Формирование стрессоустойчивости сотрудников УИН методами психической саморегуляции (диплом)

Формирование стрессоустойчивости сотрудников УИН методами психической саморегуляции (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию стрессоустойчивости и методов ее формирования у сотрудников УИН...................................................................................................................... 9

1.1. Понятие стрессоустойчивости и ее разработка в трудах отечественных и зарубежных авторов.......................................................................................... 9

1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИН... 17

1.3. Методы формирования  стрессоустойчивости сотрудников УИН.... 33

Глава 2. формирование стрессоустойчивости сотрудников УИН  методами психической саморегуляции....................................... 46

2.1. Организация и методы исследования................................................. 46

2.2. Анализ влияния служебной деятельности на стрессоустойчивость сотрудников УИН.................................................................................................................. 52

2.3. Формирование стрессоустойчивости сотрудников УИН с использованием методов саморегуляции................................................................................... 66

заключение............................................................................................. 86

Литература............................................................................................... 91

Приложения............................................................................................. 96

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Концепция стресса, сформулированная выдающимся канадским ученым Гансом Селье более полвека назад, оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине XX в.) актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс представляет собой состояние чрез­мерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система полу­чает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятель­ность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрес­сы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрица­тельное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности.

Экстремальная по своему назначению профессиональная деятельность, повышенный уровень нервно-психической- напряженности, информационная перегрузка, интенсив­ность общения, потенциальная угроза для жизни и здоровья требуют поиска различных путей и методов повышения стрессоустойчивости сотрудников УИН.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы личности являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, "перевоспитание'' отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

Способность управлять собственны­ми психическими состояниями и поведением связана с необходимостью оптималь­ным образом действовать в сложных ситуациях. Сотрудники УИН, сталкиваясь с трудноразрешимыми,  внезапно возникающими проблемами, не имеющими однозначного решения, постоянно находятся в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое иногда побуждает его к импульсивным действиям. В  то же время профессиональные решения о том, как действовать, должны приниматься вполне осознанно даже в условиях жесткого дефицита времени; кроме того,  действия сотрудников оцениваются руководством, коллегами, представителями общественности, СМИ и другими людьми. На карту поставлены авторитет и престиж его личности, сотрудников, организации, государства. Все эти условия могут привести к тревожному, депрессивному состоянию, которое необходимо устранить.

Стрессоустойчивость включает: образ-действие в экстремальной ситуации; общее функциональное состояние; психологическую направленность личности на эффективную деятельность в экстремальных условиях. Среди качеств личности, обусловливающих стресоустойчивость выделяется эмоциональная уравновешенность, аналитические качества ума, выдержка и терпение, отсутствие склонности к риску.

Профессиональная деятельность сотрудников УИН относится к деятельности профессий риска. В качестве опасности выступают не только физические, но и психические угрозы для данных профессий. Имеется в виду большая вероятность физического нападения со стороны преступников на сотрудников УИН, интенсивного влияния стресс-факторов и т.д. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере сотрудников УИН (стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости). Как правило, при любом исходе возникает проблема посттравматического синдрома.

Для формирования и повышения стрессоустойчивости сотрудников УИН в аспекте социально-психологического подхода возможно использование различных методов: консультирование, обучение методам саморегуляции, тренинговые занятия и т.д.

В настоящее время опубликовано много научных публикаций, посвященных психической регуляции эмоциональных состояний человека.

От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произволь­ной активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наибо­лее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморе­гуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее от­дельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. (Ю.А. Голиков, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, А.Н. Костин, В.И. Моросанова и др.).

Исследованиями Б.А. Вяткина, Ю.А. Голикова, Л.Г. Дикой, А.Н. Костина, А.Б. Леоновой, Г. Селье и др. показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях, и др. А.В. Алексеевым, Х.М. Алие­вым, Б.А. Вяткиным, Л.Д. Гиссеным, Г.Д. Горбуновым, К.В. Динейкой, Л. Кагановым, X. Линдеманном и др. разработаны эффективные методы формирования стрессоустойчивоти и раз­личных отрицательных психических состояний, пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.III. Габдреевой, системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой, концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Все еще не достаточно теоретических и практических разработок, посвященных проблеме методов формирования и повышения стрессоустойчивости сотрудников УИН, что и определяет выбор темы выпускной квалификационной  работы.

Целью работы выявление влияния  методов психической саморегуляции эмоциональных состояний сотрудников УИН с целью  повышения  их стрессоустойчивости.

Объект исследования – личность сотрудников УИН.

Предмет исследования – особенности формирования стрессоустойчивости сотрудников УИН методами психической саморегуляции.

Задачи исследования:

1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. подбор методик исследования;

3. проведение диагностических исследований;

4. разработка и апробация коррекционной программы.

Гипотеза исследования. Методы психической саморегуляции позволяют нейтрализовать негативные эмоциональные состояния, устранить тревожность и депрессию, повысить стрессоустойчивость у сотрудников УИН.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, физиологов, среди которых можно назвать П.К. Анохина [6], Н.А. Бернштейна [9], К.А. Абульханову-Славскую[1; 2; 3], О.А.  Конопкина [24; 25; 26; 27], Д.А. Ошанина [39], К.М. Гуревича [18], B.C. Мерлина [35], А.О. Прохорова [44], В.И. Моросанову [36],  Е.А. Климова [22] и др.

Методологической основой работы является положение, согласно которому эмоции человека в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внут­ренней регуляции деятельности (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, О.В.Дашкевич, В.А.Зобков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Р.Х.Шакуров).

В ходе исследования использовались следующие методы: тестирование, диагностические исследования, математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

- методика СМИЛ для исследования особенностей личности [54];

- методика «Уровень эмоционального выгорания» (В.Бойко),

- методика «Склонность к риску» (А.Г.Шмелева) [13];

- методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В.Зверькова, Е.В.Эйдмана) [54];

- методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А.Уэссмана, Д.Рикса) [37].

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в процессе исследований результаты могут быть использованы психологами исправительных и других подразделений правоохранительных и других органов (МВД, ФСБ, МЧС), деятельность которых связана с экстремальными условиями.

Экспериментальная база исследования: Сотрудники отдела охраны и управленческого аппарата УИН по РМЭ в количестве  30 человек. Исследование проводилось на протяжении 6 месяцев (ноябрь 2008 г.- апрель 2009 г.)

Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования докладывались психологу УУИН (март, 2009); на студенческой научно-практической конференции «Психология – настоящее и будущее» (апрель, 2009) на заседании кафедры  психологии МФ МОСА (апрель, 2009).

Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений.

Литература

  1. Абулъханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности/ К.А. Абулъханова-Славская. М.: Профи, 2008. - С. 4-20.
  2. Абульханова К.Л. О субъекте психической деятельности/ К.Л. Абульханова. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Знамя, 1992. - 22 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности/ Абулъханова-Славская. М.:Знание, 1980. - 223 с.
  4. Алексеев А. В. Себя преодолеть/ А.В. Алексеев. М.: Слово, 2005. – 203 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л.:ЛГУ, 1968. -314 с.
  6. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональ­ной системы / П.К. Анохин. М.: Знание, 1978. - 236 с.
  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2004.- 123 с.
  8. Беля­ев Г.С. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беля­ев, В.С. Лобаин, И.А. Копылова. Л.: ЛГУ, 2007. – 200 с.
  9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движении и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.:Медицина, 2006.-198 с.

10.Брайан М. Алман. Самогипноз / М. Алман Брайан, Т.Ламбру Ритер. М.:Класс, 2005.- 22 с.

11.Веккер Л.М. Психические процессы/ Л.М. Веккер. Л.: ЛГУ, 2001. – 230 с.

12.Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф.Кулакова. М: Совершенство.- 2008.- 384 с.

13.Гуленко В.В. Профилактика депрессий/ В.В. Гуленко// http: //socionics.kiev.ua/articles/ methodology/ prof_depr/

14.Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Луасан Гаваа. М.: Ниро, 2006. – 477 с.

15.Гончаров А. Обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях / А.Гончаров// Ведомости УИН. - 2008. - №5. – С.22

16.Гранат Н.Л. Профессионализм как принцип организации и деятельности ОВД / Н.Л. Гранат. М.: Дрофа, 2008. - 203 с.

17.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. М.: Знание, 2001.- 232 с.

18.Гуречич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека / К.М. Гуречич. М.: Профи, 2007. – 320 с.

19.Зинченко В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности// Системные исследования / В.П. Зинченко, В.М. Гордон. М.: Знамя, 2001. - С. 82-127.

20.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции/ В.А. Иванников. М.: Дрофа, 2001. - 190 с.

21.Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг./ К.Е. Изард.  М.:ИНФРА, 1999.-569 с.

22.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типоло­гических свойств нервной системы/ Е.А. Климов. Казань, 2001.- 290 с.

23.Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников ОВД/ В.В. Кожевников// Социологическое исследование. – 2009. - №9. - С. 55-59.

24.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности чело­века: (Структурно-функциональный аспект)/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С. 5-12.

25.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Отв. ред. А.А. Крылов/ О.А. Конопкин. М.: Сфера, 2000. – 180 с.

26.Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/ О.А. Конопкин. М.: МГУ, 2002. - С.45-49

27.Конопкин О.А. Функциональное строе­ние и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности/ О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Степанский. М.: Знание, 2002. – 230 с.

28.Кокс Т. Стресс/ Т.Кокс. — М.: Медицина, 1981. — 216 с.

29.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследова­ния. В кн.: Стресс/ Р. Лазарус. Л.: ЛГУ, 1970. – 200 с.

30.Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1984. - 239 с.

31.Линдеман X. Аутогенная тренировка/ Х. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 2005. - 122 с.

32.Лобзин Б.С. Аутогенная трени­ровка/ Б.С. Лобзин, М.М. Решетников. Л.: .Медицина, 2006.-187 с.

33.Логачев А. Стрессоустойчивость в нашей жизни/ А. Логачев// http://centercep.ru/content/view

34.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2004. – 340 с.

35.Лебедев В.В. Преступные посягательства осуждённых на жизнь и здоровье сотрудников ИТК// Проблемы профилактики дезадаптации и профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел: Сборник научных трудов/ В.В. Лебедев, С.Э. Тимошенко.  М.: НИИ МВД России, 2003. – 104 с.

36.Матвеева И. Деятельность психологической службы воспитательных колоний ГУИН МИНЮСТА России/ И. Матвеева// Вестник УИН. - 2004. - №5. – С.24

37.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/ В.С. Мерлин. М.: Наука, 1986. – 300 с.

38.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции/ В.И. Моросанова. М.:Наука, 2008. – 217 с.

39.Немов Р.С. Психология/ Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1995.-  460 с.

40.Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуа­циях //Психология психических состояний. Вып.4. Казань, 2002. - С.275-284 (В соавт. с Прохоровым А.О.).

41.Ошанин Д.А. О психологическом подходе к изучению дея­тельности человека-оператора // Психологические вопросы регуляции деятельно­сти / Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин. М.: МГУ, 2003. – С.180

42.Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД/ А.И. Папкин. М.: Дрофа, 2006. – 200 с.

43.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности / А.В. Петровский// Вопросы психологии. - 2001. - № 1.- С. 15-26

44.Предупреждение чрезвычайных происшествий среди личного состава УИН, связанных с гибелью и ранениями сотрудников (аналитический обзор)// Ведомости УИН. - 2004. - №4. – С.24-26

45.Проблема риска в деятельности органов МВД// Социологическое исследование. – 2007. - №11. - С.74-77.

46.Прохоров А.О. Методы психической регуляции/ А.О. Прохоров. Казань: КГУ, 1990. – 116 с.

47.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. М.: Просвещение, 1996. – 488 с.

48.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА, 1999. - 740 с.

49.Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: (Психо­логические основы проектирования образования): Автореф. дис.... д-ра психол. наук/ В.И. Слободчиков. М. : МГУ, 2004. – 18 с.

50.Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Дис. ... д-ра психол. наук/ Е.О. Слободчикова. М.: МГУ, 2002. – 23 с.

51.Сосновский Б.А. Мотив и смысл/ Б.А. Сосновский. М.: МГУ, 2003. – 23 с.

52.Столяренко Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону:Феникс. - 2000. - 350 с.

53.Робу А.И. Взаимоотношения эндокринных комплексов при стрессе/ А.И. Робу. Кишинев, 2002. – 87 с.

54.Селье Г. Стресс без дистресса/ Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

55.Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма/ Р.А. Тигранян. М.: Знание, 1988. – 350 с.

56.Феноменология регуляции состояний в трудных жизненных ситуациях //Вопросы социальной психологии личности Вып.3. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - С.163-171.

57.Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье/ Ф.И. Фурдуй. Кишинев: Штлинца, 1990. —  239 с.

58.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология/ Ю.В. Чуфаровский. М.:Юрист, 1995. - 290 с.

59.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/ В.Д. Шадриков. М.: Знамя, 2003. – 120 с.

60.Шульц И. Г. Аутогенная тренировка/ И.Г. Шульц. М.: МГУ, 1985. – 85 с.

Заказать диплом