Искусство делового общения у работников средств массовой информации (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКЫ ИСКУССТВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ................................ 8

1.1. Разработка проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных авторов........................................................................................................................... 8

1.2. Деловое общение как форма взаимодействия работников СМИ........ 17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ..... 30

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 30

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 31

2.3. Мероприятия по развитию делового общения работников СМИ....... 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 53

Список использованных источников....................................... 56

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 60

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с трудом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживаются все психические характеристики человека, выступающего в качестве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвующую в нем личность.

Несмотря на все трудности, которые испытывают сейчас науки, предметом которых является изучение человека и выявление закономерностей его формирования как общественного существа, проблемы, которые они разрабатывают, предельно актуальны, потому что в настоящее время как никогда остро стоит задача воспитания высоконравственной, духовно богатой, творчески активной личности.

В последние годы в отечественной психологической науке наблюдается усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным и прикладным проблемам психологии общения. Появляются все новые монографии, сборники статей и отдельные выступления в периодической печати, посвященные этой области психологии.

В этой ситуации развертывание все новых исследований, нацеленных на глубокое и широкое изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой области в прошлом как в психологии, так и в смежных с нею науках.

Вопросам общения посвящены многие работы ученых-психологов — наших соотечественников и зарубежных авторов. Структурная сложность общения проявляется во множестве его аспектов. Среди основных сторон общения Ломов Б.Ф. отмечает информационно-коммуникативный, регулятивно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный аспекты [24; 25; 26; 27]. Другая классификация строится на таких сторонах общения, как коммуникативная, интеракционная, перцептивная. Коммуникативный аспект общения определяется как информационный процесс с целью осуществления и поддержания межиндивидуальной связи. Интеракционный аспект характеризуется как "сердцевина общения". В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому процесс восприятия — перцепции — выступает как обязательная часть общения [26, С.122].

Соответственно изучение процессов общения, аспектов общения, а также проблем, возникающих в общении, имеет большое значение. Поэтому психологическая наука, будучи призванной обосновывать процессы формирования современной личности, ее активной жизненной позиции и творческие аспекты общения с людьми, коллективом, обращается к общению как к необходимому компоненту среди стимулов развития сознания, социальной зрелости человека: ведь сознание имманентно связано с общением, и именно в общении оно существует и для самого человека, и для других людей. Именно в процессе комплексной активности людей, включая деятельность и общение, формируется личность человека как совокупность всех общественных отношений.

Например, Б.Г.Ананьев [2] подчеркивает, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. В своих работах он уделяет большое внимание прослеживанию влияния различных ситуаций общения, в которых участвует человек , на его ум, чувства , волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека.

В.Н.Мясищев, развивая мысли И.П.Павлова, К.И.Платонова и других своих соотечественников, сумел очень четко и аргументированно показать, что слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого человека индивидуальный не только психологический, но и физиологический контекст, связанный с его индивидуальностью. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами, и тем, следовательно, каково к каждому из них отношение интересующего нас субъекта [31].

К.А.Абульханова-Славская пишет, что "творческое отношение, на наш взгляд, должно проявляться прежде всего не в сфере создания предметов, вещей, а в сфере человеческих отношений" [1, С.34].

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность. которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение — видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Андреева Г.М. предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [3].

Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, Ломов Б.Ф. в общении выделяет три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная [25, С.158].

Как известно, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. В общении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Вербальные и невербальные компоненты коммуникации играют огромную роль в общении, о чем свидетельствуют, например, обзоры И.Н.Горелова, Б.М.Герасимова, Я.Вальсинера и др.[12; 15; 20; 22]. Проблеме вербальной и невербальной коммуникации в развитии личности уделяли внимание в своих работах такие ученые, как Ломов Б.Ф., Леонтьев А.А., Парыгин Б.Д., Шкопоров Н.Б., Лабунская В.А., Толстых А.В., Горелов И.Н. и др.[18; 19; 21; 37;43].

Все обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми, в т.ч. и в трудовых коллективах работников средств массовой информации. Задача заключается в том, чтобы проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание взаимодействии в общении на деловом уровне у работников СМИ.

Деловое общение - это общение не только между руководителем и подчиненными, но и между членами группы. Эффективность работы коллектива работников СМИ, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руко­водителем и подчиненным.

В деловом общении предметом является дело. Любое дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Что означает уметь общаться? Это значит уметь разбирать­ся в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются инфор­мацией и взаимодействуют.

Как создать благоприятный психологический климат в коллективе, разрешить конфликтные ситуации в коллективе, между руко­водителем и группой, между руководителем и работником - важный аспект искусства делового общения и повышения эффективности выполнения функций управления коллективом работников СМИ. Это актуальная проблема, поэтому она рассматривается в данной курсо­вой работе.

Целью данной работы является изучение проблемы искусства делового общения у работников средств массовой информации.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

- провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования;

- провести диагностические исследования особенностей делового общения в коллективе работников средств массовой информации;

- предложить мероприятия для развития делового общения у работников средств массовой информации.

Объект исследования - деловое общение.

Предмет исследования - особенности делового общения в коллективе работников средств массовой информации.

Гипотеза: проведя исследования особенностей делового общения работников средств массовой информации, можно применить специальные мероприятия с целью повышения эффективности взаимодействия работников СМИ и их партнеров по деловому общению.

Опытно-экспериментальная база исследования - трудовой коллектив работников средств массовой информации -  филиала ВГТРК «ГТРК» Марий Эл в количестве  18 человек.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, предпринимательству, менеджменту; практическое исследование; математические методы обработки результатов.

По результатам исследования сделаны выводы и даны рекоменда­ции.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии и менеджмента.

Методики исследования:

агрессивность в общении (методика А.Ассингера),

исследование общительности (методика Ряховского),

исследование самоконтроля в общении (методика М.Снайдера).

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в организации.

В настоящем варианте курсовая работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Список использованных источников

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 2009.- 220 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.,  ЛГУ, 2006.-314с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Владос, 1998.- 329 с.
  4. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения. Общение и деятельность На русск. и чешск. яз. / Г.М. Андреева. – Прага,  2001.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М., 2007.-225 с.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М., 2008. - 129 с.
  7. Бодалев, А.А. К проблеме социальной перцепции. Экспериментальная и прикладная психология / А.А. Бодалев. - Л.: ЛГУ, 2000.
  8. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2008. - 224 с.
  9. Брунер Дж. Психологая познания: Пер. с англ. / Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 2007. — С. 73-79.

10. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение / Г.А. Буева. — М., 2008. — 132 с.

11. Вендеров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Е.Е. Вендеров. - М.: Экономика, 2000. – 430 с.

12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов.— М.: Наука, 2009.- 98 с.

13. Добрович,  А.Б. Общение:  наука       и       искусство / А.Б. Добрович.- М.: Искусство, 2004.-230 с.

14. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 2010.- 440 с.

15. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, ВП. Третьяков.- Л.,Изд-во Л Г У, 2009.- 209 с.

16. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. -  Л.:ЛГУ.-  2009.- 220 с.

17. Курбанов В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбанов. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.- 416 с

18. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие / В.А. Лабунская, Ю.А. Менеджерицкая, Е.Д. Бреус. - М. , 2010. - 288 с.

19. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев. — М., 2005.

20.  Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. — М., 1979 — 118 с. //www.vlivkor.com/2007

21.  Леонтьев, А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

22.  Личность. Общение. Групповые процессы. Современные  направления  теор. и  приклад.  исслед. в зарубеж.  психологии.: Сб. обзоров.-М.: ИНИОН, 2010.- 169 с.

23. Лобанова Т.Н. Основы менеджмента / Т.Н. Лобанова, Я.В. Михайлов. — М.: Спарк, 2009. –330 с.

24. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности // Вопр. филос. 1979. — №8. — С.46 //www.vlivkor.com/2007

25. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Б.Ф. Ломов. — М.,1976 //www.vlivkor.com/2007.

26. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. - 1975. //www.vlivkor.com/2007

27. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение//Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. — М.,1975.- С.91

28.  Морозов, В.П. Невербальная коммуникация / В.П. Морозов // Психологический журнал. - 2003. - № 1.

29.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в общении и обучении / А.М. Матюшкин. — М., 2007

30.  Мудрик,  А.В. Общение  как  фактор воспитания          школьников / А.В. Мудрик. - М., 2004.- 160 с.

31.  Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И. Донцова, М.: Просвещение, 2010.- 320 с.

  1. 32.   Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2011. – 240 с.

33. Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 2008.- 214 с.

34. Панферов, В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований / В.Н. Панферов // Учитель. – 2005.- №4.

35. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М., 2007. – 176 с.

36. Пиз А. Язык жестов : Увлекательное пособие для деловых людей (пер. с англ.) / А. Пиз. - Воронеж.: Н П О "ПОДЕК", 2009.

37. Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 2008.-320 с.

38.  Проблемы коммуникативной познавательной деятельности личности. Межвузовск. сб. — Ульяновск.: УГПИ, 2008.

39. Рахматшаева   В.А. Грамматика общения / В.А. Рахматшаева.          -М.: Семья и школа, 2009. - 145 с.

40. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007. – 320 с.

41. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В Руденский. - М.-Новосибирск.: Инфра-М., 2008.-180 с.

42. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении / О.В. Соловьева. — М., 2009. – 92 с.

43. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения / А.В. Толстых. - Минск: Полымя, 2009.- 72 с.

44. Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов / Л.И. Уманский. - М., 2007. – 180 с.

45. Филиппов А.В. и др. Производственная социология, психология и педагогика: Учеб.пособие./ А.В. Филиппов. -М.:Высш.школа, 2008. - 450 с.

46. Шапарь, В. Гений общения или искусство быть разным / В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 512 с.

47. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

48.  Юсупов,        И.М. Психология         взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань, Тат. кн. изд-во, 2011. - 178 с.

Заказать курсовую