Индивидуально-психологические особенности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования индивидуально –психологических особенностей личности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта  10

1.1. Общая характеристика стрелковых видов спорта. 10

1.2. Индивидуально – психологические особенности личности спортсменов, занимающихся стрелковым видами спорта. 15

1.3.  Учет индивидуально-психологических особенностей  личности спортсменов в стрелковом спорте. 26

Выводы по главе первой. 38

Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенности личности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта. 41

2.1. Организация и методики исследования. 41

2.2. Результаты исследований индивидуально-психологических особенностей спортсменов-стрелков. 44

2.3. Мероприятия психологической подготовки для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности. 66

Выводы по второй главе. 79

Заключение. 82

Список использованных источников. 86

Приложения. 93

Введение

Актуальность исследования. В недалеком прошлом стрелковый спорт в нашей стране был одним из самых массо­вых и любимых. В стремлении молодежи прошлого века овладеть ис­кусством меткого выстрела, несомненно, проявлялся патриотизм советских людей, готовых в любой момент встать на защиту своей Родины. В этом заключалась одна из основных причин широкой популярности стрелкового спорта в Советском Союзе.

Стрелковый спорт, в широком смысле — спортивная стрельба из огнестрельного и пневматического оружия — нарезного (пулевая) и гладкоствольного (стендовая), а также из лука; в спортивной терминологии — пулевая стрельба. Стрелковый спорт ведёт начало от состязаний в стрельбе из лука и арбалета.

Стрелковое дело – составная часть военной подготовки. Поэтому широкое развитие стрелкового спорта имеет большое значение для укрепления обороноспособности нашей страны.

К великому сожалению, во времена перестройки, подавляющее большинство тиров было закрыто,  высококлассное оружие списано и сдано под пресс. Курс начальной военной подготовки (НВП) в средней школе, в программу которого входило обучение навыкам стрельбы из малокалиберного и пневматического оружия, практически упразднен. Стрельба как обязательный вид подготовки входила в нормативы всесоюзного комплекса ГТО. К тому же на сегодняшний день «пулевая стрельба» влачит просто жалкое существование и в организациях РОСТО (ДОСААФ) [30, С.4].

В стрельбе накоплен очень большой и главное – очень серьезный опыт качественной подготовки спортсменов, богатый  методический арсенал [23, 68].

Кроме того, на протяжении последних десятилетий проблеме прогнозирования эффективности спортивной деятельности посвящено много работ. В многочисленных исследованиях показана причастность типологических особенностей к качественным и количественным параметрам таких факторов, как: выбор специализации (вида спорта) [Е.П. Ильин, И.Н. Куликов, И.П. Волков, О.В. Шибаева, Х.М. Юсупов и др.], уровень и быстрота освоения техники [К.М. Гуревич, Л.Ф. Шевцова, Е.П. Ильин, В.И. Лях, Л.В.Радионов, А.Ф. Тихомиров и др.], стабильность выступлений в соревнованиях [Блеер А.Н., А.Н. Воробёв, B.А. Поляков, A.А. Новиков, Г.М. Двали, В. Л. Марищук, Б.Н. Шустин и др.], работоспособность [И.В. Аулик, А.Н. Романин, Н.К. Волков, А.Д. Суханов и др.], манера ведения спортивной борьбы [В.А. Геселевич, О.А. Сиротин, Э.Г. Мартиросов и др.]

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решение психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе [44, С.32]. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и формирования на этой основе специфического технико-тактического стиля деятельности, в выбранном им виде спорта.

Необходимость учёта индивидуально-психологических особенностей на всех этапах обучения и воспитания спортсмена и особенно в периоды подготовки и участия в спортивных соревнованиях признаётся всеми авторами. Как известно, при тестировании только двигательных возможностей невозможно получить полную информацию о готовности спортсмена к соревнованиям.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера [46, С.12].

Спортивная стрельба, где необходима точная обработка каждого выстрела, особенно при таких длительных упражнениях, как "стандарт" и стрельба из матчевого пистолета, очень утомительное занятие; длительное сосредоточение внимания, громадное напряжение воли, нервной системы, зрения, частая задержка дыхания и многократные попытки произвести выстрел требуют от стрелка большого расходования физических и духовных сил.

Специфика стрелкового спорта, не требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится на психику спортсмена.

Умение владеть собой, заставлять себя преодолевать трудности и сохранять присутствие духа при любых обстоятельствах - важные качества характера. Без этого нельзя ни достичь хорошей спортивной формы, ни показать высоких результатов, когда это требуется, т.е. на соревнованиях.

Темперамент - «важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей» [4, С.44].

Наряду с волевыми спортсмен должен обладать и высокими моральными качествами: чувством долга и ответственности перед коллективом, чувством товарищества, дружбы, чести и справедливости. Эти качества характера помогают стрелку в трудные моменты напряженной спортивной борьбы мобилизовать силы для достижения победы. Большинство спортсменов на тренировках добиваются достаточно высоких результатов, но волнение, вызванное соревновательной обстановкой, сводит на нет все навыки, выработанные на тренировках.

Поэтому-то опытные тренеры и придают такое большое значение вопросам воспитания у спортсменов высоких моральных и волевых качеств. Поэтому-то тренировку нужно строить так, чтобы не только предусматривался технический рост спортсмена, но и обязательно укреплялись его волевые качества, развивать психологическую устойчивость к стрессу (каковым являются соревнования), чтобы благодаря выработанной силе воли он мог упорно и настойчиво тренироваться и уметь владеть собой во время соревнований.

На практике тренеры нуждаются в конкретных рекомендациях по подготовке спортсменов к соревнованиям с учётом их индивидуально-психологических особенностей. Это ведёт к тому, что каждый спортсмен находит свой индивидуальный почерк, как правило, на основе проб и ошибок, т.е., по существу, стихийно. Нередки случаи, когда тренер навязывает ученику программу подготовки, не соответствующую его индивидуальным особенностям. Это приводит к тому, что динамика показателей, отражающих состояние различных систем организма и уровень подготовленности спортсмена, в ответ на одинаковую нагрузку у них отличается [65, С.18].

Типичными ошибками при отсутствии учета индивидуально- психологических качеств личности являются неоправданно за­вышенные требования к спортсмену по части достижения вы­соких результатов на соревнованиях, неумелый волевой кон­троль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в част­ности, к отставанию уровня психической надежности от физи­ческих качеств.

Недостаточность в специальной литературе работ по систематическому изучению психологических особенностей и их развитию в тренировочном процессе спортсменов в таком виде спорта как стрельба, указывает на актуальность и научную новизну настоящего исследования.

Актуальность данной темы, наличие большого количества нерешенных вопросов обусловили формулировку цели и гипотезы данного исследования, выбор методических средств и методологической основы анализа экспериментальных данных.

Объект исследования - спортсмены, занимающиеся стрелковыми видами спорта.

Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта.

В связи с этим целью исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта, влияющих на эффективность подготовки спортсменов.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить  индивидуально-психологические особенности личности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта;

2) выявить индивидуально-психологические особенности личности спортсменов, необходимых для эффективной подготовки спортсменов - стрелков;

3) организация мероприятий психологической подготовки для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что учет индивидуально-психологических особенностей личности, может способствовать успешности подготовки спортсменов-стрелков, повышению эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии спорта, среди которых можно назвать следующих авторов: М.В. Бордунова, И.С. Володина, М.Я. Жилина, М.А. Иткис, А.Я. Корх, М.М. Кубланов, А. Куделин, Е.Л. Хайдуров, М.М. Шестаков, А.А. Юрьев и др.)

Методологическую основу исследования составляет теория социального развития Л.С. Выгодского, субъектно-деятельностный подход в психологии, теория психологической подготовки спортсменов М.М. Шестакова.

Методами исследования в данной работе являются:

- теоретический обзор литературы по изучаемой проблеме;

- наблюдение;

- эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методиками исследования стали:

«Формула темперамента» - распределение уровня различных типов темперамента в структуре характера (методика  А.Белова) [66],

тип темперамента (опросник  PEN-  Айзенка) [66];

экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в команде (методика Михалюк-Шалыто) [53];

методика изучения проявления индивидуально-психологических особенностей в межличностных взаимоотношениях (тест Лири) [66].

Научная новизна. Проведённый анализ расширяет и углубляет представление о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, занимающихся стрелковыми видами спорта, на методы обучения действиям, на способы и приёмы выполнения заданий. Получены данные о достоверности влияния темперамента и проявления индивидуально-психологических особенностей в межличностных взаимоотношениях на повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют рекомендовать разработанную методику для внедрения в практику стрелковой подготовки спортсменов, а также использовать материалы исследования тренерами при подготовке к соревнованиям по стрельбе.

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 спортсменами, занимающимися стрелковым спортом – пулевой стрельбой на базе 604 Центра специального назначения «Витязь», г. Москва.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.

Список использованных источников

 

  1. Аболин, Л.М. Возрастные и квалификационные различия в соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л.М. Аболин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 14-17.
  2. Алаторцев, В.А. Изучение психической готовности спортсмена -в кн.: Готовность спортсмена к соревнованиям / В.А. Алаторцев. - М.: ФиС, 2009. - С.7-32.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М: Изд-во МГУ,  2009. - 367с.
  4. Белоус, В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы / В.В. Белоус // Психологический журнал. - 2006. - Т. 17. - №1. - С. 44-51.
  5. Белоус, В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии / В. В. Белоус // Психологический журнал. - 2008.- Т. 2. - № 1. - С. 45-55.
  6. Бирюкова, З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З.И. Бирюкова. - М.: ФиС, 2009.-246 с.
  7. Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте / Дж. Кретти Брайент. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 224 с.
  8. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ, 2008.- 142 с.
  9. Вайнштейн, Л.М. Стрелок и тренер / Л.М. Вайнштейн. - М.: ФиС, 2006. - 247 с.

10. Волков, И.П. Психологическое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов / И.П. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - С.28-30.

11. Волков, Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки / Учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / Н.И. Волков. -. М.: Физкультура и спорт, 2008. - 163 с.

12. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: ФиС, 2008. - 112 с.

13. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: Наука, 2009. - 118 с.

14. Геселевич, В.А. Предстартовое состояние спортсмена / В.А. Геселевич. - М.: ФиС, 2009. – 169 с.

15. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2008.- 136 с.

16. Голубев, Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге / Р.А. Голубев.- Мн.: Полымя, 2009. – 144 с.

17. Грицаенко, М.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков-спортсменов - в сб.: «Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе» - тез. докл. / М.В. Грицаенко, Е.В. Романина. - Воронеж, 2010. - С 14-16.

18. Двали, Г.М. Пути исследования личности спортсмена в целях улучшения его психической подготовки / Г.М. Двали // Теория и практика физической культуры. -2007. - №7. - С. 9-10.

19. Дорофеева, Н.В. Индивидуальные психофизиологические особенности человека и их значение в спортивной деятельности (па примере спортсменов каратистов) / Н.В. Дорофеева, Э.М. Казин, П.А. Литвинова // Валеология. – 2010. - №1. - С. 47.

20. Жгутов, О.М. Мастерство стрелка / О.М. Жгутов. - М.: ДОСААФ, 2008.

21. Железнов, О.В. Адаптация методов спорта высших достижений к стрелковой подготовке военнослужащих  / О.В. Железнов, Е.С. Палехова // Теория и практика физической культуры. –  2007–  № 4. –  С. 47 – 48.

22. Желязков, Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физической культуры,  2008. - №11-12. - С. 41-45.

23. Жилина, М.Я. Исследование техники спортивной стрельбы из пистолета и методика ее совершенствования с помощью средств срочной информации: Дисс              канд.пед.наук / М.Я. Жилина. -М., 2007. - 181 с.

24. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. — М.: ФиС, 2006.—200 с.

25. Зотов, В.П. Восстановление работоспособности в спорте / В.П. Зотов .- К.: Здоров'я, 2009. - 200 с.

26. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции/ В.А. Иванников. - М.: Дрофа, 2009. - 190 с.

27. Ильин, Е.П. Методологические аспекты изучения связи свойств нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -2008. - №10. - С. 46-47.

28. Ильин, Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведения спортсменов / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 52-54.

29. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 320 с.

30. Иодко, В.В. В помощь тренеру по стрелковому спорту / В.В. Иодко. - М.: ДОСААФ, 2006.-С. 132-144.

31. Иорданская, Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинцева // Теория и практика физической культуры. – 2009. - №1. - С. 18-23.

32. Иткис, М.А. Оценка степени устойчивости системы «человек-оружие» как один из факторов для отбора стрелков / М.А. Иткис // ТиПФК. - 2006. - № 6. - С. 27-30.

33. Куделин, А. Адаптация психики к соревновательной обстановке / А. Куделин // http://sportaim.ru/index.php/strelba/strelbatren

34. Куликов, Л.М. Спортивная тренировка: управление, системность, здоровье / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, Н.Д. Великая // Теория и практика физической культуры. -2007. - № 7. - С.22-30.

35. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. М.: Знание.- 2008. - 212 с.

36. Лобзин Б.С. Аутогенная трени­ровка/ Б.С. Лобзин, М.М. Решетников. Л.: .Медицина, 2006.-187 с.

37. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. — М.: ФиС, 2007.— 280 с.

38. Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам / В кн.: Очерки по теории физической культуры / Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - С. 176-189.

39. Махач, М. Целенаправленное формирование актуального психофизиологического состояния спортсмена с использованием методов саморегуляции // Стресс и тревога в спорте / М. Махач, Б. Махачова.- М.: Физкультура и спорт, 2009. - С.237-250.

40. Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - М., 1964.

41. Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала / Т.Л. Миронова. – Улан-Удэ, 2009.– 200 с.

42. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2009.

43. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрсов, Н.А. Худадов. — М.: ФиС, 2005.

44. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 2009. –112 с.

45. Пилопец, М.Н.. К оценке психических состояний спортсменов / М.Н. Пилопец, В.П. Панюшкин / Теория и практика физической культуры. - 2008. - С. 5-6.

46. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов.-  М.: «Флинта», 2008.-152 с.

47. Попов, А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2008. -152 с.

48. Прохоров А.О. Методы психической регуляции/ А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 2009. – 116 с.

49. Пуни, А.Ц. Актуальность проблемы психологической подготовки спортсмена / А.Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5. - С. 37-41.

50. Разумов, С.А. Роль сна в системе адаптации и в прогнозировании психологической готовности спортсменов к соревнованиям / С.А. Разумов // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 10. - С. 21 -23.

51. Родионов, JI.B. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат / Л.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 276 с.

52. Родионов, А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы // Психологические вопросы спортивной тренировки / Л.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 112 с.

53. Родионов, Л.В. Психодиагностика спортивных способностей / Л.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 250 с.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА, 1999. - 740 с.

55. Рыбчинский, В.П. Из опыта изучения индивидуально-типологических особенностей спортсменов / В.П. Рыбчинский.// Валеология.  - Ростов-на-Дону, 2010. - №2.-С.79.

56. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 1996. - 324 с.

57. Сиротин, О.Д. Индивидуально-типологические особенности нервной системы // Ежегодник: Спортивная борьба / О.Д. Сиротин. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- С.101-103.

58. Сосин, Д.Д.  Влияние идеомоторной тренировки на результат стрельбы в биатлоне / Д.Д. Сосин, В.Ф. Тузов / Теория и практика физической культуры. -2008. - №10. -С. 18-20.

59. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М. Теплов. М. : Педагогика, 1985. Т. 2. - 359 с.

60. Унесталь, Л. Аутогенная тренировка в спорте // Психология и современный спорт / Л. Унесталь.- М.: Физкультура и спорт.-2008.- С. 150-153.

61. Федорова, Т.Ф. Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-гимнастов / Т.Ф. Федорова //Теория и практика физической культуры. -2008. -  №12. - С. 13-16.

62. Филатов, Л.Т. Аутогенная тренировка / Л.Т. Филатов.- К.: Здоров'я, 2007.- 128 с.

63. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов.- М.: Физкультура и спорт. - 2008.- 272 с.

64. Чернов,   К.Л.   и   др.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. Смоленск. - М., 2008. - 129 с.

65. Шестаков, М.М. Методологические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх / М.М. Шестаков // Теория и практика физической культуры. -2009. - №3. - С. 18-21.

66. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь,2002. – 179 с.

67. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. –М.: Спорт, 2011. – 217 с.

Заказать диплом