Гендерные особенности конфликтного поведения подростков (диплом)

Содержание

Введение. 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ подходы к изучени гендерных особенностей  КОНФЛИКТного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных исследователей.. 7

1.1. Понятие, виды конфликта в психологии. 7

1.2. Проявление конфликтного поведения в  подростковой среде. 18

1.3. Гендерные особенности подростковой конфликтности. 28

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование конфликтности в ПОДРОСТКОВом возрасте. 37

2.1. Организация и описание исследования. 37

2.2. Анализ результатов исследования. 41

2.3. Коррекция конфликтности подростков и анализ эффективности коррекционных мероприятий. 59

Заключение. 96

Литература.. 99

Приложения.. 104

Введение

Актуальность исследования: Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - подростковой конфликтности и преодоления барьеров общения с точки зрения гендерных особенностей.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

Человек на протяжении всей жизни испытывает не только внешний, но и внутренние противоречия между желаниями, потребностями, установками и другими психическими процессами и состояниями, что особенно проявляется уже в подростковом возрасте. Но, несмотря на то, что подростку свойственно часто переживать внутриличностные конфликты, очень важно, что бы эти конфликты способствовали его личностному росту, а не деградации личности.

Проблемы возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности привлекает все большее внимание широкого круга исследователей

Накоплен значительный опыт в изучении психологических основ конфликтного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Однако далеко не все стороны проблемы этого явления поведения у подростков изучены на сегодняшний день в точки зрения гендерных различий, чем и обоснован выбор темы работы.

Целью данной работы является выявление гендерных особенностей конфликтного поведения подростков.

Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления конфликтного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- подбор диагностических методик для исследования особенностей проявления конфликтного поведения в подростковом возрасте;

- разработка тренинговой программы.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте  особенности  конфликтного поведения зависят от гендерных различий.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, социологии.

Методологическую базу исследования составляет теория гендера Гейла Рубина, а также теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, социологии и педагогике;

тестирование;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования: 1) уровень конфликтности личности (методика В.И.Андреева); 2) «Изучение конфликтных явлений в группе  (тест К.Томаса), 3) «Изучение межличностных взаимоотношений» (тест Лири), 4) ) Тест «Твоя конфликтность» (Н.И. Леонов).

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 40 подростками (20 мальчиков и 20 девочек), учащимися МОУ «Кузнецовская средняя школа, РМЭ», в возрасте 14 лет.

Апробация результатов исследования: результаты исследования докладывались классным руководителем на педагогическом совете Кузнецовской средней школы (апрель, 2007 г.).

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности практических психологов, педагогов и других специалистов, работающих с подростками.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Литература

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
  2. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 1992.-325 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. –456 с.
  4. Аргер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 2004.- 220 сю
  5. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 267с.
  6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2000. – 450 с.
  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.
  9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.-129 с.
  10. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ. - 2006. С. 267—282.
  11. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности конфликтности школьников // Школа здоровья. - 2006.- № 3.- С. 89- 101.
  12. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 2001. - 256 с.
  13. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. – 1994. - №3.- С.94-95
  14. Воронина О.А. Философия пола // Философия. М., 1998.- 119 с.
  15. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 2004. - 212 с.
  16. Гендерные аспекты социальной трансформации / Отв. ред. М.М. М.: ИСЭПН РАН, 2005.-220 с.
  17. Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.-340 с.
  18. Громова О.Н. Конфликтология. М.:Знание, 1993.-459 с.
  19. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. - 2006. - № 3. - С. 84—85
  20. Давиденко С.В. Гендерные аспекты тревожности подростков. Доклад // http://www.humanities.edu.ru
  21. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. 1997. № 1—2 С. 143—145.
  22. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 2003.-290 с.
  23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М., 1987. - 190 с.
  24. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. журнал. - 2000.- Т.1.- N6.-С.34
  25. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те // Вопросы психологии. – 2002.- N 2.- С.14-20
  26. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии// Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63
  27. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. Учебное пособие. М.:Форум:ИНФРА-М, 2006.- 416 с.
  28. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 43-49.
  29. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 2.-С.29-34
  30. Как избежать конфликта. - Труд.контакты.эмоции.- М.,1976.- с.38
  31. Клецина И.С. От психологии пола – к гкндерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.67-78
  32. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986. - 220 с.
  33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. - 340 с.
  34. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978. - 120 с.
  35. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.- 2007.-№11.-С.45-60
  36. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. - 54 с.
  37. Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко;Под об­щ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.- 431с.
  38. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165(2) с.
  39. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979. - 389 с.
  40. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1977. - 420 с.
  41. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69 с.
  42. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
  43. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  44. Мир детства: подросток./Под  ред.  А.Г.Хрипковой.  М.,1982,
  45. Мудрик  А.В. Общение  как  фактор воспитания  школьников. М., 1984.- 160 с.
  46. Мухина В., Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1. – С. 36
  47. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.
  48. Ольвеус Д. Жестокость среди одноклассников: основные сведения и профилактические меры // Перспективы. – 2006. - № 1.- С.12-19
  49. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука, 1976.- 314 с.
  50. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 2004.- № 3. - С. 61—68.
  51. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. - Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ.1977.-С.126-142.
  52. Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .-342 с.
  53. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Пегагогика, 1984. - 160 с.
  54. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.
  55. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С.20-33
  56. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. - 2006. - № 4. – С.12-17
  57. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
  58. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука,1976.-С.319-342.
  59. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236(2) с.
  60. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей.// под ред.А.А.Реана. СПб., 2003.- 450 с.
  61. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие// под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб, Речь,2002.
  62. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. – 220 с.
  63. Рубин Г. Антология гендерной теории / Сост. Е.И. Гапова и А.Р.Усманова.Минск: Пропилси.-.-2000.- 604 с.
  64. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991. - 314 с.
  65. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2005.-№7.-С.174
  66. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М., 2001. - 16 с.
  67. Скотт Дж.Г.Способы разрешения конфликтов. Киев.: "Верзилин и К, ЛТД".,1991.- 190 с.
  68. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2004.- 290 с.
  69. Социальные конфликты в современном обществе /Отв. ред. С.В.Пронин. М., 1993.-220 с.
  70. Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк., 2005. - 175 с.
  71. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М., 1978.-82 с.
  72. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.,1997.- 340 с.
  73. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 2006. – 430 с.

Заказать диплом