Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности (курсовая работа)

Содержание

Введение.. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей самооценки и самосознания старших дошкольников.. 8
1.1. Понятие и характеристика самосознания и самооценки в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Особенности формирования самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 29
Глава 2. Диагностические исследования самооценки старших дошкольников.. 41
2.1.Организация и методы исследования. 41
2.2. Результаты исследования самооценки дошкольников. 44
Заключение.. 54
Список литературы… 56
Приложения.. 59

Введение

Развитие самосознания — центральный психический процесс. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием человека (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматри­вает.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Актуальность темы заключается в следующем. Хотя этой теме посвящено множество исследований, реальные научные знания об этом весьма скудны. Причин тому немало. Прежде всего, многомерность жизненного пути делает принципиально невозможной содержательную психологическую модель развития рефлексивного «Я». Психология развития может лишь проследить генетическую последовательность формирования и взаимосвязь основных предпосылок и компонентов «самости», а также с помощью социологии определить, какие типичные вопросы о себе возникают у среднестатистического индивида данного общества на той или иной стадии его жизненного пути. Кроме того, психологические исследования самосознания крайне неравномерно распределены по возрастам (о детстве и юности работ много, а о зрелом возрасте их почти нет), к тому же и психологические теории, и экспериментальные исследования возрастных процессов самосознания рассогласованы тематически. Применительно к маленьким детям в центре внимания психологов находится логика самоописаний, возникновение чувства «самости» и формирование половой идентичности; самосознание подростков и юношей изучают главным образом под углом зрения эмоций и эго — идентичности, взрослых — в плане развития личной автономии и самореализации, а стариков — сквозь призму изменения возрастных стереотипов и чувства психического благополучия. Состыковать эти подходы зачастую невозможно. Препятствием на пути широких обобщений является и отмеченная выше множественность типов и форм индивидуального развития. Даже самые ранние истоки формирования детского самосознания во многом проблематичны и таинственны.[1]

Сложность и многогранность личностных изменений в старшем дошкольном возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность формирования самооценки и самосознания дошкольников.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками. Именно в игровой деятельности можно сформировать главные качества личности старшего дошкольника.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию личности дошкольника, формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития самооценки и самосознания детей в процессе игровой деятельности все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это определяет актуальность и новизну исследования: «Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности».

Объектом исследования является формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте в игре.

Предмет исследования: самооценка старших дошкольников.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса особенностей формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из этого задачами данной работы является:

  1. на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов самооценки и личностного самоопределения в старшем дошкольном возрасте;
  2. изучить особенности игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;
  3. провести диагностическое исследование самооценки старших дошкольников;
  4. разработать и апробировать Программу игровых мероприятий по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать адекватную самооценку.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать следующих авторов: Б.Г. Ананньев, А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, Б.М. Теплов, А.У. Хараш и др.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский, Д.Н.Узнадзе.

Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и разви­тия личности, в которой центральное место отведено понятию дея­тельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, неэк­спериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека, описывающую личность в психологических (мотивы) и пове­денческих (деятельность) терминах. Как и у Божович Л.И. основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».

Потребности, интересы, идеалы, ценности составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич­ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Ценностные ориен­тации играют главную роль в регуляции социального (в широком смысле) поведения человека, включая дис­позицию личности (В. А. Ядов, 1975), ее установки (Ю. М. Жуков, 1976; Ш. А. Надирашвили, 1974 и др.), мотивы (В. Г. Асеев, 1976), интересы (И, В. Дубровина, Б, С. Круглов, 1983) и даже «смысл жизни» (К. Обуховский, 1981).

Психолог Мерлин B.C. изучал проблемы самосознания, работал над психологией мотивов человека, изучением мотивации занимались также Славина Л.С., Бочкарева Г.Г., Божович Л.И. Кроме этого вопро­са они работали над проблемой формирования личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие.

Теоретическую основу исследования составляет теория личности Мясищева В. Н., который рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения, системно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.В.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

  1. изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;
  2. психолого-педагогический эксперимент;
  3. математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

  1. исследование самооценки (методика В.Г.Щур);[2]
  2. исследование самооценки и самосознания личности (методика Н.И. Непомнящей);[3]
  3. методика исследования самооценки (методика Р.С.Немова );[4]
  4. методика «Выбор в действии» (Р.С.Немов) [5];
  5. методика социометрия (Панфиловой М.А.)[6]

Опытно-экспериментальная база: дети старшей группы ДОУ №55 в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения.

Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы личности, однако в отношении старшего дошкольного возраста четких практических разработок проблемы самооценки и самосознания пока не достает. Поэтому наше исследование является новым, где развитие самооценки дошкольников основано на новом комплексе игровых мероприятий.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

[1] Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.

[2] Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.

[3] Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.:Педагогика,1992

[4] Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.

[5] Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.

[6] Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.

Заключение

Таким образом, проведя теоретические и практиеские исследования особенностей самооценки старших дошкольников в данной работе, можно сделать следюущие выводы:

  • Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция и самооценка является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.

Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Самооценка является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. Самооценка — это знание человеком самого себя и отноше­ние к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отноше­ние.

Позитивную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами низкой самооценки становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции.

  • В период дошкольного детства происходит первоначальное становление личности, сопровождающиееся качественными изменениями, специфическими особенностями, учет которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребенка, успешное взаимодействие с ним на разных этапах и в разных ситуациях детской жизни.

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра (преимущественно – сюжетно-ролевая). В ней развиваются совершенствуются различные психические функции ребенка. Но самые главные изменения происходят в мотивационно потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способности к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими.

Диагностическими исследованиями доказано, что в данном возрасте в основном присутствует завышенная самооценка себя самим ребенком, а наиболее значимыми являются близкие взрослые люди, т.е. довольно узкий круг интимно-личностных отношений. Так, из 20 детей 6-летнего возраста, принимавших участие в исследовании, у 55% детей выявлен высокий уровень самооценки. Заниженная самооценка наблюдается у тех детей, кто оценивая себя со стороны родителей и воспитателя, показал средние и низкие результаты.

Важное значение имеет и стремеление и умение оценивать поступки, поведение других детей в процессе той или иной деятельности.

  • Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтвердилась. Мы доказали, что подобранный нами специальный комплекс диагностических методик позволилт выявить особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем учитывая эти особенности которые можно разработать мероприятия по формированию самооценки в данном возрасте. Цели и задачи достигнуты.