Факторы, влияющие на психологический климат спецподразделения (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологического климата в спецподразделениях.. 9

1.1. Изучение проблемы «социально-психологический климат» в отечественной и зарубежной психологии. 9

1.2. Особенности служебной деятельности сотрудников спецподразделения. 15

1.3. Особенности формирования психологического климата в спецподразделениях МВД   22

ГЛАВА 2. экспериментальное исследование   факторов,

влияющих на психологический климат коллектива спецподразделения.. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2.  Анализ  результатов исследования. 34

3АКЛЮЧЕНИЕ. 50

Список использованной литературы.. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 57

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности личности в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В 60-е годы требования научно-технического прогресса в стране способствовали изучению социально-психологической проблематики жизни коллективов: производственных, научных, школьных, военных и др.

Исследованиям по формированию психологического микроклимата посвящены работы известных отечественных психологов:  А.Г. Ковалева[13], Ломова Б.Ф.[19], Б.Д. Парыгина[28], У.Хейторна  и других.

Изучением производственных коллективов занимались К.К. Платонов и его сотрудники[31], проанализировавшие основные признаки коллектива. Н.С. Мансуров[23] дал подробную социально-психологическую характеристику производственного коллектива. В исследованиях Е.С. Кузьмина[16], А.А. Русалиновой[42] раскрыты вопросы структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Н.И. Обозов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов и др.

Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Любая организованная группа имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.

Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин [16] считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Б.Ф.Ломов[19] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель[52] раскрыл содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Р.Х. Шакуров[48] рассматривал понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

Б.Д. Парыгин [28] считает, что в понятии «социалъно-пскхологический климат коллектива» отражается характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

По определению Лутошкина Л.Н.,[20] эмоции играют большую роль во взаимоотношениях людей. Эмоциональные переживания внешне проявляются в мимике, пантомимике, жестах, позах, выразительных вздохах, темпе, интонации, интенсивности речи. Каждый человек в определенной мере способен по этим признакам воспринимать и оценивать эмоциональное состояние своего собеседника или окружающих его людей. Это дает возможность лучше и полнее понимать друг друга, передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к ним или к обсуждаемым предмету, явлению и событию.

Особенно важно формирование благоприятного психологического климата в коллективах, жизнедеятельность которых связана с особыми условиями, например, коллективах спецподразделений.

Напряженный характер профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений, высокая ответственность и высокая психологическая цена результатов деятельности, наличие неопределенности и информационные перегрузки, высокая вероятность возникновения непредвиденных событий, угроза здоровью и жизни - все это может являться причинами возникновения различного рода трудностей при осуществлении профессиональной деятельности в особых условиях, вызывать у сотрудников спецподразделений состояния напряженности, ставить под угрозу срыва решение профессиональной задачи[8].

Сотрудник спецподразделения – воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности сотруднику спецподразделения необходима роль и навыки, подходящие для военного времени.

Коллектив сотрудников спецподразделения – это воинский коллектив, организуется и развивается на основе специфических норм и правил поведения и взаимоотношения между его членами. Эти нормы и правила вытекают не только из требований текущей службы, но и из потребностей боевой деятельности. В таком коллективе у всех его членов вырабатывается определенное отношение к части, ее знамени, товарищам по оружию, врагам. Эти отношения составляют нормы воинской этики[8].

Социально-психологический климат коллектива спецподразделения всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность[12].

Эффективное выполнение служебных обязанностей в критических ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам сотрудников спецподразделений: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, выносливости, уверенности в своих силах и т.д., что также оказывает влияние на установление взаимоотношений в коллективе.

Несмотря на достаточно разработку проблемы психологического климата, в основном исследования касаются теории трудовых коллективов, практически нет разработок, посвященных особенностям психологического климата в  коллективах спецподразделений, в том числе отсутствуют публикации, посвященные факторам, влияющим на психологический климат спецподразделения. Все вышеизложенное определило актуальность и тему исследования – «Факторы, влияющие на психологический климат спецподразделения».

Объект исследования: психологический климат в спецподразделениях МВД.

Предмет исследования: факторы, влияющие на психологический климат спецподразделений МВД.

Цель исследования состоит в выявлении факторов, влияющих на психологический климат спецподразделений МВД.

В связи с этим задачами  работы являются:

  1. Изучить литературу и выделить факторы, влияющие на формирование психологического климата и межличностные отношения в коллективе спецподразделений.
  2. Провести диагностику психологического климата в коллективе сотрудников спецподразделений
  3. Выявить факторы, влияющие на психологический климат в определенном коллективе спецподразделения.
  4. Предложить мероприятия по улучшению межличностных отношений, формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Гипотеза: мы предполагаем, что на психологический климат сотрудников спецподразделений оказывают влияние различные факторы, как, например, предрасположенность к конфликтному поведению, социометрический статус, поведение человека в реальной группе: зависимость, независи­мость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и "избегание борьбы", а также стиль руководства командира.

Опытно-экспериментальная база – 2 коллектива – сотрудников спецподразделений ОРО и КПиО – в количестве 17 человек и 20 человек.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии; наблюдения; опытно-экспериментальная работа; приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование стиля руководства коллективом (методика Журавлева А.Л.), а также исследования психологического климата в коллективе (методика Михалюк-Шалыто), эмоционального уровня психологического климата в коллективе (методика Л.Н.Лутошкина), предрасположенность к конфликтному поведению (методика Т.Томаса), статуса членов коллектива (методика социометрии), методика Q-сортировка по изучению основных тенденций поведения человека в коллективе.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии.

Теоретическую основу исследования составляет теория Ковалева А.Г. и М.В.Дубровиной о межличностных взаимоотношениях в малых группах и их влиянии на психологический климат в трудовом коллективе.

Новизна исследования: в настоящее время по формированию психологического климата в малых группах достаточно много литературы, однако недостает публикаций, определяющих психологический климат в спецподразделениях и факторов, его определяющих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в спецподразделениях МВД, для более успешной организации служебной деятельности.

Структура работы. В настоящем варианте работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Список использованной литературы

1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. –Ч.1. –М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. –312 с.

2.Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации// Мир психологии.-2002.-№2.-С.117

3.Барабанщиков  А.В.  и  др.  Основы   военной психологии и педагогики: Учеб. пособие...-М.: Просвещение, 2008.- 267 с.

4. Бережнова Н., Гринева О. Влияние стиля руководства на психологический климат в подразделениях органов внутренних дел. М.: Прогресс, 2006

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.

6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов в.Н. Социально-психологи­ческий климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003.-207 с.

7.Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф.Кулакова.-М: Совершенство. - 1998. - 384 с.

8.  Волосников А.В. психологическое сопровождение военнослужащих спецподразделений по борьбе с терроризмом. Автореф. дис… канд.психол.наук. М., 1999.- 22 с.

9. Глоточкин А.Д., Платонов К.К. Воинские коллективы.- Коллектив и личность.- М.:Наука,1975.

10.Гончаров А. Обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях // Ведомости УИС.-2004.-№5

11. Гранат Н.Л. Профессионализм как принцип организации и деятельности ОВД. М., 1998.- 203 с.

  1. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. –43 с.

13.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 2001. - 279 с.

14. Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников ОВД. // Социологическое исследование. – 2009. - №9. - С. 55-59.

15.Кокурин А. Личность в экстремальных условиях // Развитие личности. – 2004.- №1. -С. 190—204

16.Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л.:ЛГУ, 1967.-348 с.

17.  Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В. Саркисян А.Е. Воинский труд: наука, искусство, призвание. М.:ИТАР-ТАСС.-1998.- 397 с.

18. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М: Политиздат, 1989.

19. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.

20. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение,  2008.- 247 с.

21. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях.// Психологический журнал. Т.22.- №1. - 2005. - С.83-86

22.Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. Спб., 2006 .- 23 с.

23. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М., 1972.

24.Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ.доктора псих. наук, Л., 2002.

25. Матвеева И. Деятельность психологической службы воспитательных колоний ГОВД МИНЮСТА России // Вестник УИС.-2004.-№5

26.Молчанов А.А. Профессиональная деформация в ОВД и правовая культура. Спб., 2001.-340 с.

27. Немов Р.С. Психология: Учеб. -Кн. 1. -М.:Просвешение,2000. -576 с.

28. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.

29.Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.- 430 с.

30.Петровский В.А. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1978. – 176с.

31.Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 1977.- 189 с.

32.Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.

33. Предупреждение чрезвычайных происшествий среди личного состава УИС, связанных с гибелью и ранениями сотрудников (аналитический обзор) // Ведомости УИС.-2008.-№4

34.Проблема взаимодействия в деятельности сотрудников органов МВД. // Социологическое исследование.- 2008. - №1. - С.14-17.

35.Проблема риска в деятельности органов МВД. // Социологическое исследование. - 2007. - №11. - С.74-77.

36.Программа психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД, действующих в чрезвычайных ситуациях, в том числе при вооруженных конфликтах: Методические рекомендации. М., 2007.

37.  Психология и педагогика: Учеб. пос. /Николаенко В.М. и др. -М.: ИНФРА-М, 2000. -175 с.

38.Рабочая книга войскового психолога. М.:МО РФ.- 2005.-332 с.

39.Романов В.В. Юридическая психология. М.: Наука., 1999.- 230 с.

40. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. М., 2004.

41.Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма.-1999.- 643 с.

42. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.- 119 с.

43.Смирнов В.Н. Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. М., 2002.

44. Смрнов В.Н. Профессиональная компетентность и стиль управления командира в экстремальных условиях. М.: Прогресс, 2007

  1. Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.

46.Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 551–554.

47.Человек в экстремальных ситуациях. Руководство для психологов /Под ред. О.В.Красновой. М.:Русь, 2004.- 290 с.

48.Шакуров Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М.: Зерцало, 2002.-290 с.

49.Шевцов А.М. Диагностика и коррекция последствий пребывания в «горячих точках»// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб.: СпбУ, 2003.- Т.8.-С.400-403

50.Шевцов А.М. Диагностика и профилактика расстройств эмоционально-волевой сферы личности у бойцов спецподразделений МВД, проходящих службу на территории Чеченской республики// Психология и эргономика.-единство теории и практики: материалы конференции. М.:Эргоцентр, 2003.- С.64-65.

51.Шевцов А.М. К проблеме нейтрализации последствий пребывания в  «горячих точках»//В.М.Бехтерев и современная психология, психотерапия: Сборник статей и конференций.- Казань: Центр инновационных технологий, 2001- С.263-269.

52. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы руководства химическими предприятиями.- М., 2004. - 187 с.

Заказать курсовую