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР и  коррекционная работа по созданию эмоционального благополучия ребенка.. 38

3.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников в норме и с ОНР. 38

3.2. Мероприятия по развитию эмоционального благополучия дошкольников с ОНР  51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

Литература.. 76

Приложения.. 80

Введение

Актуальность исследования. Рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка-дошкольника предполагает всестороннее психологическое изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, характера его внутренних психических процессов, мотивации, моральной сферы, особенностей его переживаний, качеств личности, мировоззрения.

Важную роль в развитии личности ребенка играет семья и взаимоотношения с родителями. Первые впечатления, радостные и горькие, удивление и заинтересованность, обиды и разочарования, истоки будущих отношений с людьми — все возникает в семье. В эту пору закладываются нравственные ценности, проявляются индивиду­альные особенности, формируются контуры будущей разносторон­ней или дисгармоничной личности, открытой людям или направ­ленной только на себя индивидуальности.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым — необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ма­лышом не может заменить ему этого общения. Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощуще­ние же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении,— необходимое условие для возник­новения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Подтверждают правильность этой позиции исследования ведущих психологов  (Л. С. Выготский, 1960; А. В. Запорожец,  1974а; М. И. Лисина, 1974; Д. Б. Эльконин, 1978а; и др.). В своей работе ссылаюсь на работы В.А.Петровского, Л.М.Аболина, Л.Н.Галигузовой и Е.О.Смирновой.

Проблема условий эмоционального благополучия ребенка в семье привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А., Захаров А.И., Маралов В.Т., Дубровина И.В., Божович Е.Д.,  Бреслав Г.М.,  Савина Е., Шапина Н., Репина Т.А.  и др.)

В настоящее время увеличилось чис­ло детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью

При решении этих задач и детские учреждения, и школа, и родители испытывают определенные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имею­щиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.

Содержание воспитательно-образовательной работы детского са­да подробно разработано в программе воспитания и обучения в дет­ском саду. Она предусматривает обучение детей простейшим зна­ниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художествен­ных способностей, формирование у них нравственных качеств. По мере того как ребенок растет, содержание дошкольного обучения и воспитания постепенно усложняется.

Радикальные преобразования пос­ледних лет, происходящие в совре­менной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образо­вания. Основным приоритетом сегод­ня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и по­требностей, развитие творческих спо­собностей и забота о его эмоциональ­ном благополучии.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться,      помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант,       который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными       становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила,       прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего       цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и       отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К., Бреслав Т.М., Запорожец А.В., Выготский Л.С.), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Божович Л.И. и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как оде­ваться и раздеваться и т. п. Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача совершенно иного ка­чества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека.

В настоящее время психологи и педагоги все больше стали внимания уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка. Этой проблемой занимались такие психологи и педагоги, как А.В. Запорожец, Л.З. Неверович. А.Д. Кошелева. А.Н. Стрелкова. Л. А. Абрамян п др.

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с неточными отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Отдельную и все бoлee многочисленную группу представляют собой дети с речевыми нарушениями.

ОНР (общее недоразвитие речи) представляет одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, ко трое может быть вызвано целым рядом причин. Наличие речевой патологии у ребенка чисто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир), появляются признаки эмоционального неблагополучия.

Поэтому тема – «Эмоциональное благополучие у дошкольников с ОНР» - достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Объект исследования: дети с диагнозом ОНР и дети без отклонений в речевом развитии.

Предметом исследования – условия эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение условий эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста с ОНР.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

1) Анализ   психолого-педагогической   и   специальной  литературе   по   проблеме эмоций, ОНР и специфики развития ребенка дошкольного возраста;

2)   Проведение диагностических методик, наблюдений и бесед с воспитателями с целью выявления особенностей эмоциональной сферы детей в норме развития и детей с ОНР.

3)   Разработка      и      внедрение      коррекционно-развивающей      программы      по гармонизации эмоциональной сферы детей с ОНР.

4)   Анализ   и   интерпретация   результатов,   полученных   до   и   после   проведения формирующего эксперимента.

Гипотеза исследования: диагностическое исследование позволяет выявить особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в норме и с ОНР, учитывая которые можно разработать мероприятия по формированию условий эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста с ОНР и создать благоприятную атмосферу для его общего развития.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

Опытно-экспериментальная база: исследования были проведены с детьми дошкольного возраста в количестве 30 человек, находящихся в Центре педагогики и дифференцированного обучения «Росток» в возрасте 6 лет.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

наблюдение за детьми;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов .

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка использованы методики: Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры», «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки., детский вариант теста Розенцвейга по изучению агрессивности.

Новизна исследования. Далеко не все стороны эмоционального развития ребенка с ОНР и особенности условий его благополучия изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке проблемы формирования условий формирования благополучной эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, для чего был использован специальный подбор диагностических методик и разработана коррекционно-развивающая программа.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что рекомендуемые методы диагностики и мероприятия по формированию эмоционального благополучия помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам, специальным психологам выявить и устранять отклонения в эмоциональном развитии детей с различными нарушениями психического здоровья.

Литература

1.Аболин Л., Иванова Н., Сибгатуллина И. О восприятии и понимании ребенка. - Казань: Изд. «Карпол», 1996.-296 с.

2.Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы////Дошкольное воспитание. – 1998. - №6. – С. 86; №7. – С. 100; №8. – С. 96.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.-290 с.

5.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

6.Вачков И. Психолог и больные дети / И. Вачков // Школьный психолог.-2000.- № 27

7.Вахнянская И.Л. Проблемы эмоциональной жизни школьников и теоретический анализ концепта «переживание» как формы познания, общения и действия в различных моделях обучения / И.Л. Вахнянская // Народное образование.-2003.-№4.-С.23-27

8.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

9.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение.-1979.-234 с.

10.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

11.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.-179 с.

12.Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева  // Тонус.- 2000.- № 5.-С. 2-8

13.Гаркуша ЮФ. Педагогическое обследование дошкольников. -М., 1992. -64 с.

14.Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.

15. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. М.: Известия AH РСФСР, вып. 1, 1945.

16.Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи//Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54.

17.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1992. - №1.

18.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.-109 с.

19.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с.

20.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.

21.Житная И.В. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка / И.В. Житная // Обруч.-2002.-№4.-С.19-21

22.Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М., 1986.-223 с.

23.Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971

24.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

25.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.-189 с.

26.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - СПб.:Речь.-2003.-160 с.

27.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

28.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений / Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с

29.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. –329 с.

30.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

31.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразви­тия речи у дошкольников (формирование лексики и грамма­тического строя). СПб., 1999.-198 с.

32.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

33.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994. – 426 с.

34.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

35.Матвеева О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми / О.А. Матвеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-160 с.

36.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. –430 с.

37.Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.-256 с.

38.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.-456 с.

39.Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей. - М.:Знание, 1976.-198 с.

40.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.

41.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

42.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

43.Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. -СПб.:Питер.-2003.-282 с.

44.Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

45.Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003. - 207 с.

46.Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

47.Семенова Л. М.  Подвижные игры и развлечения дошкольников. — М.: Медицина,  1986.—72 с.

48.Социально-психологическая адаптация дошкольников, имеющих проблемы развития // Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. - М.-Ярославль: Российское психологическое общество, 2001. - С.37-39.

49.Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

50.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений — М.: Издательство Гном и Д, 2000.— 160 с.

51.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

52.Учиться обращаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1993.

53.Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по спец.: 031900-Спец.психология, 032000-Спец.дошк. педагогика и психология: Допущено Учеб.-метод.объединением по спец.пед.образования/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2002. - 175 с.

54.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-426 с.

55. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.:Академия.-2002.-320 с.

56.Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.:Наука, 1991.-302 с.

57.Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - с. 77.

58.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.-2000.-890 с.

59.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

60.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать диплом