Формы и методы работы социального педагога по направлению профессионального самоопределения молодежи (курсовая)

Содержание

 

 

введение.................................................................................................... 3

1. исследование профессионального самоопределения современной молодежи..................................................................... 6

1.1. Понятие профессионального самоопределения.................................... 6

1.2. Социальная обусловленность профессионального самоопределения молодежи......................................................................................................................... 15

2. Формы и методы работы социального педагога по направлению профессионального  самоопределения молодежи........................................................................................................................... 28

2.1. Профориентационная работа. Профдиагностика. Профотбор............ 28

2.2.  Развитие профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентаций......................................................................................................................... 32

2.3. Профоконсультации. Групповые методы работы социального педагога по развитию профессионального самоопределения........................................... 44

2.4. Практические рекомендации................................................................ 46

заключение........................................................................................... 51

Список литературы.......................................................................... 53


Введение

Актуальность темы. Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Ведущая роль в реализации социальных требований совершенствова­ния подготовки подрастающего поколения к труду и выбору профессии принадлежит  профессиональной ориентации. Она представляет собой на­учно-практическую деятельность социальных институтов (школы, семья, базовых предприятий, ОПТУ, средних специальных и высших учебных за­ведений, внешкольных учреждений), направленную на формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуаль­ных особенностей личности учащихся и потребностей народного хозяйст­ва в квалифицированных кадрах.

Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной.

Из всех основных мотивов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в основе общий интерес к отрасли науки или виду деятельности.

Главным в оценке степени привлека­тельности того или иного вида труда у нас является характер, индивидуальные склонности и интересы самой личности.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

Профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Е.А. Климов [16] выделяет пять основных слагаемых данной системы:

n   Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

n    Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

n    Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

n    Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

n    Навыки, привычки, знания, опыт

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Выявление определенных склонностей и интересов уже в школьном возрасте может оказать значительное положительное влияние на мотивацию выбора будущей профессии.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  В выборе профессии  неоценимую роль может сыграть социальный педагог. В деятельности социального педагога возникает необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  старшекласснику  в развитии профессионального самоопределения,  в  осознанном  выборе  профессии, отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  что делает  эту  проблему  актуальной.

Целью данной работы является изучение форм и методов работы социального педагога по направлению профессионального самоопределения молодежи, на примере подростков и старших школьников.

Исходя из этого в данной работе решаются следующие задачи:

- изучение литературы по проблеме исследования;

- изучение мотивации выбора профессии у молодежи, выявление причин выбора профессии;

-         исследование основных форм и методов деятельности социального педагога по развитию профессионального самоопределения молодежи.

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова, работы Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой, а также теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Калугин Н.И.,  Крупская Н.К.,  Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.,  Шацкий С.Т.); системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Захаров Н.Н.,  Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.).

Список литературы

 

  1. Арифьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ// Педагогика.-1995.-№3.-С.65-68
  2. Блонский П. П. Выбор профессии. — Избр. пед. произв. — М., 1961.
  3. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и соцального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  4. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий// Школа и производство.-1996.-№3.-С.90-93
  5. Водзинская В. В. О социальной обусловленности выбора про­фессии.—В кн.: Социальные проблемы труда и производства.— М. — Варшава, 1969.
  6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.:Педагогика.-1979.-160 с.
  7. Гнедин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников// Социс.-1996.-№8.-С.66-72
  8. Голомшток А. Е. Трудовое обучение — основное средство проф­ориентации.//Школа и производство, 1977, № 2
  9. Голомшток А. Е., Кондратьева Л. Л. О профессиональных наме­рениях учащихся выпускных .классов.—В кн.: Профориентационная работа в школе. — Калуга, 1968.

10. Гринпштун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// Школа и производство.-1995.-№2.-С.17-19

11. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун Психологические аспекты индивидуальной профадаптации. Барнаул.-1990.-85 с.

12. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры// Школа и производство.-1999.-№6.- С.86-91

13. Зверев И. Д. Общие проблемы профориентации в школе. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации.—М., 1972.

14. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа.—М., 1967.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект. Екатеринбург.Деловая книга, 2003.-336 с.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С.39-40.

17. Кондратьева Л. Л. Проблема выбора профессии и задачи профконсультации.—В кн.: Вопросы 'психологии труда, трудового обучения и воспитания. Материалы V научной конференции. М., 1971.

18. Кузин А. Путевка в жизнь// Народное образование.-1999.-№10.-С.176-178

19. Кузьмин Е. С., Свентицкая А. Л. Формирование отношения к труду. — В кн.: Человек и общество. Л., 1966.-С.25

20. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях// Народное образование.-1999.-№10.-С.173-176

21. Малахова А. Н. Здоровье и выбор профессии.—В кн.: Школа и выбор профессии. М., 1969.

22. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

23. Методические основы профессионального отбора. — Pига, 1968.

24. Назымов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим// Школа и производство.-1997.-№1.-С.89-96

25. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учите­лей. М., 1994. С.191.

26. Платонов К. К. Проблемы способностей. -— М„ 1972.

27. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 2.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 80с.

28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само­определение. М.— Воронеж, 1996.

29. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Мос­ковский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.

30. Романенко Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся// Народное образование.-1999.-№9.-С.186-188

31. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. — М., 1999.

32. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют ...». Психологический практикум - г. Дубна, «Феникс+», 2002, - 128 с.

33. Титма X. М. Выбор профессии как социальная проблема. — М., 1975.

34. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972.

35. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. — М., 1969.

36. Чернявская  А.П.  Психологическое  консультирование  по  профессиональной  ориентации.  М.,  2001.

37. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения    молодежи//Профессиональное    самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993.

38. Шавир  Л.Ф.  Психология  профессионального  самоопределения  в  ранней  юности. — Тюмень,  1980.

39. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

Заказать курсовую