Фольклор в работе с детьми младшего  дошкольного возраста (курсовая работа)

Содержание

Введение......................................................................................................................................

I. Теоретическая часть...................................................................................................................

1. Фольклор в работе с детьми младшего  дошкольного возраста.............................................

2. Использование различных жанров фольклора

в воспитательно-образовательном процессе  детей третьего года жизни............................

2.1. Колыбельные песни............................................................................................................

2.2. Потешки................................................................................................................................

2.3. Прибаутки.............................................................................................................................

2.4. Сказки...................................................................................................................................

Ii. Практическая часть........................................................................................................................

Заключение.........................................................................................................................................

Список литературы............................................................................................................................

Приложения......................................................................................................................................

Введение

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» гребенка с самого его рождения. С незапамятных времен :живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры — «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» и т. п.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет .светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии—детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки. Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Детям же, только начинающим осваивать мир, приобретать опыт, как раз наиболее важно и доступно познание этих общих связей и закономерностей. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений.

Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное место произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это — не механический процесс. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г. С. Виноградов). Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Список литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.
  2. Аникин В.П. Русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.
  3. Василенко В.А. Детский фольклор. — М.: Педагогика, 1978.
  4. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. / Под ред. В.Г.Нечаевой. — М.: Просвещение, 1965.
  5. Воспитание детей раннего возраста. / Под ред. Г.М.Маминой. — М.: Просвещение, 1976.
  6. Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор рязанской области. — Рязань, 1992.
  7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1976.
  8. Литван Э.С. К вопросу о детском фольклоре. — М.-Л., 1958.
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

10.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

11.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. — Новосибирск, 1971.

12.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. / Сост. Л.В.Шалина. — М., 1992.

13.Науменко Г.М. Гуленьки. Русские народные прибаутки, загадки, приговорки. — М., 1982.

14.Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. — М., 1988.

15.Науменко Г.М. Русский детский игровой фольклор. — М., 1995.

16.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. — М., 1996.

17.Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. — М., 1999.

Заказать курсовую