Гендерные особенности креативности старших школьников (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1.    теоретические исследования гендерных особенностей креативности старших школьников. 8

1.1. Основные признаки способностей и креативности. 8

1.2. Формирование творческих способностей и креативности в старшем школьном возрасте в гендерном аспекте.

1.3. Особенности развития креативности у старших школьников.

Глава 2. Методики и результаты  диагностики и развития креативности старших школьников.

2.1. Диагностика уровня креативности у старшеклассников.

2.1.1 Характеристика теста Е. Торренса «Диагностика креативности».

2.1.2. Диагностика образной креативности.

2.1.3. Диагностика вербальной креативности.

2.2. Результаты исследования гендерных особенностей креативности у старшеклассников

2.3. Авторская программа развития креативности у старшеклассников.

2.4. Контрольная диагностика уровня креативности у старшеклассников и анализ результатов исследования.

заключение.

Список использованных источников.

Приложения..

 

Введение

 

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью.

Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В.А. Сластенин [54] под креативностью понимает способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это не говорит о том, что отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме, они рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности [3, 6, 14, 23, 24, 32, 42, 54, 56, 62, 69].

Так Л.С. Выготский [12], обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства….

В работе В.И. Панова [45] отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение [3, 11, 38, 70].

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (М. Бершанский [9]).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов [56], С.Л. Рубинштейн [51], Н.С. Лейтес [30, 31], А.М. Матюшкин [35, 36], В.И. Панов [45] и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Достаточно вспомнить оригинальные исследования А.Бине, Ф.Бартлетта, М.Вертгеймера, В.Кёлера, К.Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований. Однако в большинстве этих работ фактически не учитывались индивидуальные различия в творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере.

Проблема развития креативности, интеллектуальных и творческих способностей ребенка занимает важное место в психологической теории, и ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д.Гилфорд, Е. Торранс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н.Дружинин, В.С.Юркевич, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития. Но, несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, она не утратила своей актуальности и сегодня. Кроме того, недостаточно исследований, посвященных гендерным особенностям креативности школьников.

Актуальность темы также заключается в том, что развитие креативности учащихся играет существенную роль в успешном решении проблемы успешного обучения и формирования творческой личности. Наиболее остро вставшие сейчac в системе  образования вопросы, такие, как дифференцированное обучение, профориентация, связаны с необходи­мостью выявления и учета интересов, склонностей, способностей учащихся [20, 21, 40, 46].

Объектом исследования является креативность старших школьников.

Предмет исследования: гендерные особенности креативности старших школьников.

Целью данной работы является изучение гендерных особенностей креативности старших школьников и апробация методики диагностики и авторской программы развития креативности старших школьников.

Задачами данной работы стали:

q  изучение литературы по данной проблеме;

q  проведение диагностических исследований гендерных особенностей креативности у детей старшего школьного возраста;

q  разработка программы развития креативности в старшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у  старших школьников существуют гендерные различия в развитии креативности и с помощью специально подобранных мероприятий можно развить креативность старших школьников.

Методологической основой исследования стала теория Б.М. Теплова о развитии способностей, одаренности, творческого мышления, принципы изучения креативности.

Теоретической основой работы явились труды известных психологов, подчеркнувших ведущую роль воспитания, обучения в развитии художественных способностей детей, а также работы исследователей-педагогов, которые непосредственно занимались решением проблемы обучения и развития творческих способностей.

Методами исследования стали: экспериментальная работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистический анализ результатов по методу Стьюдента.

Методиками исследования стали: тест творческого мышления П.Торренса [43].

Опытно-экспериментальная база исследования: учащиеся старших классов школы №30 в количестве 40 человек, учащиеся 10 и 11 классов.

Новизна исследования: проблеме способностей, как отмечалось, уделялось много внимания зарубежными и отечественными психологами, однако в последние годы в связи с реформированием отечественной школы данная проблема разрабатывается слабо, кроме того, существует мало разработок, посвященных гендерным особенностям креативности в старшем школьном возрасте.

К сожалению, в школе внимание к этим существенней­шим сторонам развития ребенка не уделяется должного внимания. Между тем особенности таких детей обнаруживаются уже с первых дней пребывания ре­бенка в школе и проявляются, прежде всего, в способностях детей к обучению, творчеству, поэтому данное исследование является одной из немногих разработок, характеризующих гендерные особенности проявления и развития креативности старших школьников в условиях современной школы.

Практическая значимость работы: результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы школьными психологами и педагогами.

Список литературы

 

 

 

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5. - С.49-58.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая  работа – просто  устойчивое  словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
  3. Бершанский М. Интеллект или креативность// Народное образование.-2002.-№7.-С.69-72
  4. Босова Л. Л. О некоторых аспектах формирования готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе// Мир психологии.-2005.-№1.-С.82-86
  5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.:Наука, 1993. — 330 с.
  6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  7. Гончаров В.С. Сборник  раздаточного  дидактического  материала  по  педагогической  психологии. Курган, 1998.- 40 с.
  8. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. — 1991. — №4. — С.82-88.
  9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.:Педагогика.-1988.- 320 с.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.:Академия.-1995.- 234 с.

11. Дубровина И.В., Школьная психологическая служба. Образование. Педагогические науки М.: Педагогика, 1991. - 232 с.

12. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследова­ния: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

13. Закирова Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки // Автореф. дисс…..канд.психол.наук.-Казань.-2001.-19с.

14. Запесоцкий, А. Какого человека должна сформировать сегодня система образова­ния? / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 46.

15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с..

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект. Екатеринбург.Деловая книга, 2003.-336 с.

17. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент.-1990.-120 с.

18. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.:Педагогика.-1979.-176 с.

19. Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер.-2000.-992 с.

20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.:Академия.-2000.-320 с.

21. Лейтес Н.С. Особенности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 2003. — 243 с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:Наука, 1982. — 314 с.

23. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:Наука, 2001.- 520 с.

24. Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании старших школьников. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования. М.: МИРО, 2003. – 223 с.

25. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). М.: ИОСО РАО, 2003. – 266 с.

26. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей.// Школьные технологии.- 2002.- № 6. - С. 75-81.

27. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.- 1999.- № 6.

28. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:Педагогика.-2002.-246 с.

29. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями  не  рождаются:  Общество  и  способности  человека:  Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

30. Михайлова И.Г. Креативная личность и художественное творчество в переходные эпохи// Мир психологии.-2005.-№1.-С.60-70

31. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.:Знание, 1977.-298 с.

32. Мясищев В.Н. Способности и потребности. — ЛГУ, 1979. — 287 с.

33. На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2000.- С.9-20.

34. Никитина, Е. А. Самореализация школьника в учении: (теория и практика): Авто-реф. дис.... канд. пед. наук / Е. А. Никитина. — Саратов, 2002.

35. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся// Начальная школа.-2001.-№10.-С.34-37

36. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурлянской, В.М.Слуцкого. — М.:Феникс, 2001. — 385 с.

37. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.-430 с.

38. Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения /А. Н. Острогорский.— М.: Педагогика, 1985.

39. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

40. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с. (Серия «Практическая психология»).

41. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

42. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М.Матюшкина. М.:Дрофа.-1994.-230 с.

43. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб 2000.-450 с.

44. Рензулли Дж., Райс С. Модель школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. М. 1997. С. 214-242.

45. Рубинштейн Р.С. Общая психология. М:Владос, 1999.-704 с.

46. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления// Начальная школа плюс до и помле.-2004.-№7.-С.31-37

47. Семинар-конференция «Психология интеллекта, креативности и мудрости. Развивающие программы и технологии», 30.09-2.10.2003, г. Санкт-Петербург

48. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельностб. М.:Магистр.-1997.-224 с.

49. Способности и склонности/ Под ред. Э.А.Голубевой. — М.: Педагогика, 1989. — 198 с.

50. Степанов С. О натурах творческих//Обруч.-2003.-№2.-С.12

51. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 253 с.

52. Туник Е.Е. Психодиагностика  творческого  мышления.  Креативные  тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

53. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.:Наука, 1989.-230 с.

54. Хуторской А.В. Личностно-ориентированная направленность модернизации образования в российской школе. В сб.: Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. – 353 с.

55. Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Народное образование.-2004.-№4.-С.69-71

56. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

57. Чистякова Г.Д. Творческая  одаренность  в  развитии  познавательных  структур. // Вопр.  психологии. – 1991.- №6.- с.103.

58. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. // Школьные технологии.- 2002.- № 1. - С. 101-123.

59. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М.:Знание.-1990.-80 с.

60. Чурекова Т. М., Назимок В. Л. К вопросу о самореализации личности школьника// Мир психологии.-2005.-№1.-С.60-70

61. Щебланова Е.И. Зачем определять одаренность школьника? // Одаренный ребенок. - 2002. - № 2 (март).

62. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопр. психол.- 1999. - № 6.

63. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопр. психол.- 2003. - № 3.-С.132-135

64. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Диагностика и развитие творческого мышления (креативности) школьников // Психологическое обозрение. - 1996. - № 2 (3).

65. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.:Владос, 2002. — 408 с.

66. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста// Вопросы психологии.-1994.-№5.-С.37-42

Заказать диплом