Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда (курсовая работа)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3

1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников на уроках труда...................................... 7

1.1. Сущность эстетического воспитания.............................................. 7

1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте         15

1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников на уроках труда........................................................................................................................ 19

2. Мероприятия по эстетическому развитию младших школьников  на уроках труда........................................................ 32

2.1. Организация и методы исследования............................................ 32

2.2. Мероприятия по эстетическому развитию на уроках труда.......... 35

2.3. Предложения по эстетическому развитию младших школьников на уроках труда........................................................................................................................ 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 57

Список литературы..................................................................... 60

Приложения..................................................................................... 64

Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [19, С.17].

Прекрасное в жизни - и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы направлена на коренное улучше­ние трудового воспитания детей и подростков, их профориентацию с целью идейно-нравственного развития и подготовки к общественно полезному труду. В связи с этим актуальными становятся вопросы содержания и форм труда младших школьников, и в частности труда эстетически значи­мого.

Труд, как общественно полезная деятельность, формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. Наше ближайшее окружение — предмет­ная среда есть продукт развития общества, продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного эстетически организованного труда людей ис­торически складывались традиционные ремесла, художественные промыслы, кото­рые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью народа. В ручном труде заложен «дух ремесла», основа мастерства и любви к про­фессии.

Отечественным учеными определены содержание и различные методы воспитания детей в труде. Для разработки научно обоснованной программы трудового воспитания существенное значение имеет отбор доступных детям видов труда. В педагогической литературе можно встретить рекомендации, которые ориентиру­ют практику на виды труда, важные для технического прогресса общества. Если принять только эту точку зрения, то духовное развитие ребенка, его участие в тру­довых процессах коллектива будут неполноценными. Современный технический прогресс вытесняет ручной труд. И чем активнее этот процесс, тем более возрастает необходимость ручного труда для гармонического развития каждого человека. Очевидно, что и трудовое воспитание детей немыслимо без активного ручного тру­да, ибо он создает конкретный предмет, удовлетворяющий потребность ребенка в деятельности, и является одним из самых любимых его занятий. В ручном труде школьник обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Эти факторы положительно влияют и на общее психическое и умственное развитие ребенка, а также  на эстетическое воспитание.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах - изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что сегодня ручной художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.  [16,С.9]

Вышеизложенное и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда".

Объект исследования -      эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования -     использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников на уроках труда.

Цель исследования – изучение вопросов, связанных с эстетическим воспитанием младших школьников на уроках труда.

Гипотеза - эстетические чувства младших школьников можно развивать на уроках труда с помощью различных средств искусства.

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства на уроках труда.

Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня эстетического развития и интереса младших школьников к искусству.

Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства на уроках труда.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы,

наблюдение,

педагогический эксперимент,

анкетирование,

беседа.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева. В.Б. Косминская, А.М. Гукасова, А.Д. Жилкина, Г.П. Калинина, Б.М. Неменский , Л.П. Малиновская, Н.П. Павлова, В.И. Качнева, П.Е. Шпара  и др.).

База исследования: младшие школьники Санчурской средней школы 1 класса.

Новизна исследования: В последнее время еще не достает практических разработок, направленных на эстетическое развитие младших школьников на уроках труда с помощью различных средств изобразительного искусства и народного творчества. Поэтому наше исследование является одним из новых направлений в области эстетического развития младших школьников на уроках труда.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание – формирование  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Трудовое обучение занимает важное место в учебном процессе.

Ручной труд ребенка младшего школьника является одним из компонентов его эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Теория современного дизайна для детей и практика детского ручного художественного творчества также демонстрируют широкие возможности такой про­дуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свобод­ное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрас­ному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенство­вать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой дея­тельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.

Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

Наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Эстетические чувства младших школьников можно развивать на уроках труда с помощью различных средств изобразительного искусства.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Заказать курсовую