Формирование гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам с использованием комплекса игр (диплом 1)

Содержание

 

Введение. 3

1. Игра как средство формирования гуманного отношения старших дошкольников к сверстникам.. 9

1.1. Развитие гуманистических идей в зарубежной и отечественной педагогике. 9

1.2. Психолого-педагогические исследования проблемы воспитания гуманного отношения детей дошкольного возраста. 17

1.3. Игра как средство формирования гуманного отношения к сверстнику  у детей дошкольного возраста. 29

2. Формирование гуманного отношения старших дошкольников к сверстникам с использованием игровых приемов. 46

2.1. Диагностические исследования особенностей гуманных взаимоотношений дошкольников. 46

2.2. Анализ результатов исследования сформированности гуманного отношения к сверстникам у дошкольников. 52

2.3. Психолого-педагогическая программа формирования гуманного отношения к сверстникам в игровой деятельности. 62

2.4. Динамика сформированности гуманного отношения к сверстникам. 66

заключение.

Литература..

Приложения..


Введение

Актуальность исследования. В современный период мировое общественное сознание на всех уровнях рассматривает гуманизм как основной принцип и критерий общественного прогресса. Технократизм, занимавший до 70-х годов нашего столетия доминирующее положение, ослабил осознание глобальных проблем человечества, таких, как угроза ядерной войны, экологическая, продовольственная, проблема дегуманизации общества. Вопрос о выживании человеческого рода тесно связан с гуманистическими принципами в государственной политике и социальной деятельности самого человека, со сменой прежних приоритетов, а именно: в центр внимания был поставлен человек, формирование его в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой.

Гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении к людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать людям» [ ].

В отечественной практике в разные годы был представлен опыт воспитания детей, основанный на идеях гуманизма, но он не получил должной оценки и распространения.

Для развития и становления личности необходимы условия, позволяющие, создать обстановку эмоционального благополучия, эмоционального комфорта. С точки зрения современной педагогики это означает - удовлетворение потребности ребенка в общении с воспитателем, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития гуманных чувств, сформированность детского сообщества на справедливых началах и пр. Научить ребенка «видеть и чувствовать» людей - одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания.

Развитие гуманных чувств детей является одной из основ формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми в группе. К пониманию смысла добра, совести ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. И в этом ему должен помочь педагог. Нравственные ценности неотделимы от всей жизни человека. Ребенок постигает их через свои поступки и взаимоотношения с людьми.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться,      помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант,       который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными       становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила,       прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего       цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и       отзывчивость.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как оде­ваться и раздеваться и т. п. Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача совершенно иного ка­чества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека.

В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, воспитание гуманизма у дошкольников является особенно актуальным.

Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях JI.C. Выготского, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте.

В исследованиях педагогов и психологов проблема формирования гуманных отношений представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э. Шишлова), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова) и др. Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило освещение в работах Т.А.Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др. М.В. Воробьева доказала, что отзывчивое отношение к эмоциональному неблагополучию сверстника является для ребенка одним из первоначальных проявлений положительного отношения к нему. По мнению В. Г. Пуш-миной, М.И. Тимошенко, Т.А. Марковой, в группе детского сада создаются возможности для развития между детьми взаимоотношений, основными характеристиками которых является доброжелательность. Данные авторы рассматривают это качество как «внимательное, сочувственное отношение к другому».

Гуманные чувства, как отмечает Е.И. Кульчицкая [], доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова).

Как установила Е.Э. Шишлова [], гуманные отношения у детей избирательны, проявляются обычно в доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости. Реализуясь в поступках, каждое из этих проявлений имеет общее и специфическое.

В практической деятельности формирование гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников.

Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования гуманных отношений и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса. В связи с этим особую роль мы отводим играм.

Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость дошкольника проявляется в игре со сверстниками. Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко []. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения []. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра является средством формирования гуманных отношений. Это составляет сущность проблемы нашего исследования, обозначенной нами как проблема использования комплекса игр в формировании гуманных отношений старших дошкольников, предполагающего возможность формирования гуманных отношений, постоянного отслеживания данного процесса, корректирования и определения эффективности данного игрового комплекса.

Объектом исследования является процесс формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам.

Предметом исследования  - технология формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам с использованием комплекса игр.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса игр в формировании гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучение теоретических аспектов формирования гуманного отношения к сверстникам у дошкольников в игре;

провести диагностические исследования особенностей формирования гуманного отношения к сверстникам в игре у  детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать комплекс игровых мероприятий  для формирования гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что формирование гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста к сверстникам будет успешным, если будет разработана технология формирования гуманных отношений, включающая в себя проведение комплекса игр с учетом возрастных особенностей детей и постепенного усложнения.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа;

статистическая обработка результатов исследования.

Методологической основой исследования является: теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е. В. Бондаревская, Т. А. Маркова, P.C. Буре, Л. В. Загик, Г.Н. Година и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, О.Г. Дробницкий, Л.В. Занков, Н.В. Мясищев, И.Ф. Харламов); теоретические основы тренинга (H.H. Богомолова, ГО.Н. Емельянов, Л.А. Петровская и др.).

Методики исследования:

«Несуществующее животное»;

методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская [44]);

методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова [49]);

цвето-рисуночный тест эмоционального состояния (А.О.Прохорова и Г.Н.Геннинг[58]);

мотодика социометрия (Панфиловой М.А.[17])

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада № 23 «Колосок» г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования. Нами разработана и апробирована Программа по формированию гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников в процессе комплекса игр, которая может быть использована в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических исследований в области формирования гуманного отношения к сверстникам у дошкольников в процессе игры, поэтому наше исследование является одним из новых исследований; сконструирован комплекс игр, выступающих средством формирования гуманных отношений

Заказать диплом