Использование дидактических игр в коррекционной работе ДОУ по развитию связной речи дошкольников с ОНР (диплом)

Содержание

Введение.. 4

1. Роль дидактической игры в коррекционной  работе в условиях дошкольного учреждения.. 9

1.1. Понятие и роль дидактической игры во всестороннем развитии личности ребенка. 9

1.2. Источники дидактической игры в отечественной педагогике. 20

1.3. Классификация дидактических игр в дошкольной педагогике. 25

2. Роль дидактической игры  в коррекционной работе.. 35

2.1.  Особенности коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. 35

2.2 Диагностика связной речи дошкольников. 45

2.3. Методика коррекции связной речи детей с ОНР с использованием дидактических игр. 49

Заключение.. 66

ЛИТЕРАТУРА.. 69

Приложения.. 73

Введение

Актуальность темы. Содержание развивающей функции дошкольного обучения заключается в активизации процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Дошкольные образовательные учреждения играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздействия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда и воспитателя, от их умения комплексно и дифференцированно оценить состояние речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно поль­зуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благопо­лучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интел­лекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недо­развитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аф­фективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчи­вость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность за­поминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и пос­ледовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития поз­навательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синте­зом, сравнением и обобщением.

Для устранения различных нарушений  педагогами активно используются различные игры в дошкольном возрасте. Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния дидактических игр на формирование речи, является актуальным. Особенно актуальным является использованием различных дидактических игр для коррекции речевых нарушений дошкольников с ОНР. В основном в коррекционной работе используются сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые игры, а проблема использования различных дидактических игр все еще остается малоразработанной. Все это определило проблему исследования: использование дидактических игр в коррекционной работе ДОУ по развитию связной речи дошкольников с ОНР.

Объект исследования: связная речь детей.

Предмет исследования: развитие связной речи детей с помощью дидактических игр.

Целью работы является изучение влияния различных дидактических игр, как средства коррекции на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

- изучение литературы, посвященной особенностям дидактической игры и ее использования в коррекционных целях;

-         ознакомление с работой логопеда и воспитателя в группе детей с ОНР;

-         обследование связной речи детей с ОНР;

-         использование комплекса дидактических игр для коррекции связной речи дошкольников с ОНР.

Гипотеза: мы предполагаем, что успешное развитие связной речи детей с ОНР возможно при своевременном использовании комплекса дидактических игр наравне с другими приемами коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых психологов, дефектологов и логопедов, таких как Бородич А.С. [4], Волкова Л.С. [7], Гвоздев А.Н. [9], Жукова Н.С. [15], Филичева Т.Б. [47], Чиркина Г.В. [48], Левина Р.Е.  и многих других.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[52], Запорожец А.В.[17], Усова А.П.[45], Жуковская Р.И.[16], Менджерицкая Д.В.[28] и многие другие.

Методами исследования являются:

изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за дошкольниками;

приемы психодиагностики: для выявления уровня развития связной речи дошкольников нами была проведена методика Г.Вицлака «Рассказ по картинкам»;

математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база: 15 детей с общим недоразвитием речи, посещающие логопункт в детском саду № 3 «Радуга» г. Козьмодемьянска, и 15 дошкольников с нормальным речевым развитием.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема использования дидактических игр в коррекционных целях для детей с ОНР, в работе разработан и адаптирован новых комплекс игровых мероприятий.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные дидактические игры могут быть использованы в работе педагогов и логопедов для коррекции связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Отличительной особенностью представленной технологии развития речи является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование дидактических игр родителями поможет эффективно развить связную речь ребенка с ОНР, не посещающего специальное дошкольное учреждение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — М., 1972.
  2. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.-114 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.
  4. Бородич А.С. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  5. Борякова Н.Ю. Соболева А.В., Ткачева В.В.  Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.- 129 с.
  6. Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — №6. — 1966.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1981
  9. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 21.

10. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи//Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54.

11. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.:Педагогика.-1986.-190 с.

12. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1973.

13. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986.-260 с.

14. Жукова Н. С.,   Мастюкова Е. М.,   Филичева Т. Б.   Преодоление   общего   недораз­вития речи у дошкольников.— М.,  1989.

15. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

16. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966

17. Затулина Г. Комплексные занятия по развитию речи//Дошкольное воспитание. – 1999. - №6. – С. 11.

18. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.-187 с.

19. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.

21. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как иг­рать с ребенком. М.:Просвещение.- 1990.-129 с.

22. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-, 1983.-Т. 1.

23. Логопедия: Учебник для пед.институтов: В 2 ч. / Под ред. Л.С.Волковой. — М., 1995.

24. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи//Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. - С. 49.

25. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

26. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М., «Просвещение», 1967.

27. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.-340 с..

28. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология 2001, № 2.

29. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

30. Никитин Б. Развивающие игры. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.

31. Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-19 с.

32. Основы логопедической работы с детьми/ Под общ. Ред. Г.В.Чиркиной. М.:АРКТИ.-2002.-240 с.

33. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи старших дошкольников//Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 76-81.

34. Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное вос­питание. 1994. № 10. — С. 24-28.

35. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев. – 2002. – 256 с.

36. Развитие речи дошкольника. Сб. науч. трудов. Под ред. О.С. Ушаковой. — М. -  1990. — 137 с.

37. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. / Научно-внедренческая фирма «Психолог». Сост.М.К.Бадретдинова, А.В.Иммуратов. —СПб.:Политехника.-1993.-95 с.

38. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.  М., 1994.

39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль.: Гринго.— 1996.— 247 с.

40. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.:Педагогика.- 1982.-87 с.

41. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А.  Стребелевой.   — М., 2001.

42. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.-209 с.

43. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — М., 1976.

44. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

45. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Занятие по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1998.

46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2000. – 128 с.

47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

48. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973.

49. Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М.,1991.

50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

Заказать диплом