Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями (на примере детей с ДЦП) (курсовая)

Содержание

Введение_ 3

Глава 1. Теоретический анализ исследования эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями на примере ДЦП   6

1.1. Характеристика физиологических особенностей детей с ограниченными возможностями (ДЦП) 6

1.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП_ 11

Глава II. изучение эмоционального развития детей с ДЦП_ 28

2.1. Организация и методы исследования 28

2.2. Анализ результатов исследования 31

Заключение_ 37

список использованных источников_ 42

Приложения_ 45

Введение

Актуальность темы. В настоящее время, согласно официальным данным Министерстве социальной защиты Российской Федерации, в России проживает более 7 миллионов людей-инвалидов. Кроме того, есть миллионы людей с ограниченными возможностями, не имеющие официального, юридически оформленного статуса инвалидов. Согласно Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности Всероссийской организации здравоохранения (МНН, ВОЗ, Женева, 1989, перев. РАМН, Москва, 1994) «под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста». Это проявляется в полной или частичной утрате человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью. Настораживает тот факт, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, особенно с ДЦП.

В связи с чем становится актуальной проблема диагностики и коррекции эмоционального развития ребенка с ДЦП.

В последнее время разрабатывается достаточное количество коррекционных реабилитационных программ, где социальный фактор является ведущим. Данный подход основан на идеях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, В.И. Лубовского и других). Однако, как правило, новые методы реабилитации адресованы взрослым, имеющим ограничения и уделяется мало внимания детям. Кроме того, остается невыясненным механизм влияния метода реабилитации на эмоциональную сферу ребенка с ограниченными возможностями.

Данное противоречие порождает следующую проблему исследования: принимая во внимание специфику и значимость психического развития детей с ДЦП, необходимо установить возможность влияния конкретных методов работы с детьми на динамику развития их эмоциональной сферы.

Исходя из представленной проблемы, мы определили тему исследования: эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями (на примере детей с ДЦП).

Цель исследования - изучение особенностей развития эмоциональной сферы ребенка с ДЦП.

Объект исследования – эмоциональная сфера детей с ДЦП.

Предмет исследования –особенности эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.

Гипотеза исследования: у ребенка с ДЦП имеются специфические особенности эмоционального развития.

Выдвинутые в ходе теоретического анализа объекта и предмета гипотезы проверялись нами при помощи решения ряда взаимосвязанных задач:

1) Проанализировать состояние проблемы исследования в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2) Выявить особенности эмоционального развития детей с ограниченными возможностями (ДЦП).

Методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой для постановки основных исследовательских проблем, гипотез и интерпретации эмпирического материала послужили работы отечественных и зарубежных психологов.

Методологическую основу исследования также составили современные теории и концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин); положения системно-деятельностного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); основные идеи об особенностях психического развития детей (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин), подход   к   пониманию   проблемы   развития   детей,   имеющих   ограниченные возможности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.М. Мастюкова).

Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ проблемы; психологический эксперимент – диагностика эмоциональной сферы, математические методы обработки результатов.

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка использованы методики: методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры» по изучению эмоционального благополучия и «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки, направленный на изучение уровня тревожности.

Социально-психологические характеристики выборки: В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ДЦП, находящиеся в  реабилитационном центре г. Козьмодемьянска – РЦ «Аленушка».

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. В настоящее время исследований по проблеме нарушений эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями недостаточно, поэтому данное исследование внесет определенный вклад в разработку данной проблемы. Подобран комплекс методик, определяющий эмоциональное развитие ребенка с ДЦП.

Список использованных источников

  1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  2. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. — Киев, 1980.- 199 с.
  3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  4. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  5. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Автореферат дис. ...канд. психол. наук./ Г.В. Дремина.- М., 1996. -150 с.
  6. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  7. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  8. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  9. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  10. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  11. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.

13. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.

  1. Мастюкова Е.М. Методические особенности физического воспитания детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, С.Б. Раку//Дефектология. - 1989. - №3.
  2. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С. Немкова// Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов высш.спец.учеб.заведений/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 509 с. -
  4. Особенности психологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985. - 64 с.
  5. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  6. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  7. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  8. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  9. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больным детским церебральным параличом/ К.А. Семенова, Н.М. Махмудова. - Ташкент, 1979. - 69 с.
  10. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР; Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 206с.
  11. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  12. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.

26. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом/Сост. М.В. Ипполитова. - М., 1986. - 55 с.

  1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.
  2. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .

Заказать курсовую