Функции семьи в современном обществе (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. семья  как социальный институт. 8

1.1. Понятие семьи и ее развитие. 8

1.2. Функции семьи. 15

1.3. Положение семей в современной России. 21

1.4. Государственная  политика в отношении семьи. 33

Глава 2. воспитание детей  как одна из основных функций семьи   42

2.1. Права ребенка в семье. 42

2.2. Воспитательный потенциал семьи и его влияние на развитие личности ребенка  47

2.3. Диагностические исследования влияния семьи, родителей на формирование личности ребенка дошкольного возраста. 60

2.3.1. Диагностика развития ребенка в семье. 60

2.3.2. Деятельность социального работника при оказании психологической помощи детям и родителям. 71

глава 3. социальная защита семьи.. 77

3.1. Особенности социальной защиты семьи и детей на современном этапе. 77

3.2. Перспективы развития социальной защиты семьи и детства. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 91

Литература.. 95

Приложения.. 100

ВВЕДЕНИЕ

Упрочение семьи—одна из важнейших задач социально-эко­номического развития нашей страны. Особое внимание к семье обусловлено ее ролью в формировании личности, развитии обще­ственных отношений. В силу специфики своего воздействия на личность семья является важнейшим фактором духовного воспро­изводства общества.

Кризисные явления в функционировании семейно-брачного ин­ститута —большое число разводов, снижение уровня рождаемо­сти, рост числа семей, не справляющихся с воспитанием детей — обусловливают насущную необходимость разработки программ, направленных на стабилизацию брака и семьи, осуществление эффективной демографической политики. Этот социальный за­каз адресован социологам, юристам, медикам, педагогам, психо­логам—представителям всех научных дисциплин, занимающихся исследованием брака и семьи.

Семья неразрывно связана с нашим обществом, государством. И супругам, безусловно, надо знать о своих нравах и обязанностях, о заботе государева о семье, о льготах.

Семья является сложной подсистемой общества и выполняет разнообразные функции. Это - социальная, генеративная (продолжение человеческого рода), биологическая (удовлетво­рение сексуальных потребностей), рекреационная (восстанов­ление сил после учебы и работы), воспитательная, эмоциональная, экономическая или хозяй­ственно-бытовая и др.

Актуальность исследования. Одной из функций семьи является воспитание психически и физически развитого потомства. Важную роль в развитии личности ребенка играет семья и взаимоотношения с родителями. Первые впечатления, радостные и горькие, удивление и заинтересованность, обиды и разочарования, истоки будущих отношений с людьми — все возникает в семье. В эту пору закладываются нравственные ценности, проявляются индивиду­альные особенности, формируются контуры будущей разносторон­ней или дисгармоничной личности, открытой людям или направ­ленной только на себя индивидуальности. Взаимоотношения в семье, отношения к своему ребенку родителей играют в этом едва ли не главную роль в развитии личности ребенка.

Если на макросоциальном уровне причины неблагоприятного общения и негативных явлений в функционировании современного семейно-брачного ин­ститута в общем известны, то на микросоциальном уровне они изучены еще недостаточно, что ставит перед социальной психоло­гией задачу углубленного анализа феноменов брака и семьи и его влияние на развитие личности ребенка.

Семейное неблагополучие и его негатив­ное воздействие на ребенка могут возник­нуть и по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Современная ситуация изучения формирования личности ребенка в семье характеризуется негативными тенденциями: многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье, неспособность родителей понять и воспринять своего ребенка. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав. [67]

Эмоциональное общение ребенка со взрослым — необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ма­лышом не может заменить ему этого общения. Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощуще­ние же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении,— необходимое условие для возник­новения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности общества сказывается на состоянии и функционировании семьи, чье тяжелое положение в свою оче­редь и отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности, по­литические конфликты и общая нестабильность нашей жизни усиливают слож­ность всех тех проблем, которые стоят перед семьей. Но в основе своей это проблемы внутреннего для семьи происхождения: даже в странах, живущих в обстановке большего или меньшего благополучия и стабильности, наблюдают­ся сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижения престижа семьи, потребности иметь детей и, соответственно, уменьшения рождаемости, роста разводов и внутрисемейного насилия, увеличения доли населения, созна­тельно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. Кризис семьи - это проблема общемировая.

Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремят­ся разрешить указанную проблему, является социальная работа. Она призвана оказывать помощь индивидам, группам и общинам в их социальном функцио­нировании, в осуществлении ими своих социальных прав, в сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия. Более всего и в первую очередь социальная работа необходима тем, кто оказался в кризисной ситуации. А поскольку семья является всеобщим и универсальным социальным институ­том и жизненный путь каждого индивида на всем протяжении так или иначе связан с семьей, то можно сказать, что она представляет собой основное поле деятельности профессионального социального работника.

Проблема формирования личности в семье, нарушений личностной сферы и поведения у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Захаров А.И.[40], Гиппенрейтер Ю.[27; 28], Божович Е.Д.[19],  Бреслав Г.М.,[21]  Савина Е., Шапина Н.[68],  Поддъяков Н.[62]  и др.)

В настоящее время увеличилось чис­ло детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью, неадекватной самооценкой, агрессивностью.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка в семейных взаимоотношениях нарушен, родители не уделяют ребенку должного внимания или, наоборот, родители стараются оградить ребенка от любых внешних воздействий, возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания.

В наше время семья испытывает массу социальных и экономических проблем. Так как эта первичная ячейка общества является объектом социальной защиты государства, то необходимо найти пути решения этих проблем.

Объектом исследования является семья и воспитание ребенка в семье.

Предметом исследования – особенности функций семьи в современном обществе.

Целью данной работы является изучение семьи и ее роли в современном обществе, функций семьи, значение в развитии подрастающего поколения, проблем современной семьи.

Исходя из этого задачами данной работы является:

q       выявить особенности семьи и ее функции в современной обществе;

q       определить основные социальные проблемы семьи на современном этапе;

q       провести диагностические исследования личностного развития ребенка дошкольного возраста в зависимости от осуществления воспитательной функции семьи;

q       определить основные направления социальной защиты семьи и социального обслуживания семьи и детей.

Гипотеза исследования: диагностическое исследование позволяет выявить влияние родителей, семейных взаимоотношений на развитие и социальное положение детей, учитывая которое можно разработать мероприятия по социальной работе с семьей и создать благоприятную атмосферу для развития детей.

Методологическую базу исследования составляют нормативные акты по вопросами социальной политики государства в области семьи и детства, труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, психологии, социальной работе и педагогике, таких, как Антонов А.И.[13;14], Безлепкина Л.Ф.[16], Дармодехин С.В.[32;33], Ерусланова Р.И.[38], Самарина О.[69], Павленок П.Д.[59], Зуйкова Е.М.[38], Павлова Н.[60], Холостова Е.И.[71; 79] и др.

Опытно-экспериментальная база: исследования были проведены в г. Елабуга, ДДУ №58 «Солнышко» с родителями и детьми дошкольного возраста в количестве 20 человек.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

q       изучение и теоретический анализ литературы по социологии,  социальной работе, психологии и педагогике;

q       наблюдение и тестирование исследуемых;

q       математические и статистические методы обработки результатов.

Для определения личностного развития ребенка использованы следующие методики:

Методика ОРО - диагностика детско-родительских отношений Столина В.В. и Варга А.Я.;

«Рисунок семьи»;

методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова);

методика «Какой я?» (Р.С.Немова).

Новизна исследования. Далеко не все стороны социальных чувств, личностной и эмоциональной сферы ребенка, воспитывающихся в современной семье изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке проблемы развития личности дошкольников и роли родителей  применительно условиям российской действительности.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что проведенные исследования помогут в проведении социальной работы с семьей, а также могут быть использованы воспитателями детских садов, педагогами, психологами, родителями для выявления и устранения отклонения в личностном развитии детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе рассмотрена такая важная функция семьи, как воспитательная, другими словами - роль родителей в формировании личности детей, а также государственная социальная политика в отношении семьи и детства в России.

В процессе изучения семьи и ее роли в современном обществе, функций сумьи, в соответствии с поставленными в дипломной работе задачами, можно сделать следующие выводы.

Появление семьи как социального института произошло на самых ранних стадиях развития социума, но именно этот институт организует жизнь человека на протяжении всей его истории.

Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью со­циализации человека, семья, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по своему реагируя на вызов времени. отвечая на общественные потребности и сама формируя их.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физи­ческую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условие для социализации детей и молодежи. Семья - источник любви, уважения, соли­дарности и привязанности. Она служит системой поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют также семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп.

Семья - одно из самых многогранных явлений, соединяющих в себе био­логическое, экономическое, нравственное, психологическое, общественное идеологическое начало. Это исторически сложившаяся система взаимоотноше­ний между супругами, родителями и детьми, между детьми.

В течение многих веков семья была предназначена лишь для рождения детей и их воспитания, организации быта. Супруги выполняли хозяйственные функции. Адаптируясь к социальным переменам в процессе исторического раз­вития, семья претерпевает значительные изменения. Их последовательность, а иногда и противоречивость, а также большое культурное разнообразие народов России предопределяет и многообразие существующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный характер.

Закономерные сдвиги в развитии общества (индустриализация, урбаниза­ция. эмансипация женщин и пр.) ведут к тому, что в самом общем виде некогда преобладающая патриархальная, сельская, сложная по составу многодетная се­мья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей пре­имущественно из одной брачной пары (матери и отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи.

Сохранение психического рав­новесия, возможность избегания негативного влияния чрезмерных темпов жизни - важная задача в современной тяжелой социальной обстановке. Важную роль в этом играет семья.

Одной из основных функций семьи является воспитание психически здорового и полноценного ребенка. Дефекты семейного воспита­ния являются в большинстве случаев первопричиной искаженного формирования личности.

Воспитание детей — самый трудный вид деятельности, так считает подавляющее большинство психологов. Родители от мла­денчества до зрелости детей сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество.

Сегодня институт семьи пережинает глубочайший кризис. В непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети. Выходом из этою тупика может быть только поиск подхода к воспитанию ребенка как самостоятельной лич­ности, создание такой среды, в которой ребенок будет развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.  Формами личностных нарушений в дошкольном возрасте могут стать тревожность, агрессия, страхи, неуверенность, одиночество, заниженная самооценка и др. Это было подтверждено диагностическими исследованиями с детьми дошкольного возраста и их родителями.

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что существует взаимосвязь между семейными взаимоотношениями, определяющими тип семьи, стиль общения в семье, особенности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, отношение детей к своим родителям, роли родителей в воспитании ребенка, эмоциональными взаимосвязями между родителями и детьми и личностным развитием ребенка дошкольного возраста, его эмоциональной сферой, взаимоотношением с окружающими, личностными характеристиками.

Результаты исследования показали, что при авторитарном и попустительском стиле общения в семье, наблюдается эмоционально-неустойчивое состояние ребенка,  проявление агрессии по отношению к родителям и окружающим, тревожность, страхи, одиночество.  Взаимоотношения дошкольников со своими родителями на высоком положительном уровне наблюдалась в 30%, среднем - 45%, негативное отношение к родителям наблюдалось в 25%.

Наибольшую эмоциональную привязанность и личностное развитие отмечают дети родителей с благоприятными взаимоотношениями; в этих семьях не наблюдаются конфликты, нет отверженности ребенка, родители уделяют много внимания своему ребенку. В то же время дети родителей с авторитарным и попустительским стилем общения и воспитания отмечают слабую эмоциональную привязанность к родителям (5%), конфликты (10%).

Оценивая взаимоотношения в семье, свое место в ней, отношения со стороны родителей, именно те дети проявили негативные эмоции по отношению к своим родителям, которые проявляют неблагоприятные тенденции во взаимоотношениях как с супругом, так и с самими детьми.

В результате экспериментального исследования также было отмечено, что в группе дошкольников из 20 человек выявлено 40% детей с различными нарушениями личностной сферы высокого уровня, 35% - со средним уровнем, т.е. проявление нарушений в личностной сфере в небольшой степени, и только 25% детей не показали наличие личностных нарушений.

Поэтому знание взаимоотношений в семье, влияние родителей на ребенка, негативные взаимоотношения, которые могут привести к личностным нарушениями, полезно не только для воспитательного процесса, но и для личностного развития детей. Самое глав­ное - необходим строго индивидуальный подход к каждому из опроше­нных детей.

Это предопределило мероприятия для оказания психологической помощи детям и родителям.

В наше время семья испытывает массу социальных и экономических проблем. Так как эта первичная ячейка общества является объектом социальной защиты государства, то необходимо найти пути решения этих проблем.

В настоящее время необходимы новые нормативно закрепленные гарантии семьям, имеющим детей, изменение социальных гарантий, увеличения размеров социальных выплат как уровне РФ, так и на уровне субъектов Федерации.

Так, например, организационные меры по социальной работе с семьями, имеющими детей, на уровне  Республики Татарстан могут включать следующие ме­роприятия:

принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления по проблемам семьи и детства;

внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федера­ции и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и осуществление республиканских программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направ­ленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Правительству РФ необходимо проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая проблемные семьи, с це­лью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.

Литература

1.Конституция РФ// РГ.-1993.-№235

2.КЗоТ РФ// ВС РСФСР, 1971, №50, ст.1007

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.

4.Семейный кодекс РФ (принят Гос.Думой РФ 29.12.95. и введен в дейсшис с 01-03-96.)

5.Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст.3802

6.Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред.24.06.99)// РГ. 23.06.1999

7.Федеральный закон  от 21.12.96 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-ситрот  и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ, 23.12.96, №52, ст.5880

8.Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»// СЗ РФ.-1992.-№12.-Ст. 1254

9.Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 189 "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан"//САПП.-1993.-№6.-Ст.482

10.Указ Президента РФ от 8.06.1996 г «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»// РГ.-1996.-11.06.-С.1

11. Указ Президента РФ "Основные направления государственной семейной политики" от 14.05.96.-№712.

12.Постановление Правительства РФ "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы" от 19.09.97.- № 1207.

13.Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. 1994. Вып. 18.

14.Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных  изменений. Курс лекций. М.: Знание.- 1993.- 198 с.

15.Афанасьева Т.М. Российской семье - возрождение или преобразование//Деловой мир.- 1995.- 27 мая.- с.9

16.Безлепкина Л.Ф. Семья в процессе развития // Семья в процессе разви­тия.-М., 1993.

17.Бельская Л. И. Влияние изменения структуры семьи на воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. ин-та. Т. 102. Сознание и нравствен­ность. Вып. 3. Иванове, 1982

18.Бобыков В. Адресная социальная поддержка населения// Человек и труд.-2000.-№6.-С.42-45

19.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

20.Борисов В. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей // Социальное обеспечение. - 1998. - №. 5.

21.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

22.Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998 .

23.Валдин В., Капустин Д. Гармония брака. Минск.- 1981.- 126 с.

24.Витек К. Проблемы супружеского благополучия.  М.: Педагогика.- 1988.- 144 с.

25.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

26.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

27.Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка// Семья и школа 1997.-№8.-С.9-11

28.Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.

29.Грачев Л. Правовые гарантии и социальные льготы женщинам, имеющим детей// Соц.обеспечение.-1996.-№2.-С.42-47

30.Груко Т.А. Трансформация института современной семьи//Социологические исследования.- 1995.- N 10.- с.95-99

31.Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 84—85

32.Дармодехин С.В.  Проблемы  семьи  и  семейной  политики//  Социально-политический журнал.-1994..- N 9/10.- с.43-53

33. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы фор­мирования и реализации /Семья в России - 1995. - № 3-4.

34.Дементьева И. Современная семья в зеркале социологии//Воспитание школьника.- 1995.- N 5.- с.17-20

35.Дети улиц//Информационно-консультативный вестник. Выпуск 5. М.: ИКАР, 1998

36.Дорно И.В. Современный брак:  проблемы  и  гармония.  М.: Наука.-1990.- 122 с.

37.Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей//Социологические исследования.-1995.- N 7.- с.93-99

38.Ерусланова Р. И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы. -Чебоксары, 1999.

39.Заостровцев  А.П.  Социология    семьи//Социально-полит.журнал.- 1993.- N 9-10.- с.29-36

40.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

41.Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

42. Иванников В.А. Как помочь семье // Социальная работа с семьей. - М., 1995.

43.Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи. М.: Наука.-1989.- 289 с.

44.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

45.Kyвшинникова В.А.. Потолова Л.М. Социальное положение нуждающихся семей //Социол. исслед. 1997. № 12.

46. Куликова И.Ф. // Работник социальной службы. 2001. - № 3.

47.Кураков Л.П. и др. Управление социальной сферой. М.: Пресс-сервис.-1997.-404 с.

48. Курбатов В.И. Социальная  работа. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

49.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

50. Лахова Е.Ф. Проблемы семьи и семейной политики в Российской Фе­дерации // Социальная работа - М., 1995

51.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

52.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы  теории,  методологии и методики.М.: Знание.-1989.- 240 с.

53. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - 2001. -№3.

54.Московский М.С. Зачем челове­ку брак // Литературная газета. 1998. 23 янв.

55.Мы и наши дети. Основные права ребенка. Комментарий законодательства. 1999.-Вып.16.-175 с.

56.Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

57.Ocадчая Г.И. Семьи безработных и семейная политика // Социол. исслед. 1997. № I.

58.Основные социальные гарантии, льготы и выплаты на детей// Фин. Россия.-1997.-№10.- С.14

59.Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д.Павленок.- М.: ИНФРА.-М.-Норма.-1998.-368 с.

60. Павлова Н. Назначение и выплата пособий на детей в современных условиях // Социальное обеспечение. 2001 .-№11.

61. Панкратьева Н. В- Социальная защита семей с детьми // Семья в Рос­сии. - 1994.-№ 2.

62.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

63.Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анциферовой. - М., 1961.

64.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

65. Ракитский Б. В., Феоктистова В.Н., Дудченко О.Н. Принципы диффе­ренциации государственных мер в области социальной защиты семьи // Семья в изменяющемся мире. - М. 1993

66.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

67.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

68.Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

69.Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России// Вопросы экономики.-2000.-№3.-С.131-136

70.Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев: Вища школа, 1981. - 238 с.

71.Справочное пособие по социальной работе/ Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой.-М.:Юрист.-1997.-168 с.

72. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Экспертное бюро, 1997.

73.Тосканбаева М. О социальной уязвимости женщин// Вопросы экономики.-2000.-№3.-С.137-143

74.Урланис Б. Семья и проблемы демографии // Молодая семья. 1977. Вып. 18

75.Уро­вень жизни населения. Социально-экономи­ческий потенциал семьи: Итоговый науч­ный доклад. М.: Минсоцзащиты РФ, 1996. С. 74

76.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение, 1996. - 111 с.

77.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.:Ильин В.П., 1996.

78.Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 2001.-179 с.

79. Холостова Е.М. Социальная работа в семье; проблемы и поиск их ре­шения // Семья в России. 1994. - № 2.

80.Шувалова  Н. Основные социальные гарантии семьям, имеющим детей// Хозяйство и право.-1997.-№9.-С.144-149

81.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.-2000

82.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

83.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать диплом