Формирование личности педагогически запущенных подростков 10-11 лет путем направленного использования средств и методов физической культуры (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли физической культуры и спорта в формировании личности педагогически запущенных подростков. 7

1.1. Трудные подростки и основные причины их появления. 7

1.2. Закономерности психического и физического развития детей и подростков  13

1.3. Личностные особенности педагогически запущенных школьников. 19

1.4. Роль физической культуры и спорта в формировании личности. 24

Выводы по первой главе. 29

Глава 2.  Исследование социального окружения, двигательной подготовленности и психофизического состояния педагогически запущенных подростков различныхъ возрастных групп. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2. Анализ результатов исследования. 35

2.3. Экспериментальная программа занятий физическими упражнениями с педагогически запущенными подростками 10-11 лет. 51

Выводы по второй главе. 81

Заключение. 84

Список использованных источников. 89

Приложения. 95

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Социально-экономический кризис, происходящий в обществе, коснулся и общеобразовательной школы. Расслоение общества, ухудшение материального положения большей части населения, сокращение сферы досуга молодежи, способствует росту негативных тенденций в поведении учащихся. Бездуховность, потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождает у многих школьников апатию, психическое напряжение, безразличие к себе и окружающим, в результате чего статистическая кривая преступности среди несовершеннолетних поднимается вверх.

Одним из важных этапов в становлении личности учащихся является период школьной жизни. Именно в это время закладываются основы личности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. На решение этих задач нацелены все школьные дисциплины и в том числе физическая культура. Однако, несмотря на огромные возможности, процесс физического воспитания в основном сконцентрирован на освоении учащимися определенных умений и навыков, а задача нравственного и духовного воспитания как бы отодвинута на второй план.

Решить названную проблему возможно за счет вовлечения подростков в социально-значимую деятельность, а направленное использование средств и методов физического воспитания позволит скорректировать физическое, нравственное и психическое состояние учащихся.

Перспективность такого подхода обосновывается в ряде исследований (А.И. Михеев[46]; Ю.И.Зотов[20], Т.А. Карбышева[24], А.Л. Райзих[60] и др.), проведенных на группах дезадаптированных подростков. Несмотря на то, что количество публикаций по проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних возрастает, все же многие вопросы остаются не исследованы. В частности, не выявлены возрастные особенности физического и психического состояния трудновоспитуемых подростков; влияние ближайшего окружения на становление личности дезадаптированного подростка на различных этапах возрастного развития; не выявлен оптимальный возраст учащихся, с которого целесообразно начинать профилактическую работу; не разработаны средства и методы коррекции отклоняющего поведения личности подростка с использованием средств и методов физической культуры.

В связи с этим разработка программы, направленной на формирование личности трудновоспитуемых подростков средствами физической культуры на ранних этапах возрастного развития актуальна, а ее решение позволит вовлечь школьников в социально-значимую деятельность и будет способствовать перестройке мотивационно-потребностной сферы личности подростка.

Объект исследования – педагогически запущенные школьники 10-11 лет, занимающиеся физической культурой и спортом.

Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию с педагогически запущенными подростками 10-11 лет.

Цель исследования - целостное формирование личности педагогически запущенных подростков 10-11 лет путем направленного использования средств и методов физической культуры.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучить влияние ближайшего окружения на становление физической культуры личности трудного подростка на различных этапах возрастного развития (10-11 лет).

2. Обосновать целесообразность ведения профилактической работы с детьми группы социального риска на ранних этапах становления личности.

3. Разработать программу адекватных мер педагогического воздействия для дезадаптированных подростков 10-11 лет и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика направленного физического воспитания будет способствовать коррекции физического, психоэмоционального состояния; формированию нравственного опыта; позволит оптимально наполнить свободное время подростков социально значимой деятельностью, что положительно скажется на сформировании личности педагогически запущенных подростков.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, а также теории системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), современная концепция теории личности (Реан и др.); концепция формирования физической культуры личности ( В.К. Бальсевич).

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

2. Изучение школьной документации.

3. Педагогические наблюдения.

4. Анкетирование.

5. Тестирование физической подготовленности.

6. Психодиагностика.

7. Педагогический эксперимент

8. Методы математической статистики.

Методиками диагностического исследования стали:

1) методика Айзенка по изучению индивидуально-типологических особенностей личности;

2) шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера для определения оценки уровня личной тревожности;

3) методика Овчаровой Р.В. для  определения мотивации к учебной деятельности;

4) методика Пономарчука В.А. для определения мотивации к спортивной деятельности;

5) методика определения самооценки личности (авторская методика Н.В. Морозовой).

Экспериментальная база исследования: МОУ «Нартасская срендняя общеобразовательная школа». На первом этапе в исследовании приняли участие 46 школьников: из них 10-11 лет - 18 учащихся; 12 лет - 14, 13-14 лет. Формирование личности педагогически запущенных подростков путем использования средств и методов физической культуры проводилось в группе подростков 10-11 лет.

Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о динамике физического и психического состояния дезадаптированных подростков 10-14 лет; в установлении влияния ближайшего окружения на становление личности трудного подростка на различных этапах возрастного развития; в обосновании целесообразности ведения профилактической работы с детьми группы социального риска на начальных этапах становления личности (10-11 лет); в разработке содержания физического воспитания, направленного на формирование личности трудновоспитуемых подростков 10-11 лет.

Практическая значимость работы определяется использованием результатов исследования в разработке средств, методов и мер педагогического воздействия, способствующих целостному формированию личности дезадаптированных подростков 10-11 лет, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

СПИСОК использованных источников

 

  1. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам /Под ред.Л.М. Фомин. - Краснояр.пед.инст., 2008.-120С.
  2. Алексеев, Б. А. Трудные дети и спорт (о творческом подходе к воспитанию школьников) / Б.А. Алексеев, Л.Т. Горчакова //Физическая культура в школе. -1978. - N 8. - С. 33-35.
  3. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. -Свердловск, 2008.- 150с.
  4. Андриади, И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культуры и спортом / И.П. Андриади. - М.: ЩОЛИ ФК., 2010. - 12с.
  5. Арифова, Е.К. Роль семьи в предупреждении ассоциального и антисоциального поведения учащихся// Семья в системе правонарушений среди детей школьного возраста: Тез.Всесоюз.науч.-прак.конф. / Е.К. Арифова. -М., 2009.-С.13-15.
  6. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский.-М.: Наука, 2008.- 270с.
  7. Белкин, А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьника / А.С. Белкин.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.из-во, 2008.-128 с.
  8. Бодалев, А.Л. Личность и общение / А.Л. Бодалев.- М.: Педагогика, 1983.-272с.
  9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / А.Л. Бодалев.- М.: Просвещение, 1968. - 464с.

10. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. -М.: Знание, 2006.-96с.

11. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. -М.:Просвещение, 2008.-207с.

12. Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов //Физическая культура в школе. 2009. -Ns12.-C.2-6.

13. Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными подростками / Под ред. Фельдштейна Д.И - Душанбе, 1970. - 78 с.

14. Гаджибеков, И.М. Перевоспитание несовершеннолетних право­нарушителей / И.М. Гаджибеков. - Махачкала: Дагучпедиз., 2004.- 31с.

15. Глазырина, Л.Д. На пути к физическому совершенству / Л.Д.Глазырина. - Минск: Полымя, 2007. - 147с.

16. Данилин, Е.М. Проблема воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф.дис.... канд.пед. наук. / Е.М. Данилин. - М., 2007.-21с.

17. Диагностика школьной дезадаптации. -М., 2003.- 126с.

18. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М., 2008.-160с.

19. Зинченко, С.Н. Трудные дети / С.Н. Зинченко. - Киев: Радяньска школа, 2008.- 61с.

20. Зотов, Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе / Ю.И. Зотов.-М.: ФиС, 2004.- 104с.

21. Кабачков, В.А. Проблема профилактики правонарушений средствами физической культуры // Спорт для всех и профилактика правонарушений : Тез. науч.-практ.конф. / В.А. Кабачков. - М., 2009.- С. 3-6.

22. Кабачков, В.А. Комплексная программа обследования детей и подростков, занимающихся в спортивных центрах, с целью выявления группы психологического риска: Метод. Рекомендации / В.А.  Кабачков, В.А. Куренцов, Т.В. Левченкова. -М.: ВНИИФК, 2009. - 82с.

23. Кабачков, В.А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта: научные труды ВНИИФК 2007 г. / В.А. Кабачков, В.К. Петров, В.А. Куренцов, А.В. Кадетова, М.Н. Жуков. -М., 2008. -С.128-135.

24. Карбышева, Т.В. Содержание и методика занятий физическими упражнениями с девушками 15-16 лет, имеющими различную степень педагогической запущенности. Дис.... канд.пед.наук / Т.В. Карбышева.- М., 2005.-110 с.

25. Клее, М. Психология подростка / М. Кле.- М.: Педагогика, 2004.- 207с.

26. Коган, А.И. Трудный возраст / А.И. Коган. - Красноярск, 2006.-114с.

27. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 2006.-79С.

28. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.:Политиздат.,1978.- 366с.

29. Костяшкин, З.Г. Индивидуальная работа с трудными подростками / З.Г. Костяшкин. - М.: Знание, 2007 .- 18с.

30. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов.- М.: Педагогика, 2002. - 120с.

31. Кочетов, А.Н. Работа с трудными детьми / А.Н. Кочетов, Н.Н. Верцинская.- М.: Просвещение, 1996.-160С.

32. Крылов, В.Е. Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростами путем направленного использования средств физической культуры: Дис.... канд.пед.наук. / В.Е. Крылов. - М., 2003.-153 с.

33. Куликов, Г.И. Воспитание и перевоспитание трудных подростков в процессе занятий спортом: Автореф. дис.... канд.пед.наук / Г.И. Куликов. - М., 2007.-20 с.

34. Куренцов, В.А. Профилактика правонарушений среди подростков средствами физической культуры // Спорт для всех и профилактика правонарушений: Тез.науч. - практ.конф. / В.А. Куренцов, Т.В. Скуратова. - М., 2009.-С.7-9.

35. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. - М: Знание, 2008. -255с.

36. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 303с.

37. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды //Сост Н.Н. Решетень / П.Ф. Лесгафт. - М: Физкультура и спорт, 2007.-359с.

38. Любомирский, Л.Е. Возрастные особенности детей и подростков / Л.Е. Любомирский. - М.: Педагогика, 2007.- 96 с.

39. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры -1990. -№9. - C.10.

40. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. -Минск: Полымя, 2008.- 159 с.

41. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М., 1988 -253с.

42. Медицинский справочник тренера / Под ред. Абрикосова М.А. Артамонова В.Н., З.Б. Белоцеркович и др. -М.: ФиС, 2006.- 279 с.

43. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Мейксона Г.Б., Любомирского Л.Е..- М.: Просвещение, 2009.- 142с.

44. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными детьми. - Киров, 2001.-20с.

45. Миньковский, Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М. Миньковский // Социологические исследования. - 2010.  - № 2. - С. 105-113.

46. Михеев, А.Н. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф.дис.... канд.пед.наук / А.Н. Михеев. -М., 2009. - 23с.

47. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив / Э.Ш. Натанзон. - М.: Просвещение, 2004. - 96 с.

48. Неймарк, М.С. Некоторые проблемы личности школьника / М.С. Неймарк. - М.:3нание, 2005. - 64с.

49. Нуржанов, С.Г. Внешкольная воспитательная работа с педагогически запущенными детьми средствами физической культуры и спорта: Автореф. дис....канд.пед.наук / С.Г. Нуржанов.- М.,2004.- 24с.

50. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2006.-238С.

51. Особенности психологии педагогически запущенных учащихся / Под ред.И.Ф, Мягкова.- Воронеж: ВГПИ, 2002.-163 с.

52. Педагогические основы индивидуальной работы с подростками склонными к правонарушениям: Метод, рекомендации. - Краснодар, 2003. - 24с.

53. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский.- М.: Политиздат, 1999.-255 с.

54. Полинец, B.C. Причины отклонения от нормы поведения учащихся 5-7 классов и пути их преодоления: Дис.... канд.пед.наук / В.С. Полинец. - Киев, 2010. - 125 с.

55. Пономарчук, В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности / В.А. Пономарчук. - М., 2004. – 118 с.

56. Потанин, Г.М. Предупреждение педагогической запущенности подростков / Г.М. Потанин.- М.: 2005 .-39 с.

57. Пресс, И.Н. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки / И.Н. Пресс, П.З. Сирис, В.П. Филин// Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 1. - С.63-66.

58. Психология развивающей личности. /Под ред. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, Т.М. Горбатенко и др. - IV!.: Педагогика, 2007. – 239 с.

59. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной- М., 2009 .- 303с.

60. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности. Дис.... канд.пед.наук / А.А. Райзих.- М., 2007.- 140 с.

61. Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних.// Материалы семинара. /Под. ред. М.Л. Алемаскина. - М., 2010.- 120 с.

62. Решимид, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решимид. - М., 2004.- 114 с.

63. Рудаева, М.М. Воспитание трудных детей / М.М. Рудаева. - М: Просвещение, 2010.- 16 с.

64. Сенько, В.Г. Преодоление отклонений поведения младших школьников в процессе воспитания : Автореф.дис.... канд.пед.наук / В.Г. Сенько.-М., 2008.-21 с.

65. Сиваков, В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющий повышенный уровень тревожности, агрессивности: Автореф.дис....канд.пед.наук / В.И. Сиваков. - М., 2003.-24с.

66. Смолина, В.В. Возрастные особенности детей школьного возраста / В.В. Смолина, М.Г. Кутейникова. - Минск: Нар.асвета, 2003.- 94 с.

67. Станкин, М.И. Психолого - педагогические основы физического воспитания / М.И. Станкин. - М.: Просвещение, 2007.- 225с.

68. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2006.-320с.

69. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток / Д.И. Фельдштейн. - Душанбе: Ирфон, 2007.- 184с.

70. Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн. -Душанбе: ДоНИШ, 2003.- 138с.

71. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Ме­ждународная педагогическая академия, 2004. -192 с.

72. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. / Под ред. М.Д. Рипы. - М.: Просвещение, 2010.- 95 с.

73. Физкультурно - оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. /Под. А.М. Шлемина - М.: Просвещение, 2004.- 144 с.

74. Хожемпо, С.В. Методы предупреждения отклоняющегося поведения в процессе занятий спортом / С.В. Хожемпо. -Минск, 2009.-24 с.

Заказать диплом