Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОУ (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Изучение особенностей физического развития детей 5-6 лет и возможность использования для них оздоровительных процедур  7

1.1. Особенности психического и физического развития детей 5—6 лет. 7

1.2. Поиск новых форм занятий оздоровительной направленности с детьми дошкольного возраста. 14

1.3. Использование сауны для детей дошкольного возраста в лечебных целях  20

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.. 23

2.1. Цель и задачи исследования. 23

2.2. Методы исследования. 24

2.3. Opганизация исследования. 32

Глава 3. Обоснование содержания комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста.. 34

3.1. Принципы, цели и задачи составления комплексной методики. 34

3.2.  Особенности воздействия факторов, содержащихся в экспериментальной методике на физическое и психическое состояние детей. 35

3.3. Оценка эффективности комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий детей дошкольного возраста. 43

Заключение. 71

Выводы.. 73

Практические рекомендации.. 75

Приложения.. 83

Введение

Актуальность исследования. Сохранение здоровья населения Российской Федерации — одна из актуальнейших проблем нашего вре­мени. Однако экономическая, экологическая и социопсихологическая ситуация в стране делает ее пока трудноразрешимой, что особенно ска­зывается на подрастающем поколении.

В результате продолжает расти число детей с различными фор­мами хронических заболеваний (Булаенко И.П. [12]; Сулимцев Т.И.[50], Сухарев А.Г.[51], Прищепа И.М.[46] и др.). Кроме этого, в детских дошкольных учреждениях практически не ведется системати­ческой работы по формированию привычек здорового образа жизни у детей, недостаточно используются при этом возможности физической культуры и других форм занятий оздоровительной направленности.

В связи с этим возникает необходимость, исходя из имеющихся возможностей и учитывая особенности контингента, осуществлять со­вершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Требует неотложного решения проблема научного обоснования новых средств, методов и организационных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые закладывали бы фундамент основ здорового образа жизни у дошкольников, а также способствовали повышению их физических качеств.

В имеющейся литературе дошкольный период жизни ребенка опи­сан достаточно подробно (Бисярина В.П.[9], Васильева B.C., Каптелин А.Ф.[16],  Венгер Т.Ф., Савченко Ю.И.[17],  Воронцов И.М.[20], Калугин А.С.[34],  Усова А.П.[54],  Эльконин Д.Б.[57], Хрипкова А.Г.[56] и др.). Среди особенностей этого возраста отмечаются такие, как: повышенный интерес к окружающему миру, проявление индивидуальных способностей, формирование физической конституции и темпе­рамента. Именно этот, последний год перед школой очень важен, пото­му что в этот период закладывается фундамент будущих интеллекту­альных, нравственных и физических качеств личности.

Отечественная педагогика традиционно рассматривает все сторо­ны развития ребенка, поэтому невозможно говорить о физическом вос­питании, не касаясь, например, психологических аспектов, самых раз­ных умений и навыков, которые ребенок должен выработать к 5— 6-летнему возрасту для будущей жизни. Развитие ребенка должно идти сразу по всем направлениям (интеллектуальному, физическому, сен­сорному, эстетическому, нравственному), чтобы не получилось перекоса в воспитании (Аркин Е.А.[4], Эфрусси П.О.[58], 1980; Кардашенко В.Н.[33] и др.).

В настоящее время весьма важным представляются вопросы про­филактики у детей заболеваний, связанных с нарушением иммунно-биологического барьера, кардиореспираторной и опорно-двигательной систем.

Все это ведет к поиску новых методик использования физических средств оздоровления для данной возрастной группы.

В последнее десятилетие во всем мире пользуются огромной по­пулярностью и получают все большее распространение гидротермиче­ские процедуры типа сауны (Аленькин Б.Ф., Рудаков А.А.[1], Бирюков А.А.[8],  Галицкий А.В.[23], Зильбер А.П.[32], Конья А., Барджер А.[37], Синюшина С.П.[48], Соболевский В.И.[49], Халетова С.С.[55] и др.). Этот вид процедур активно применяется в физкультуре и спорте, спор­тивной медицине, Физиологии труда и отдыха, гигиене и других облас­тях. О них написано множество научных и научно-популярных книг и брошюр. Вместе с тем, несмотря на многочисленные работы, посвященные вопросам влияния сауны на организм человека, практически не проводилось исследований, дающих научное обоснование по использо­ванию в оздоровительной практике для детей дошкольного возраста термокомпонентов в сочетании с физическими упражнениями и плава­нием. А по имеющимся исследованиям, - термический фактор, каковым является сауна, - это источник мощнейшего воздействия на организм человека (Белоусов П.П.[6], Бирюков А.А.[8], Буровых А.Н., Зотов В.П.[14],  Геселевич В.А.[25],  Кафаров К.А.[36] и др.).

В данной связи становится актуальной разработка и научное обос­нование методики, позволяющей применять парную с другими, ставши­ми уже традиционными оздоровительными факторами (физические уп­ражнения, плавание) в процессе физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования. Разработка и научное обоснование содер­жания и методики проведения комплексных физкультурно-оздоровительных занятий с использованием термокомпонентов, водных процедур и физических упражнений для дошкольников.

Рабочая гипотеза. Проводимое исследование основывалось на предположении о том, что занятия в оздоровительных группах физиче­скими упражнениями с параллельным использованием плавания, тер­мопроцедур среди детей дошкольного возраста приведет к положитель­ным результатам в физическом и психоэмоциональном статусе у зани­мающихся. Также предполагалось, что проводимые мероприятия позво­лят снизить число и продолжительность простудных заболеваний, ос­ложнений после них, а также дадут общий благоприятный оздорови­тельный эффект.

Объект исследования. Объектом исследования являлись мальчики 5—6 лет, посещающие и не посещающие детские дошкольные уч­реждения и относящиеся к основной медицинской группе.

Предмет исследования. Изучение и обоснование эффективно­сти комплексной оздоровительной методики для детей дошкольного возраста, направленной на совершенствование физкультурно-оздоровительной работы, формирование основ здорового образа жизни у занимающихся, улучшение уровня их здоровья и повышение физиче­ских качеств.

Научная новизна. Исследование позволило разработать и обосновать комплексную методику использования гидротермических воздействий в сочетании с занятиями физическими упражнениями и плаванием для детей дошкольного возраста. Исследование дало воз­можность выявить сдвиги, происходящие в функциональных системах организма ребенка дошкольного возраста, в его Физическом и психоэмоциональном состоянии.

На основании полученных данных разработаны организационно-методические рекомендации с целью повышения эффективности физ­культурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, на­ходящихся в режиме детских дошкольных учреждений, в группах оздо­ровительной направленности или в семье.

Практическая значимость исследования заключается в разра­ботке комплексной методики проведения оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста.

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:

I.    Анализ данных, содержащихся в научной литературе;

II.    Опрос;

III.   Педагогическое наблюдение;

IV.   Педагогический эксперимент;

V.   Тестирование двигательных качеств и показателей физического развития;

VI.   Медико-биологические методы;

VII.  Методы математической статистики.

Анализ данных, содержащихся в научной литературе

Анализ литературы позволил определить направление работы, сформулировать задачи исследования, выбрать наиболее рациональ­ные пути их решения. Изучение и анализ литературных источников по­зволил также определить состояние изучаемой проблемы в настоящее время, уровень ее актуальности и разработанности в науке и практике. В процессе работы над выбранной проблемой анализировались источники, освещающие важнейшие проблемы оздоровления подрастающего поколения, внедрение в современную систему образования достижений передовой практики в области физического воспитания дошкольников.

Проводился анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучаемой проблеме.

С целью определения основных задач исследования анализиро­вались официальные документы, а также программы по физическому воспитанию для детских дошкольных учреждений.

Опрос

Опрос применялся для выявления информированности дошколь­ников и их родителей о значимости проблемы формирования основ здо­рового образа жизни и физкультурно-оздоровительного образования в семье и детских дошкольных учреждениях, а также для выявления и учета их мнения о направлении работы в данной области.

Содержание составленного для детей и их родителей опросника было обусловлено целью и задачами настоящего исследования (см Приложение 1). Опросник направлен на изучение отношения зани­мающихся и родителей к вопросам здорового образа жизни, а также на получение социально-демографических данных: возраст, пол, условия жизни и т.д. Результаты опроса анализировались по общепринятым ме­тодикам.

Педагогическое наблюдение

В ходе проводимого эксперимента данный метод применялся с целью определения физического и психологического состояния обсле­дуемых, объема и интенсивности нагрузки, а также степени интереса к предлагаемым занятиям.

Во время проведения педагогического эксперимента по методике Л.А.Таллер [52] оценивались работоспособность, настроение, отноше­ние к окружающим, двигательная активность, активность на занятиях и играх, засыпание, переход к бодрствованию, переключение с одного ви­да деятельности на другой. Эти данные были получены путем опроса детей, их родителей, инструкторов, воспитателей, а также визуально. Полученные сведения заносились в прилагаемую Таблицу 1, с помощью которой определялся тип нервной системы и подвижность нервных про­цессов.

 

Таблица 1

Поведенческая характеристика детей дошкольного возраста по методике Л.А.Таллер (135)

Работоспо-

собность

настроение

Отношение к окружаю

щим

Двигательная

активность

Активность

В играх

засыпание

Переход к бодрствованию

Переключе-

ние на другой

Вид

деятель-

ности

Общий балл

высокая

средняя

Быстро утомляется

ровное

взрывное

плаксивость

дружественное

конфликтное

малокоефликтное

умеренная

Очень подвижный

Мало подвижный

Активен

Очень активен

пассивен

легко

медленно

нерегулярно

быстро

Очень быстро

трудно

быстро

Очень быстро

Очень трудно

Общий балл

Тип нервной системы

подвижность




























 

Тип нервной системы:

1) Сильная уравновешенная н.с. —до 12 баллов.

2) Сильная неуравновешенная н.с. — 13-18 баллов.

3) Слабая н.с. — более 18 баллов.

Подвижность нервных процессов подсчитывалась по последним четырем столбцам:

1) Высокая — до 10 баллов.

2) Низкая — более 10 баллов.

Эмоциональное состояние детей на занятиях также определялось методом наблюдения. Учитывались субъективные ощущения учащихся (особенно в сауне и в бассейне), что помогало изменять дозировку предлагаемых воздействий в зависимости от состояния испытуемых.

Педагогическое наблюдение позволило осуществлять контроль за эффективностью применяемой методики, направленной на оздоровле­ние детей и формирование основ здорового образа жизни в процессе проведения комплексных оздоровительных занятий. Обращалось также внимание на утомляемость, активность, дисциплинированность, форми­рование привычек и навыков здорового образа жизни.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент в настоящем исследовании был ос­новным и характеризовался как многоэтапное исследование. Целью его являлось обоснование содержания и методики проведения комплексных занятий оздоровительной направленности для дошкольников с исполь­зованием физических упражнений, плавания, термопроцедур.

Предполагалось, что использование разработанной нами методи­ки даст более прочную основу для укрепления здоровья детей, расши­рит их физические возможности и будет способствовать совершенство­ванию двигательных качеств.

Сущность проводимого педагогического эксперимента заключалась в создании экспериментальной системы, в условиях которой становится возможным выявление связи между использованием разработанных в ходе проводимого исследования организационно-методических материа­лов и формированием навыков и привычек здорового образа жизни дошкольников и их родителей.

В процессе проведения педагогического эксперимента сравнива­лись показатели экспериментальной и контрольных групп.

В ходе педагогического эксперимента определялся характер и ди­намика Физической подготовленности, поведенческая характеристика занимающихся по разработанной нами методике. Выбор тестов был обусловлен необходимостью наиболее полно охарактеризовать уровень развития двигательных качеств испытуемых.

Тестирование двигательных качеств и показателей физического развития

Тестирование включало в себя следующие виды упражнений:

1) Бег на 10 м с ходу, (сек). Упражнение выполнялось после раз­минки с использованием ускорений и применялось для проверки и оцен­ки быстроты по общепринятой методике (61).

2) Бег на 30 м со старта, (сек). Упражнение выполнялось после не­скольких ускорений на 10—15 м и применялось для оценки скоростной выносливости.

3) Бег на 100 м со старта, (сек). Тестирование проводилось по стандартной методике в соревновательной Форме и применялось для характеристики выносливости.

4) Метание мешочка с песком или мячика массой 150 г. (м). При­менялось для характеристики скоростно-силовых качеств. Производились метания отдельно правой и левой рукой, замеры делались рулет­кой.

5) Длина прыжка с места, (см). Давалось 2 попытки, фиксировался лучший результат. Упражнение характеризует скоростно-силовые спо­собности ног (61).

6) Высота прыжка на месте, (см). Производились замеры расстоя­ний между меловыми отпечатками на стене, оставленными вытянутыми вверх руками испытуемых в нижнем и верхнем положениях прыжка при помощи рулетки. Упражнение используется для оценки силы нижних ко­нечностей.

7) Метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя на полу, (см). Тест применялся для характеристики скоростно-силовых возмож­ностей испытуемых, а именно развития плечевого пояса.

8) Статическое равновесие, (в сек). Данное упражнение фиксирует степень развития функции равновесия. Определяется продолжительно­стью удержания следующей позы: стойка на одной ноге, опираясь дру­гой на голень опорной, руки в стороны.

9) Сила мышц кисти, (в кг). Замеры производились детским ручным динамометром (давалось 2 попытки на каждую руку, регистрировался лучший результат с округлением до 0,5 кг).

10) Сила мыши спины (в кг). (Становая тяга). Замеры производи­лись детским становым динамометром (давались 2 попытки, регистри­ровался лучший результат с округлением до 1 кг).

Все результаты обследования заносились в прилагаемую Таблицу 2.

Таблица 2

 

Медико-биологические методы

а) Соматометрия. Данные показатели снимались для определения морфо-функционального статуса:

1) Длина тела, см. Измерялась с помощью станкового ростомера.

2) Окружность грудной клетки, см. Определялась в состоянии спо­койного дыхания (паузы), с помощью гибкого сантиметра.

3) Масса тела, кг. Выражает суммарную массу тела (развитие ко-стно-мышечного аппарата, жировой клетчатки, внутренних органов). Взвешивание проводилось на медицинских весах.

б) Физиометоия. Применялась для определения функциональных показателей:

1) Жизненная емкость легких, мл. Измерялась с помощью меди­цинского воздушного спирометра. Фиксировался лучший результат из двух попыток.

2) Исследование сердечно-сосудистой системы.

2.1.) Пульсометрия. Частота пульса определялась пальпаторным методом на лучевой артерии.

2.2.) Артериальное давление, мм рт. ст. Определялось аускульта-тивным методом.

3) Определение физической работоспособности. Применяли метод для определения физической работоспособности по пробе PWC-170 с использованием степ-теста (восхождение на ступеньку). Высота сту­пеньки подбирается индивидуально для каждого испытуемого в зависи­мости от длины его ног по Таблице 3.

 

Таблица 3

Зависимость высоты ступеньки от длины ноги (70)

Работа осуществлялась в течение двух минут (по рекомендации разработчиков теста). На второй минуте пальпаторно определялась частота сердечных сокращений (уд/мин). Мощность работы рассчиты­валась по следующей формуле (57):

N = Р х h x n x К, где

N - мощность работы (кг/мин);

Р - масса тела обследуемого (кг);

b - высота скамейки (м), (см.: Таблицу 10);

п - количество циклов (30 циклов);

К - коэффициент подъема и спуска = 1,2.

Определение физической работоспособности PWC-170 произво­дится по формуле (Л.И.Абросимова, В.Е.Карасик). (97)

4) Определение индексов Эрисмана и Пинье.

4.1.) Определение индекса Эрисмана. Индекс использовался для характеристики развития грудной клетки. Определялся по формуле:

S (см) - окружность грудной клетки; L (см) - рост.

4.2.) Индекс Пинье (In). Используется для определения пропорцио­нальности длины, массы тела и окружности грудной клетки. Определяется по формуле:

где L (см) - рост тела;

М (кг) - масса тела;

S (см) - окружность грудной клетки.

Врачебный контроль при занятиях по предложенной методике осуществлялся медицинским персоналом и включал в себя:

1. Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния детского организма в процессе оздоровительных занятий.

2. Контрольные наблюдения для объективной регистрации и учета влияния систематических занятий по предложенной методике.

3. Санитарно-гигиенический контроль за местами проведения оз­доровительных занятий и условиями их проведения, за соответствием предлагаемой нагрузки физическим возможностям ребенка.

4. Профилактику нежелательных последствий в результате влия­ния физических упражнений, водной среды и высокой температуры на организм занимающихся.

5. Санитарно-просветительскую работу среди родителей, с детьми которых проводят занятия, включающие в себя консультации по вопро­сам оздоровления, закаливания, агитацию и пропаганду ЗОЖ.

Во время проведения занятий регистрировали:

а) Индекс здоровья:

Число детей, ни разу не болевших в течение года

-----------------------------------------------------------------Х100

Общее число детей

б) Среднюю длительность случая болезни:

Абсолютное число дней болезни за год

Абсолютное число случаев болезни

Методы математической статистики

Методы математической статистики применялись при обработке данных, полученных в результате оценки показателей психофизического и функционального состояния испытуемых в ходе проведенного педаго­гического эксперимента. В процессе исследования рассчитывались средняя арифметическая величина, среднее арифметическое отклоне­ние, ошибка средней величины. Для оценки достоверности различий малых выборок принято использовать t-критерий Стьюдента, который был использован нами в статистическом анализе данных нашего экспе­римента.

2.3. Opганизация исследования

 

Настоящее исследование проходило в трех детских садах п. Оршанка, РМЭ.

Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста, по­сещающих и не посещающих детские дошкольные учреждения, всего 81 человек. Все дети относились к основной медицинской группе на осно­вании заключения врача и не имели противопоказаний к занятиям оздо­ровительной физической культурой, посещению бассейна и сауны.

Из данного контингента было сформировано три группы по 27 че­ловек в каждой.

1 группа (контрольная) К ней относились дети дошкольного возраста, занимающиеся по обычной программе детского сада. То есть, это дети, находящиеся в режиме детского сада.

II группа (контрольная). К ней относились дети дошкольного возраста, посещающие и не посещающие детские дошкольные учреж­дения, но занимающиеся оздоровительной физической культурой и пла­ванием два раза в неделю.

III группа (экспериментальная). К ней относились дети дошко­льного возраста, посещающие и не посещающие детские дошкольные учреждения и занимающиеся в группах оздоровительной направленно­сти с использованием комплекса физических упражнений, плавания и термопроцедур.

Исследование проходило в 4 этапа:

1 этап (...... гг.) На данном этапе проводилось ознакомление с проблемой по данным научно-методической литературы и в практике, выбор направления работы, определение гипотезы, цели, задач работы и методов исследования, а также поиск эксперименталь­ных баз.

Был проведен углубленный теоретический анализ и обобщение данных литературы отечественных и зарубежных авторов по выбранной проблеме.

2 этап (...... гг.). Были сформированы выше­названные группы. Занятия осуществлялись по «Программе физическо­го воспитания в детском саду» (1985). В начале этапа (с .... гг.) и в конце этапа (с 01.10.2005 по 10.10.2005 гг.) было про­ведено обследование детей по составленной нами схеме. В этот период была проведена корректировка и уточнение комплексной методики фи­зического воспитания детей дошкольного возраста.

3 этап (1......) Был проведен педагогический эксперимент на базе ДОУ.

Контрольная группа № 2 занималась оздоровительной физической культурой с использованием плавания. Экспериментальная группа за­нималась по разработанной нами комплексной методике (с использова­нием комплекса физических упражнений, плавания и термопроцедур в сауне. Обе группы в начале и в конце этапа были обследованы. В этот период проводился сбор данных об эффективности предлагаемой экспериментальной методики.

4 этап (....гг.) На данном этапе анализиро­вались полученные в результате проведения эксперимента данные, проводилась математико-статистическая обработка экспериментального материала, анализ и обсуждение результатов исследования, разработка рекомендаций для использова­ния полученных данных в практических целях, внедрение результатов проделанной работы в практику.

Заказать диплом