Формирование положительных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте в подвижных играх (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Особенности подвижных игр и их влияние на воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.. 6

1.1. Особенности подвижных игр старших дошкольников. 6

1.2. Формирование взаимоотношений детей в игре. 11

1.3. Особенности подвижной игры как средства воспитания положительных взаимоотношений дошкольников. 16

Глава 2. Методика воспитания положительных взаимоотношений в подвижной игре в старшем дошкольном возрасте. 30

2.1. Диагностика взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 30

2.2. Методика работы по воспитанию положительных взаимоотношений в ходе подвижных игр в группе старших дошкольников. 37

2.3. Анализ результатов воспитательной работы.. 39

Заключение. 43

Литература.. 46

Приложения.. 48

Введение

 

Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [6] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В «Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы» перед дошкольны­ми учреждениями поставлена задача улучшения работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста. В решении этой задачи большая роль отводится физи­ческому воспитанию, в котором подвижные организован­ные игры занимают ведущее место.

Велика роль подвижных игр и в увеличении двигательной активности детей в течение дня. В процессе подвижных игр осуществляется трени­ровка отдельных видов движений при условии выпол­нения правил игры.

Подвижные игры дошкольников являются наиболее продуктивными в формировании дружеских взаимоотношений. Кроме того, подвижные игры — эмоциональное средство физичес­кого воспитания, а, следовательно, и путь к сохранению и укреплению здоровья.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дру жеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения подвижных игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли подвижных игр на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[30], Усова А.П.[27], Жуковская Р.И.[9], Менджерицкая Д.В.[20] и многие другие. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М.[13], Воротикиной И., Волковой В.А.[8], Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М.,[24] Шебеко В.Н., Фролова К.Г.[29], Семеновой Л.М.[25] и др.

Объектом исследования являются положительные взаимоотношения дошкольников.

Предметом исследования – процесс формирования положительных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте в подвижных играх.

Гипотеза: подвижные игры позволяют воспитать положительные взаимоотношения старших дошкольников.

Целью данной работы является изучение взаимоотношений старших дошкольников и влияния подвижных игр на  воспитание положительных взаимоотношений дошкольников.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме взаимоотношений и общения детей 6-7 лет.
  2. Изучить взаимоотношения дошкольников в подвижных играх.
  3. Разработать и апробировать мероприятия по использованию подвижных игр для воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников.

Методами исследования являются:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   математические методы обработки результатов.

Методики исследования:

исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников методом социометрии (модификация М.А.Панфиловой);

методика «Выбор в действии» по изучению взаимоотношений в группе (методика Р.С. Немова).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе Мари-Биляморского детского сада с детьми подготовительной группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что подобраны методики для исследования взаимоотношений дошкольников и разработаны мероприятия с использованием подвижных игр, скомплектованных в определенной системе для воспитания положительных взаимоотношений детей.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрена  проблема возможности воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр. Проведя теоретические и диагностические исследования и в соответствии с поставленными в работе задачами, мы пришли к следующим выводам.

1. Ребенка привлекает в сверстнике возможность свободно себя вести и быть максимально инициативным, т.е. в нормальных условиях общение со сверстниками строится на основе раскованного широкого поиска, позволяющего детям проявлять творческую силу, инициативу, самостоятельность и порождающего в силу удовлетворения большого круга потребностей, яркое эмоциональное переживание.

2. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Повторяясь каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверст­нику и становятся симпатиями. Если в группе созданы необхо­димые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы   и   т. д.)   благоприятствует   общению   детей,   симпатии перерастают в стойкие отношения, которые мы называем дружбой. Общий интерес к игре — главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы.

3. Приобретенные навыки положительных взаимоотношений совершенствуются в подвижных играх соревновательного характера и основаны на совместных взаимных действиях участников команды,  поэтому от детей требуется умение наладить контакты,  основанные на чувстве товарищеской сплоченности,  взаимовыручки.

Разнообразное содержание игр предоставляет широкие возможности для объединения игроков и проявления взаимоотношений детей по ходу игры. Эти воспитательные возможности подвижных игр необходимо постоянно иметь ввиду. Особое внимание в этой связи следует уделить отбору игр последовательно переходя от игр, где ребенок должен проявлять элементарные навыки общения, к подвижным играм, в которых необходимо оказывать взаимопомощь, взаимовыручку.

4. Для подтверждения вышеизложенного в работе были проведены диагностические исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

По результатам исследования было выявлено, что в группе из 20 детей преобладали в основном равнодушные взаимоотношения между детьми,  более значимым для них является общение с воспитателем. Взаимоотношения между детьми малоэмоциональны, неразнообразны. В группе всего 2 активных лидера, к которым тянутся дети и 2 лидера, которых дети больше боятся, чем уважают в силу проявления со стороны таких детей агрессивности. Большинство детей проявили при общении заниженную самооценку, тревожность, неуверенность.

У 11 (55%) детей были слабо развиты чувства товарищества, умение общаться, уровень развития взаимоотношений низок. Только у 15% детей в группе наблюдался высокий уровень развития навыков эффективного взаимодействия, благоприятные отношения со сверстниками, они внимательны к сверстникам, откликаются на их неудачи и огорчения, стараются помочь, их любят в коллективе, детям нравится играть с такими сверстниками, такие дети умеют играть, построить сюжет, распределить роли, никого не обидев.

5. Для воспитания положительных взаимоотношений, интереса к сверстникам, создания дружеской атмосферы с детьми были проведены развивающие мероприятия с использованием подвижных игр.

6. Анализ результатов исследования показал значительную положительную динамику в развитии взаимоотношений у детей, что подтверждает эффективность используемых в определенной системе подвижных игр.   Психолого-педа­гогические приемы, осуществляемые в процессе игр сформировали навыки положительного отношения к друг другу у  90% детей и привели к появлению более высокоразвитых, прогрессив­ных форм игрового поведения у 45% детей. Только 10% детей (2 человека) все еще негативно воспринимают своих товарищей, не умеют вчувствоваться в проблемы сверстников, плохо играют.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе подтверждена. Мы доказали, что взаимоотношения старших дошкольников формируются и развиваются в игре, подвижные игры, подобранные в определенной системе, могут быть особенно эффективными в воспитании положительных взаимоотношений в коллективе старших дошкольников. Цели и задачи достигнуты.

Заказать курсовую