Эмоциональное отношение к обучению в школе у младших школьников (диплом)

План

Введение.. 3

глава I. Особенности эмоционального отношения  детей к обучению в школе.. 7

I.1. Современная трактовка проблемы подготовки детей к школе. 7

I.2. Специфика эмоционального отношения к обучению в школе детей младшего школьного возраста в условиях ДОУ и общеобразовательной школы.. 14

I.3. Возможности коррекционной работы по устранению негативного эмоционального отношения детей к обучению в школе. 26

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ эмоционального отношения к обучению МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.. 36

II.1. Организация и методы исследования особенности эмоционального отношения к обучению в школе. 36

II.2. Анализ результатов исследования. 41

II.3. Коррекционная работа по устранению негативного эмоционального отношения к обучению в школе. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 76

Список использованной литературы... 80

Приложения.. 85

Введение

Интенсивное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде всего в школьные годы. Именно поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.

В настоящее время при решении этих задач школа испытывает определенные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имеющиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.

Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. (1984)[24], Эльконина Д.Б.(1971)[75]; в сборнике о психическом развитии детей  (1989)[52]; Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е. (1987)[34]; Кравцовой Е.Е.  (1991)[35].

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Подготовка к обучению в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Поступление в школу предъявляет к психике ребенка достаточно высокие требования.

Актуальность исследования состоит в следующем: поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. В связи с этим исследование эмоциональной и психологической готовности к школе имеет важное значение, поскольку к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. И знание этих различий имеет огромное значения для дальнейшего воспитания и обучения.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".

Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в послед­ние годы для описания различных проблем и трудностей, возникаю­щих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - зат­руднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти откло­нения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разны­ми нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофре­нией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведе­ния, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В современной отечест­венной психологической науке вопросами готовности к системати­ческому обучению занимались и занимаются: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давы­дов, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Е. Кравцова, Е.В.Новикова, Э.М. Алексан­дровская; Н.Г. Лусканова; И.А. Коробейников  и др.

Особенностью детей младшего школьного возраста является без­граничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчине­ние и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авто­ритет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оцен­ки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.

Самым общим показателем готовности ребенка к школе является устойчивое положительное отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно перейти к новым требованиям, если интерес к учению упрочился, в этом случае можно судить о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.

Еще одна сторона эмоционального отношения к обучению в школе относится к сфере самосознания личности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что в этом возрасте происходит открытие ребенком своих переживаний - возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе и самооценка.[11, с.269]

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования — исследование специфики эмоционального отношения к обучению в школе в младших школьников в условиях ДОУ и общеобразовательной школы.

Целью данной работы является изучение и коррекция эмоционального отношения младшего кольника  к школьному обучению в условиях ДОУ и общеобразовательной школы.

В педагогике сотрудничества с дошкольниками встает вопрос о проведении развивающих мероприятий. Поэтому задачами данной  работы являются:

изучение психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам подготовки ребенка к школьному обучению, особенности развития и воспитания старших дошкольников и младших школьников, диагностика и коррекция эмоциональной сферы ребенка, эмоционального отношения к обучению в младшем школьном возрасте;

проведение диагностического исследования с детьми младшего школьного возраста, обучающихся в условиях ДОУ и общеобразовательной школы с целью изучения особенностей эмоционального отношения к  школьному обучению;

создание и апробация коррекционной программы по устранению негативных эмоциональных переживаний младших школьников при обучении в школе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях ДОУ и общеобразовательной школы в эмоциональном отношении к обучению существуют различия, определив которые можно разработать коррекционные мероприятия с целью снижения негативных эмоций.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики.

В ходе исследования использованы следующие методы:

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой), исследование тревожности (методика Р.Тэммл-М.Дорки-В.Амен); исследование школьной тревожности по методике Филипса; цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг); выявление школьных страхов методом неоконченных предложений.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети 1 класса средней школы №11 в количестве 20 человек и дети старшего дошкольного возраста детского сада «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности не только познавательного, но и эмоционального характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, однако разработок по данной проблеме еще недостаточно, поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для родителей.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные развивающие мероприятия могут быть использованы в работе педагогов и психологов при подготовке детей к школе.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованной литературы

  1. Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей//Дошкольное воспитание.-1979.— №5.— С.39-44
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.:Просвещение, 1993.— 240 с.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 240 с.
  4. Битянова  М.Р. Организация  психологической  работы   в школе.- М.:Совершенство, 2003.- 298 с.
  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе, //Вопросы психологии.- 1979.- № 2.- С. 48
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:Просвещение, 1968.— 327 с.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Наука.-1990.-290 с.
  8. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение.— 1987.- 96 с.
  9. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. — Ульяновск, 1995. — 63 с.
  10. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.— 1986.- 177 с.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.-504 с.
  12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов/Под ред. В.В.Слободчикова. - Томск: "Пеленг",2002. -91 с.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа.-1999.-240 с.
  14. Готовность к школе. Руководство практического психолога/Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Наука, 1999.-120с.
  15. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности к обучению детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. - 1997. - N1. - С.28-35
  16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО"Образование",2001. - 160 с.
  17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.-2000.-143 c.
  18. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.
  19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М. :Наука.- 1981.- 190 с.
  20. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психоло гов/Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейникова, Г.Ф.Кумариной. -М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье", 1999. - 128 с.
  21. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе//Психологическая наука и образование. - 1997.-N4. - С.71-78
  22. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей как цель и показатель эффективности практической психологии образования//Сб.тезисов Всерос.конференции «Практическая психология в школе (цели и средства)». - СПб.:ГП ИМАТОН, 2004. – 300 с.
  23. Дудина О.Б., Сочень М.Т. Влияние личностных особенностей учителей на психоэмоциональное состояние младших школьников/Сб.тезисов 2-й Всероссийской конференции "Практическая психология в школе (цели и средства)". - СПб.: ГП"ИМАТОН",1999. – 115 с.
  24. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.-М.- Педагогика.- 1984.- 256 с.
  25. Ермолова Т.В., Панцырная Е.В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7-8 лет//Психологическая наука и образование. - 1999. - N1. - С.38-45
  26. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.:Просвещение.-152 с.
  27. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование//Вопросы психологии. - 1999. - N 4. - С.21-28
  28. Заморев С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы.  СПб.:Речь.-2002.-135 с.
  29. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников//Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. докл.конф. Петрозаводстк. Т.2. М.: 1974.— 190 с.
  30. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. - М.: Школа-Пресс,1999. - 80 с.
  31. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. СПб.:Нева.-2001.-224 с.
  32. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и де-
    тей группы риска//Вестник психосоциальной и коррекционно-
    реабилитационной работы. - 2002. - N1. - С.22-31.
  33. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.:Речь.-2003.-160 с.
  34. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М.- 1987.- 178 с.
  35. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.:Педагогика.-1991.— 170 с.
  36. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.
  37. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. –112 с.
  38. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса//Начальная школа.-1996.-№8.-С.9-16
  39. Кушнир Н.Я., Антипенко О.Е. Диагностика психологической готовности ребенка к школе. - Минск,2001. - 88 с.
  40. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т., 1983.
  41. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.-356 с.
  42. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Наука.- 1984.-187 с.
  43. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.:Просвещение.- 2000.-144 с.
  44. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Ярославль: Академия развития.- 1997.- 240 с.
  45. Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы-составители Л. С. Бескоровайная, О. В. Пе-рекатьева — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 352 с. (Серия «Школа радости».)
  46. Нежнова Т. А., Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Ди­агностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. –202 с.
  47. Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллекту­ального развития детей. М., 1981.-202 с.
  48. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998.-50 с.
  49. Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.ВЛАДОС.-1999.- 632 с.
  50. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  51. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний детей в начальной школе//Сб.тезисов Всероссийской конференции "Практическая психология в школе (цели и средства). - СПб:ГП «ИМАТОН», 2001. - С.16-17.
  52. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.-М: Педагогика.- 1989.- 198 с.
  53. Общая психология. / Под ред. проф. Петровского А.В. — М.: Наука.-1991.- 450 с.
  54. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:ТЦ «Сфера».-2002.-240 с.
  55. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.
  56. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.— М.: Просвещение.- 1964.-187 с.
  57. Подготовительная к школе группа в детском саду/ Под ред. М.В.Залужской. Сост. Г.М.Лямина. М.: Просвещение.— 1975.— 142 с.
  58. Подготовка детей в детском саду к школе/Под ред. А.П. Усовой.М.:Педагогика.- 1955.-220 с.
  59. Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А.Сохина, Турунтаевой. М.:Педагогика, 1978.— 116 с.
  60. Практикум по общей психологии./Под ред. А.И.Щербакова. М.:Просвещение, 2001.— 302 с.
  61. Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К.Тутушкиной. М.:Дидактика плюс.-2000.-432 с.
  62. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. — 374 с.
  63. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 1999.- 529 с.
  64. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  65. Семаго Н.Я. Интегративная психологическая коррекция. -
    М.,2001. -11с.
  66. Совершенствование обучения младших школьников /Под ред. А.М. Пышкало. М.: Знание, 1984.- 237 с.
  67. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. / Научно-внедренческая фирма «Психолог».  Сост.М.К.Бадретдинова, А.В.Иммуратов. —СПб.:Политехника.-1993.-95 с.
  68. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 2000.-120 с.
  69. Фридман  Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:Совершенство.- 1998.- 432 с.
  70. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.:Академия.-2002.-320 с.
  71. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Педагогика.— 1970.—250 с.
  72. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и
    коррекция неблагополучия/Под ред.Гильбуха Ю.З. - Киев: Фир-
    ма «ВИПОЛ», 2003. - 96 с.
  73. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.:Речь.-2003.-168 с.
  74. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.-2000.-890 с.
  75. Эльконин Д.Б., Бохорский Е.М. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению//Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюзн. научн. конфер. Минск, 29 ноября — 2 декабря. 1972. М., 1971. Ч.1.
  76. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2003. -№12. - с. 69.
  77. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.Методическое руководство. - СПб.:ГП"ИМАТОН", 1999. - 84с.

Заказать диплом