Формы и методы работы социального педагога с неполно семьей (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. общая характеристика неполной семьи..................................... 6

1.1. Понятие «неполная семья»......................................................................... 6

1.2. Проблемы неполной семьи....................................................................... 12

2. Формы и методы работы социального педагога с неполными семьями......................................................................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в следующем. В условиях реформирования страны, становления рыночных отно­шений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-си­рот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивает­ся с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политиче­ская трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение самочувствия и сохранение здоровья такого важнейшего пер­вичного, базового института» каким является семья.

Семей, где малыша растит один родитель, становится все больше. В российской провинции их число доходит до 20 процентов, а поскольку наша крестьянская глубинка всегда славилась патриархальностью и консерватизмом, можно говорить о настоящей гендерной революции. В крупных городах и вовсе до 30 процентов детишек растут только с мамами. Появляются в России и "единоличные" отцы. Семья, где родительскую пару заменяет только папа, в мире давно не редкость. У нас же пока это диковинка. В США и странах Западной Европы 10-15 процентов от общего числа семей с одним родителем - "отеческие". Рекордсмен - Франция: только с отцами здесь живут почти 20 процентов детей. В России отцы-одиночки встречаются в три раза реже, в большинстве случаев это вдовцы. Зато семьи формата Мама+Я стали распространенным, повседневным явлением. жизнью.

Неполные семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с этой группой населения. Имеется и немалый оте­чественный опыт (как дореволюционного, так и советского периода). Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения, необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные техноло­гии, понятия и убедительные приемы организации и проведения со­циальной работы.

В данной ситуации нельзя переоценить деятельность социальных работников по оказанию социальной помощи различным группам населения.

Сегодня главная задача — помочь семье в ее усилиях преодолеть складывающуюся кризисную ситуацию. Для этого требуются государственные меры, объединенные усилия всего общества. Они должны опираться на общечеловеческие ценности, соответствующие международ­ным стандартам и апробированные мировой практикой принципы.

Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремят­ся разрешить указанную проблему, является деятельность социального педагога в рамках социальной работы. Она призвана оказывать помощь индивидам, группам и общинам в их социальном функцио­нировании, в осуществлении ими своих социальных прав, в сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия. Более всего и в первую очередь социальная работа необходима тем, кто оказался в кризисной ситуации. А поскольку семья является всеобщим и универсальным социальным институ­том и жизненный путь каждого индивида на всем протяжении так или иначе связан с семьей, то можно сказать, что она представляет собой основное поле деятельности профессионального социального работника и социального педагога.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют направления деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Объект – деятельность социального педагога.

Предмет – формы и методы работы социального педагога с неполно семьей.

Целью работы является изучение особенностей работы социального педагога с неполной семьей.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

Изучение неполной семьи;

изучение форм и методов работы социального педагога с неполной семьей в аспекте помощи семьи и детям.

Гипотеза исследования: Социальный педагог может оказать психолого-педагогическую помощь неполной семье с помощью определенных форм и методов работы.

Методологическая база исследования. Публикаций по рассматриваемой теме немного, в основном это работы зарубежных и отечественных социологов, психологов и правоведов, которые занимаются проблемам семьи и детства, конкретизируют проблему социальной защиты малоимущих семей, изучая ее в контексте  общей семейной политики государства, но не достаточно публикаций, посвященных формам и методам работы социального педагога с неполными семьями. Тем не менее необходимо отметить труды отечественных и зарубежных авторов, таких, как Самарина О., Долотин Б.,  Алексеева Л.С., Бобкова П.В., Павленок П.Д., Холостова Е.И., Демидова Т.Е., Шувалова Н. и др.

Заказать работу