Формирование интереса и навыков ведения здорового образа жизни в старшем школьном возрасте (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ школьников. 8

1.1. Педагогические подходы к разработке системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.. 8

1.2. Теоретические подходы к формированию навыков здорового образа жизни детей школьного возраста. 14

1.3. Проблема управления процессом формирования навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста. 18

Выводы по первой главе. 20

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗнИ ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 21

2.1. Методы и организация исследования. 21

2.2. Выявление уровня сформированности интереса к здоровому образу жизни юношей старшего школьного возраста. 31

2.3. Разработка методики формирования навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста. 46

2.4. Анализ эффективности методики формирования навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста. 58

Выводы по второй главе. 78

Заключение. 80

СПИСОК использованных источников. 84

Приложения.. 89

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у школьников, зависит будущее страны. Одним из направлений в личностной ориентации является формирование навыков ведения здорового образа жизни детей, как составной части развитой личности.

Проблема формирования интереса к здоровому образу жизни имеет глобальное значение, поскольку жизнедеятельность человека в современном обществе немыслима без приобретения указанных навыков. Культура ведения здорового образа жизни определяет ее качество и результаты, выступает необходимым условием организации продуктивного творческого труда и самосовершенствования человека.

В этой связи большое значение приобретает исследование проблемы формирования интереса и навыков ведения здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы [4,11, 42, 53, 60]. В сложившейся системе физического воспитания учащихся проблеме формирования навыков ведения здорового образа жизни должного внимания не уделяется [19].

Так, было выявлено [47, 119], что подавляющее большинство школьников старшего возраста не имеет сформированных навыков здоровой жизнедеятельности. Такое положение провоцирует возникновение так называемых «вредных» привычек, не обеспечивает должного уровня физического, психического и нравственного здоровья.

Анализ исследований, посвященных здоровью учащихся общеобразовательной школы [17, 19, 21, 27, 51, 65] показал, что наметился рост хронических заболеваний дыхательной за сердечно- сосудистой систем, ухудшилось психическое состояние детей, участились случаи нарушения норм общественной морали. Как известно, состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеет образ жизни: в 50-52 % здоровье определяется образом жизни и только 10-15 % зависит от здравоохранения [19]. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни является (что особенно важно в школьный период) сложившаяся система ценностей в области ведения здорового образа жизни. Вместе с тем, в настоящее время школьники не владеют навыками здоровой жизнедеятельности в необходимом объеме, достаточном для сохранения и упрочения здоровья [19, 23]. Исследования показали, что у подавляющего большинства учащихся общеобразовательной школы привычки ведения здорового образа жизни практически отсутствуют [15].

Причины низкого уровня сформированности интереса и навыков ведения здорового образа жизни, по видимому, заключаются в том, что педагогическая теория не дает достаточного представления о сущности, структуре и специфике здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы, не раскрывает в полной мере возможности учебно-педагогического процесса для формирования навыков здоровой жизнедеятельности.

Проблема здорового образа жизни раскрыта многими исследователями [3, 4, 6, 14, 17, 25, 47], однако наблюдается дефицит исследований в области формирования навыков здоровой жизнедеятельности у юношей старшего школьного возраста. Рассмотрены  лишь  отдельные  аспекты  проблемы  [см. например, 26, 32, 41, 46, 55, 62]. Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью общества в целенаправленном формировании навыков ведения здорового образа жизни старшеклассников, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научном плане. Как в теории, так и на практике многие вопросы, связанные с проблемой здорового образа жизни решаются пока неудовлетворительно. Это связано прежде всего с недостаточной разработанностью методов исследования, ненадежностью результатов, полученных с помощью педагогических наблюдений и диагностических опросников, субъективной оценкой экспертов.

Данное противоречие требует проведения специальных исследований дли повышения эффективности методик формирования навыков ведения здорового образа жизни учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования явились проблемы совершенствования формирования интереса и навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста в процессе проведения уроков физической культуры, с учетом их личностных особенностей.

Объектом исследования были юноши старшего школьного возраста, учащиеся общеобразовательной школы.

Цель исследования - изучить педагогические условия повышения эффективности формирования интереса к ведению здорового образа жизни юношей старших классов общеобразовательной школы.

Для реализации поставленной в работе цели решались следующие задачи:

1. Выявить уровень сформированности навыков ведения здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста, а также наиболее сформированные привычки использования элементов здорового образа жизни в повседневной жизни;

2. Разработать систему (формирования  интереса к здоровому образу жизни и  развитие навыков ведения здорового образа жизни юношей-старшеклассников в процессе проведения уроков физической культуры;

3. Определить и обосновать педагогические условия повышения эффективности формирования интереса и навыков ведения здорового образа жизни юношей-старшеклассников, а также экспериментально проверить эффективность разработанной методики в процессе проведения уроков физической культуры.

Гипотеза исследования. Предполагается, что эффективность формирования интереса к ведению здорового образа жизни юношей старших классов общеобразовательной школы может повыситься, если  средства  и  методы формирования навыков здоровой жизнедеятельности  будут конструироваться с учетом структуры здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры с учетом их индивидуальных особенностей.

Методы исследования:

1. Анализ научной и научно-теоретической литературы

2. Педагогический эксперимент и педагогические наблюдения

3. Оценка уровня сформированности навыков здорового образа жизни

4. Определение уровня развития физических и функциональных показателей

5. Выявление показателей использования элементов здорового образа жизни во внешкольной деятельности

6. Методы математической статистики

Теоретическая и методологическая база исследования: в качестве теоретико-методологической основы проведенного исследования  были  приняты  современные  философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности развития личности, теорию здорового образа жизнедеятельности, теорию построения методов обучения. В исследовании  использованы  работы  ведущих  отечественных специалистов в  области  физического воспитания учащихся  общеобразовательной школы (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Лях,  Г.П. Богданов, А.П. Матвеев, А.П. Виноградов, Ю.Г. Травин, Б.Ф. I Прокудин и др.), работы Ю.К. Бабанского (по классификации методов обучения и критериям их оптимального выбора).

Экспериментальная  база исследования: исследование проводилось в общеобразовательной школе №3 г. Йошкар-Ола, РМЭ

Новизна исследования заключается в выявлении уровня сформированности интереса и навыков ведения здорового образа жизни юношей старших классов общеобразовательной школы; в определении и обосновании педагогических условий повышения эффективности формирования интереса к ведению здорового образа жизни юношей-старшеклассников на уроках физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в применении разработанной методики формирования навыков здорового образа жизни юношей-старшеклассников, что позволяет повысить уровень самосовершенствования и адаптации личности старшеклассников к условиям современного общества, увеличить стрессоустойчивость к негативным внешним воздействиям физического, психического и нравственного характера; повысить показатели двигательной подготовленности; сформировать привычки здоровой жизнедеятельности.

 

СПИСОК использованных источников

  1. Аветисов, Э.С. Занятия физкультурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпа. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 98 с.
  2. Абросимова, Л.И. Роль физического воспитания в расширении функциональных возможностей развивающегося организма // Охрана здоровья детей / Л.И. Абросимова, Т.П. Юрко. - М., 2007. - Вып. 7. - 187 с.
  3. Аккоф, Р. О целеустремленных системах /Р. Аккоф, З. Эмери. - М., 2004. - 112с.
  4. Александров, О.А. Формирование здорового образа жизни советской молодежи / О.А. Александров, Г.З. Демченкова, И.И. Случевский // Здравоохранение. - 2005. - № 7. - С. 3-7.
  5. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье /Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 2007. - 64 с.
  6. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Г.Г. Науменко //Теория и практика физич. культуры. - 2008. - № 6. - С. 29-30.
  7. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков / М.Н. Антропова. - М.: Медицина, 2002.-335 с.
  8. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л. Апанасенко. -СПб., 2006.-123 с.
  9. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич //Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 24-25.
  10. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. -М.: Физкультура и спорт, 2008. - 35 с.
  11. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы / В.К. Бальсевич, В.Г. Болыпенков, Ф.П. Рябинцев // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. -№2.-С. 13-18.
  12. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-7.
  13. Баранцев, С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под ред. А.М. Шлемина / С.А. Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И. Довгаль, И.жН. Столяк. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
  14. Батурина, Г.И. Структура целей обучения (Новые исследования в педагогических науках) / Г.И. Батурина, У. Байер. - М.: Педагогика, 1988. -№11.-С. 68-72.
  15. Бескопыльный, А.П. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся 11-13 лет с применением системы педагогического контроля: Автореф. ...дис.канд.пед.наук / А.П. Бескопыльный. - Киев, 2009.-22с.
  16. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2008. -192 с.
  17. Благуш, П. К теории тестирования двигательвых способностей:Сокр. Пер. с чешек. / Предисл. изд-ва / П. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2002. -165 с.
  18. Богданов, Г.П. Будьте здоровы!(Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной кружковой работе с молодежью и взрослыми)) / Г.П. Богданов. М.: Мин культ. РФ, 2009. -108 с.
  19. Боген, М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям / М.М. Боген. - М., 2005. - 42 с.
  20. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям /Учеб. Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ВУзов физ. Культуры / М.М.Боген. -М., 2001.-60 с.
  21. Богословский, В.П. Методические рекомендации по формированию физкультурной грамотности учащихся / В.П. Богословский, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов. - МГФСО, 1991. - 62 с.
  22. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физической культуре //Физич. культура в школе. -1987. - № 4. - С. 32.
  23. Бондаревский, Е.Я. Педагогические основы контроля за физи­ческой подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Я. Бондаревский. - М., 2003. - 45 с.
  24. Брехман, И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И. Брехман // Вопр. философии. - 2002. - № 2. - С. 52-59.
  25. Булаенко, И. П. Учителю - медицинские знания // Здоровье - через об­разование: Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедры мед. подг. / И.П. Булаенко - Бер­дянск - Киев: БГПИ, 2009. - С. 14.
  26. Быховская, И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И.М. Быховская // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С, 19-27.
  27. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с.
  28. Визитей, Й.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки / Й.Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 2009. - 218 с.
  29. Вилевский, М.Я. Физическое воспитание школьников: Вопросы перестройки / М.Я. Вилевский, Б.Н. Литвинов // Теория и практика (физия, культуры. - 2009. - № 12. - С. 32-33.
  30. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни /Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде / П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 2008. - 288с.
  31. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств / А.А. Гужаловский. - Мн.: Нар. Асцвета, 2007. - 88 с.
  32. Железняк, Ю.Д. В новых условиях - новая программа / Физиче­ская культура в школе / Ю.Д. Железняк. - М., 2007. - С. 29-33.
  33. Запороженко, В.Г. Образ жизни и вредные привычки / В.Г. Запороженко. - М.: Медицина, 2005. - 215 с.
  34. Здоровье 21 - здоровье для всех в 21-м столетии. ЕРБ ВОЗ, 2009.
  35. Иванов, П.К. Как избавиться от заболеваний и стать здоровым // Жизнь в единстве с природой / П.К. Иванов. - Липецк, 2010. - 26 с.
  36. Ильин, Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья / Е.П. Ильин // Теория и практика физич. культуры. - 2004. - № 7. - С. 46-48.
  37. Кардашенко, В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения / В.Н. Кардашенко // Вест. Рос. АМН. -2003. - Ns 5. -С. 25 - 27.
  38. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-XI классов общеобразовательной школы. - М., 2002. - 48 с.
  39. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
  40. Лаптев, А.П. Здоровый образ жизни / А.П. Лаптев // Теория и практика физич. культуры. - 2007. - № 4. - С. 32.
  41. Легостаев, Г.Н. Опыт изучения Физиологических основ здорового об­раза жизни на факультете Физической культуры // Новые аспекты под­готовки специалистов физической культуры и спорта в педагогических вузах / Г.Н. Легостаев. - М.: МПУ, 2004. - С. 91.
  42. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. -М.:ЩОЛИФК, 2006. -1219с.
  43. Лях, В.И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман. - М., 2002. - 24 с.
  44. Лях, В.Й. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях //Теория и практика физич. культуры. -2005. - №9. -С. 10-14.
  45. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи //Актуальные проблемы пропаганды здорового образа жизни / А.В. Мартыненко, Х.А. Курданов, В.А. Полесский. - Иваново, 2006. -С. 97-99.
  46. Мильштейн, О.А.  Социальные проблемы формирования личности в спорте / О.А. Мильштейн. - М.: ГЦОЛИФК, 2008. - 64 с.
  47. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.Н. Шняв. -М.: Просвещение, 1999. -114 с.
  48. Орлова, Э.А. Некоторые познавательные аспекты понятия «образа жизни» //Современные концепции уровня, качества и образа жизни / Э.А. Орлова. - М.: ИСИ АН РФ, 2007. - С. 119-136.
  49. Петленко, В.П. Валеология человека. Здоровье - любовь - кра­сота. В 5-ти т. - Т.1. Валеология и мудрость здоровья / В.П. Петленко. - СПб.: Изд-во "Петровский и К", 2006. - 304 с.
  50. Поташник, М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения / М.М. Поташник // Педагогика. - 2005. - № б. - С. 3-11.
  51. Развитие двигательных качеств у детей среднего и старшего школьного возраста на уроках физкультуры  /Методич. рекомендации. - Одесса, 2001. - 78 с.
  52. Седов, Б.А. На грани тысячелетий /Проблемы развития цивилизации XXI века / Б.А. Седов. - М.: Рос. Открытый университет, 2001. -56 с.
  53. Смирнов, И.Н. Здоровье человека как философская проблема / И.Н. Смирнов // Вопр. философии. - 2005. - № 7. - С. 81-93.
  54. Спортивная физиология: Учеб. Для ин-тов физ. культуры /Под ред. Я.М. Копа. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 240 с.
  55. Столяров, В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемента образа жизни людей / В.И. Столяров //Теория и практика физич. культуры. - 2004. -№8.-С.5-8.
  56. Столяров, В.И. Методологические проблемы исследования физкультуры и спорта как элементов образа жизни //Спорт и образ жизни: Сб. статей / В.ИП. Столяров. - М., 2003. - С. 20-26.
  57. Трча, С. Искусство вести здоровый образ жизни /Пер. с чеш. / С. Трча -М.: Медицина, 2005. - 232 с.
  58. Физическая  культура:  временный  государственный образовательный стандарт //Учительская газета, 2007, 19 октября, №41.
  59. Физическое развитие современных школьников /Под ред. Г.П. Сальниковой. - М.: Педагогика, 1999. -120 с.
  60. Формирование здорового образа жизни молодежи / Медико-социальные аспекты. -М.: Медицина, 2008. - 192с.
  61. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для ст-тов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 2000. - 319 с.
  62. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школъников / С.В. Хрущев. - М.: Медицина, 2007. - 216 с.
  63. Шаулин, В.Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи / В.Н. Шаулин, Е.Н. Литвинов //Физич. культура в школе. -2003. -№ 4. - С. 21-7.
  64. Шепин, О.П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны / О.П. Шепин //Вопр. охраны материнства. - 2008. - № 2. - С. 3-7.
  65. Эндрюс, Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии / Д.К. Эндрюс //Теория и практика физич. культуры. - 2008. - № 1. - С. 28-30.

Заказать диплом