Формирование интереса старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре (курсовая работа)

Содержание

Введение.. 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования роли сюжетно-ролевой игры в развитии старших дошкольников.. 7

I.1. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 7

I.2. Виды игр старших дошкольников. Особенности сюжетно-ролевых игр  в старшем дошкольном возрасте. 11

I.3. Особенности и методика формирования интереса к сюжетно-ролевой игре у  старших дошкольников в отечественной психолого-педагогической литературе. 20

Глава II. Методика формирования интереса у старших дошкольников к помощью сюжетно-ролевой игре.. 38

II.1. Организация и методы исследования. 38

II.2. Диагностика проявления интереса к сюжетно-ролевой игре. 38

заключение.. 56

список использованной Литературы... 59

Приложения.. 63

Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [8] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко [35]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения.[56] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития интереса к  сюжетно-ролевой игре все еще относятся к малоразработанной области дошкольного образования. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[60], Запорожец А.В.,[18] Усова А.П.[56], Жуковская Р.И.[15;16], Менджерицкая Д.В.[38] и многие другие.

Объектом исследования является интерес дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Предметом исследования  - формирование интереса старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Целью данной работы является изучение роли сюжетно-ролевой игры и условий формирования к ней интереса ее у старших дошкольников. Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучить роль игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;

провести диагностические исследования умения взаимодействовать и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, как основу проявления интереса к сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование интереса к сюжетно-ролевой игре оказывает влияние на особенности взаимодействия и личностные качества детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа;

математические методы обработки результатов исследования.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов. Вопросам игры дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методики исследования:

методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская [36]);

методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова [45]);

методика «Выбор в действии» (Р.С.Номов)[45];

методика социометрия (Панфиловой М.А.[13])

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада № 3 «Елочка» п Морки в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, психологами и родителями для развития интереса к игровой деятельности дошкольников.

Новизна исследования. Нами подобран комплекс методик, характеризующий особенности проявления интереса дошкольников к сюжетно-ролевой игре, который может быть использован в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Заказать курсовую