Формирование взаимоотношений старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, как условие развития игры (диплом)

Содержание

Введение.. 3

Глава I. Теортеические аспекты исследования роли сюжетно-ролевой игры в развитии старших дошкольников.. 7

I.1. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 7

I.2. Виды игр старших дошкольников. Особенности сюжетно-ролевых игр  в старшем дошкольном возрасте  10

I.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений  старших дошкольников. 17

I.4. Руководство педагога игровой деятельностью дошкольников. 32

Глава II. Методика развития взаимоотношений у старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры... 38

II.1. Диагностические исследования взаимоотношений дошкольников. 38

II.2. Психолого-педагогическая программа развития взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. 52

II.3. Анализ эффективности Программы формирования взаимоотношений дошкольников. 58

Заключение.. 70

Список использованной литературы... 74

Приложения.. 78

Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский[11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко [43]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения.[64] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения сюжетно-ролевых игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[56], Запорожец А.В.,[] Усова А.П.[49], Жуковская Р.И.[17;18], Менджерицкая Д.В.[36] и многие другие.

Объектом исследования является развитие взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности.

Предметом исследования  - формирование взаимоотношений старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, как условие развитие игры.

Целью данной работы является изучение роли сюжетно-ролевой игры и условий ее развития у старших дошкольников. Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучить роль игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;

провести диагностические исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать методику развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза: мы предполагаем, что сюжетно-ролевые игры позволяют эффективно влиять на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников, что в свою очередь влияет на динамику развития самой игры.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов. Вопросам игры и игрушки, а также влиянию игры на взаимоотношения дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методами исследования является:

изучение литературы по педагогике и психологии;

наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

приемы психодиагностики;

математическая обработка результатов.

Методики исследования:

«Несуществующее животное»;

методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская [44]);

методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова [50]);

методика «Выбор в действии» (Р.С.Номов)[50];

методика социометрия (Панфиловой М.А.[17])

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада № 7 г.Волжска в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования. Нами разработана и апробирована Программа по развитию взаимоотношений старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр, которая может быть использована в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических исследований в области условий развития взаимоотношений дошкольников, как условий развития самой сюжетно-ролевой игры, поэтому наше исследование является одним из новых исследований.

Заказать диплом