Формирование гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам с использованием комплекса игр (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Игра как средство формирования гуманного отношения старших дошкольников к сверстникам.. 9

1.1. Развитие гуманистических идей в зарубежной и отечественной педагогике. 9

1.2. Психолого-педагогические исследования проблемы воспитания гуманного отношения детей дошкольного возраста. 17

1.3. Игра как средство формирования гуманного отношения к сверстнику  у детей дошкольного возраста. 28

2. Формирование гуманного отношения старших дошкольников к сверстникам с использованием игровых приемов. 46

2.1. Диагностическое исследование наличия гуманных отношений дошкольников  46

2.2. Психолого-педагогические приемы формирования гуманного отношения к сверстникам в игровой деятельности. 63

2.3. Динамика сформированности гуманного отношения дошкольников к сверстникам  67

заключение. 87

Список использованных источников. 92

Приложения.. 99


Введение

Актуальность исследования. В современный период мировое общественное сознание на всех уровнях рассматривает гуманизм как основной принцип и критерий общественного прогресса. Технократизм, занимавший до 70-х годов нашего столетия доминирующее положение, ослабил осознание глобальных проблем человечества, таких, как угроза ядерной войны, экологическая, продовольственная, проблема дегуманизации общества. Вопрос о выживании человеческого рода тесно связан с гуманистическими принципами в государственной политике и социальной деятельности самого человека, со сменой прежних приоритетов, а именно: в центр внимания был поставлен человек, формирование его в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой.

Гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении к людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать людям» [60, С.349].

В отечественной практике в разные годы был представлен опыт воспитания детей, основанный на идеях гуманизма, но он не получил должной оценки и распространения. Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

Для развития и становления личности необходимы условия, позволяющие, создать обстановку эмоционального благополучия, эмоционального комфорта. С точки зрения современной педагогики это означает - удовлетворение потребности ребенка в общении с воспитателем, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития гуманных чувств, сформированность детского сообщества на справедливых началах и пр. Научить ребенка «видеть и чувствовать» людей - одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания.

Развитие гуманных чувств детей является одной из основ формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми в группе. К пониманию смысла добра, совести ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. И в этом ему должен помочь педагог. Нравственные ценности неотделимы от всей жизни человека. Ребенок постигает их через свои поступки и взаимоотношения с людьми [19, С.33].

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и  отзывчивость.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как оде­ваться и раздеваться и т. п. Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача совершенно иного ка­чества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека [68, С.120].

В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, воспитание гуманизма у дошкольников является особенно актуальным.

Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях JI.C. Выготского, A.B. Запорожца, Д.В. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте.

В исследованиях педагогов и психологов проблема формирования гуманных отношений представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева [39]), отзывчивость (М.В. Воробьева [18], Т.А. Пономаренко [59]), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева [44]), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э. Шишлова [73]), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова [50]) и др. Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило освещение в работах Т.А.Марковой, В.Г. Нечаевой [56], А.П. Усова, Л.П. Пеньевская [70] и др. М.В. Воробьева [18] доказала, что отзывчивое отношение к эмоциональному неблагополучию сверстника является для ребенка одним из первоначальных проявлений положительного отношения к нему. По мнению В. Г. Пушминой [61], Е.С. Шамухаметовой [72], Т.А. Марковой [50], в группе детского сада создаются возможности для развития между детьми взаимоотношений, основными характеристиками которых является доброжелательность. Данные авторы рассматривают это качество как «внимательное, сочувственное отношение к другому».

Гуманные чувства, как отмечает Е.И. Кульчицкая [47], доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным.

Как установила Е.Э. Шишлова [73], гуманные отношения у детей избирательны, проявляются обычно в доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости. Реализуясь в поступках, каждое из этих проявлений имеет общее и специфическое.

В практической деятельности формирование гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников.

Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования гуманных отношений и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса. В связи с этим особую роль мы отводим играм.

Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость дошкольника проявляется в игре со сверстниками. Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А.С. Макаренко [49, С.112]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова [69] справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества [69, С.47].

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра является средством формирования гуманных отношений. Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого «вчувствования» в его положение, настроение, желание [64, С.28].

Это составляет сущность проблемы нашего исследования, обозначенной нами как проблема использования комплекса игр в формировании гуманных отношений старших дошкольников, предполагающего возможность формирования гуманных отношений, постоянного отслеживания данного процесса, корректирования и определения эффективности данного игрового комплекса.

Объектом исследования является гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам.

Предметом исследования  - формирование гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам с использованием комплекса игр.

Цель исследования: разработать и апробировать комплекс игр для формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучение теоретических аспектов формирования гуманного отношения к сверстникам у дошкольников в игре;

провести диагностическое исследование формирования гуманного отношения к сверстникам в игре у  детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать комплекс игровых мероприятий  для формирования гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что формирование гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста к сверстникам будет успешным, если будет разработан комплекс игр для формирования гуманных отношений, с постоянным усложнением задач, учитывающий возраст детей.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение за поведением детей в игре;

беседы с детьми;

экспериментальная игра «Секрет»;

педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Методологической основой исследования является: теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Т.А. Маркова, P.C. Буре, Г.Н. Година и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л.В. Занков, Н.В. Мясищев, И.Ф. Харламов); теоретические основы тренинга (H.H. Богомолова, Л.А. Петровская и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада № 23 «Колосок» г.Йошкар-Ола в количестве 40 человек – экспериментальная группа 20 детей и контрольная группа – 20 детей.

Практическая значимость исследования. Нами разработан и апробирован игровой комплекс для формирования гуманных отношений дошкольников, который может быть использован в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических исследований в области формирования гуманного отношения к сверстникам у дошкольников в процессе игры, поэтому сконструирован комплекс игр, выступающих средством формирования гуманных отношений.

Список использованных источников

 

  1. Абраменкова, В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Абраменкова. — М., 1981. — 27 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 494с.
  3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Педагогика, 2009. – 287 с.
  4. Артемова, Л. В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: Автореф. дис. ... докт. пед. наук /Л.В. Артемова. — Тбилиси, 1985. — 51с. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)
  5. Байкова, JI.A. Современные воспитательные системы / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. -2008. -  № 3. - С. 9-15.
  6. Богуславский, М.В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект / М.В. Богуславский // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 5-21.
  7. Вакуленко, О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам. Дисс…канд.пед.наук / О.В. Вакуленко. - Екатеринбург, 2000. – 216 с.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)
  8. 14. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2008. – 150 с.
  9. 15. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1987.-23 с. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)
  10. 16. Вейт, М.А. Формирование норм нравственности в школьном коллективе / М.А. Вейт // Педагогика. - 2008. -  №1. - С.8-12.
  11. Венгер, Л.А. Структура и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер. - М.: Дрофа, 2009. – 378 с.
  12. 18. Воробьева, М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей четвертого года жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / М.В. Воробьева — М., 1989. — 16 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)
  13. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 2008. – 220 с.
  14. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. - 159 с.

21. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983, 1984. Т. 3, 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues (дата обращения: 18.05.12)

22. Гавриловец, К.В. Теория и методика воспитания гуманного отношения у школьников. Дисс..докт.пед.наук / К.В. Гавриловец. - Минск, 1989. – 420 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/gavrilovetz.html (дата обращения: 10.04.12)

23. Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим / С.А. Газлева. - М.: Ось-М, 2009. – 179 с.

24. Давидович, В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1994. — 16 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)

25. Днепров, Э. Д. Феномен Ушинского. Часть 6 / Э.Д. Днепров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=706&binn_rubrik_pl_articles=171 (дата обращения: 10.04.12)

26. Дьюи, Д. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак: Учебное пособие / Сост. А.И. Салов; Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2009. – 230 с.

27. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1986. —22 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)

28. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009.-112 с.

29. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009. - 67 с.

30. Залогина, В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре //Творческие игры в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, В.Д. Татищева / В.П. Залогина. - М. : Месхин+., 2009. - 48 с.

31. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // До­школьное воспитание.- 2005.- №  10.- С. 72—79.

32. Запорожец, А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов / А.В. Запорожец. - Тбилиси. 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.voppsy.ru/issues (дата обращения: 18.05.12)

33. Золотарева, Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1993. — 16 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)

34. Ибрагимова, Р. Первые задатки чувства долга у детей / Р. Ибрагимова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 33.

35. Иванкова, P.A. Развитие взаимоотношений в игре // Некоторые проблемы детской психологии / Р.А. Иванкова. - М., 1972. - С. 76-84. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://bibliofond.ru (дата обращения: 18.04.12)

36. Карпенко, Л.А. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1 / Л.А. Карпенко. -  М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251с.

37. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Дрофа, 2009. – 184 с.

38. Карташева, Е.В. Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы в XIX - XX вв. Дисс…канд. пед.наук / Е.В. Карташева. – Ставрополь, 2008. 0 166 с.

39. Княжева, И.А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс….канд.пед.наук / И.А. Княжева. –М.: МГЗПИ, 1992. – 220 с.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/18720.php (дата обращения: 18.05.12)

40. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Академия, 2006.- 416 с.

41. Кононова, И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности / И. Кононова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – С.32-36

42. Корнетов, Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2010. -210 с.

43. Корнетов, Г.Б. Педагогика: теория и история: Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2008. – 422 с.

44. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 11. – С.15-20

45. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. - М.:Педагогика, 2003.-230 с.

46. Кульчицкая, Е.И. Моральные чувства как мотив поведения ребенка дошкольного возраста в его взаимоотношениях со сверстниками: Тезисы доклада к Всесоюзной конференции по актуальным вопросам. М.,1970. - Т.1. -С.56-58. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://xreferat.ru/77/6128-2-gumannye-otnosheniya (дата обращения: 14.05.12)

47. Кульчицкая, Е.И. Формирование гуманных чувств у детей / Е.И. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С.17-20

48. Лиштван, З.В. Конструирование в детском саду / З.В. Лиштван. –М.: Профи, 2009. – 129 с.

49. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей// Избр. Пед. соч. / А.С. Макаренко. - М.:Педагогика, 2007. – 450 с.

50. Маркова, Т.А. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.-239 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.phido.ru (дата обращения: 17.05.12)

51. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение, 2009.- 320 с.

52. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.:Педагогика, 2002.-235 с.

53. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.:Академический проект, 2009.- 160 с.

54. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 35–38. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/myasihchev/gl26.shtm (дата обращения: 17.05.12)

55. Нигматов, З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы. ( 1946-89 г.г.). Дис. Докт. пед. наук. / З.Г. Нигматов. - Казань, 1990. - 397с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 17.05.12)

56. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. - 3 изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008.— 272 с.

57. Педагогика: проблемы личности в гуманистических теориях и системах воспитания. 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wvvrw.houmjurist.ru/fail.php?id==203044 (дата обращения: 20.04.12)

58. Помогаева, В.И. Процедуры гуманистического воспитания / В.И. Помогаева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hum.offlink.ru/education/curses/pedagogics/main/Pedagogics5/ 214 (дата обращения: 20.04.12)

59. Пономаренко, Т. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания младших дошкольников / Т. Пономаренко // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — С.6.

60. Психологический словарь. / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. – 670 с.

61. Пушмина, В.П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.П. Пушмина. — М., 1969. — 21 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)

62. Радвил, Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей) / Г.И. Радвил. – Орел: ОГУ, 2009. – 120 с.

63. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 2007. – 153 с.

64. Репина, Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Г.А. Репина. - М.: Спарк, 2007. – 180 с.

65. Ромаева, Н.Б. Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы в ХIХ–ХХ вв. / Под ред. Е.Н. Шиянова / Н.Б. Ромаева, Е.В. Карташева. - М: АСОУ; Ставрополь: СГПИ, 2010. – 200 с.

66. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей / А.А. Романов. - М. - Школьная пресса, 2009. - 45 с.

67. Сафин, Р.Р. Развитие концепций гуманистического воспитания в истории отечественной педагогики :последняя четверть XX в. Дисс…канд. пед.наук / Р.Р. Сафин. – Казань, 2009. – 218 с.

68. Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 28 февраля 2011 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. – 376 с.

69.  Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2010.-180 с.

70. Усова, А.П. Игра и труд в детском саду / А.П. Усова, Л.П. Пеньевская. – М.: Макс, 2011. – 95 с.

71. Хрестоматия по истории педагогики / под ред. Н.П. Юдиной, 2004. – 260 с.

72. Шамухаметова, Е.С. К вопросу о развитии эмоциональных отношений старшего дошкольника //Социально - психологические аспекты формирования личности. - Материалы межрегиональной научно - практической конференции 1 марта 2004 г. Ч II. / Е.С. Шамухаметова. - Шадринск, 2004. - С. 84 - 85.

73. Шишлова, Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст): Автореф. дис. . канд. пед. наук. / Е.Э. Шишлова. -М., 1992. - 22 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.05.12)

74. Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. Учеб. пособие. / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. -М.: Академия, 2003. - 241 с.

75. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. – М.:, Медгиз, 1949. – 244 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medlib.am:81/ISAPI (дата обращения: 18.05.12)

76. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика.-1978.-304 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.voppsy.ru/issues (дата обращения: 10.05.12)

Заказать диплом