Формирование умения самостоятельной работы в младшем школьном возрасте (курсовая работа)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. 7
1.2. Самостоятельная работа: трактовка понятия и дидактические цели. 10
1.3. Классификация видов самостоятельной работы по дидактическим целям 17
1.4. Особенности учебной деятельности и формирование самостоятельности при обучении в младшем школьном возрасте. 22
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.. 38
2.1.Организация и методы диагностического исследования. 38
2.2. Мероприятия по формированию самостоятельной деятельности младших школьников. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 55
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 57

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи — научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

В педагогике это положение не ново. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль учителя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным – это, значит, “стоять самому”, делать что – либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников.

Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность исследования: формирование умения самостоятельной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений к самостоятельной учебной работе.

Объект исследования: самостоятельная работа детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности умений выполнять самостоятельную работу в младшем школьном возрасте.

Цель работы: Проанализировать особенности формирования умения выполнять самостоятельную работу у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить проблему содержания самостоятельной работы и ее дидактических целей в трудах педагогов и психологов;
  2. Провести диагностические исследования самостоятельной деятельности младших школьников;
  3. Разработать рекомендации по формированию умения выполнять самостоятельную работу у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Предполагается, что, выявив уровень способности к самостоятельной деятельности младших школьников, можно разработать мероприятия по формированию самостоятельности в учебной деятельности в данном возрасте.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов.

В данной работе применялись следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
  2. беседы;
  3. психолого-педагогический эксперимент;
  4. математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: средняя школа № 1 п. Селикатный РМЭ, 3 А класс, 10 человек.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике учебной работы с младшими школьниками.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок об особенностях формирования умений самостоятельной работы у детей младшего школьного возраста , однако еще не достает практических методик и диагностик, поэтому нами разработана методика по изучению сформированности умений школьника к самостоятельной работе, которая может быть использована в процессе работы с младшими школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе изучения особенностей формирования умения выполнять самостоятельную работу у детей младшего школьного возраста мы пришли к следующим выводам:

  • Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
  • Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  • Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

В данной работе были изучены проблемы содержания самостоятельной работы и ее дидактические цели в трудах педагогов и психологов. Проведены диагностические исследования самостоятельной деятельности младших школьников. Разработаны рекомендации по формированию умения выполнять самостоятельную работу у детей младшего школьного возраста.

Мы доказали, что, выявив уровень способности к самостоятельной деятельности младших школьников, можно разработать мероприятия по формированию самостоятельности в учебной деятельности в данном возрасте, что и было сделано: мы предложили некоторые уроки у младших школьников по формированию умений выполнять самостоятельные работы.

Итак, гипотеза доказана, цели и задачи достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.:Педагогика, 1987. – 278 с.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.:Педагогика, 1987. – 243 .
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 456 .
  4. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. — №2.
  5. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1981. – 198 с.
  6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. — Л.:ЛГУ, — 1982. – 261 .
  7. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. — М, 1980. – 471 с.
  8. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. — Мн. – 1989. – 145 с.
  9. Крутецкий В.А. Психология. — М. : Знание, 1986. – 390 с.
  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.:Наука, 1981. – 186 с.
  11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.:Педагогика, 1987. – 123 с.
  12. Немов Р.С. Психология образования. Книга 3. — М: Владос, 1995. – 412 с.
  13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990. – 253 с.
  14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М: Просвещение, 1990. – 271 с.
  15. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М.: Владос, 1998. – 192 с.
  16. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н.Решетень. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288с.
  17. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М, 1980. — 274 с.
  18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.:Знание, 1982. – 312 с.
  19. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
  20. Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М.П. Кашина. – М.:Педагогика, 1978. – 311 с.
  21. Рубинштейнс С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999. – 452 с.
  22. Столяренко Л.Д. Педагогика. — Ростов, 2000. — 287 с.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика. — Мн., 2002. – 387 с.
  24. Шаламов В.В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях//Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения. — Е: УрГПУ, 2000. — 145 с.
  25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М., 1979. – 231 с.
  26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 267 с.
  27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. — М.: НПО «МОДЭК», 1997. – 421 с.