Использование игр парами в развитии диалогической речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и учреждения дошкольного образования (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности. 8

1.1. Особенности развития диалогической речи у детей  дошкольного возраста  8

1.2.  Основные направления работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и учреждения дошкольного образования. 14

1.3. Влияние игр парами на развитие диалогической речи дошкольников. 23

Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию диалогической речи младших дошкольников посредством использования игр парами. 30

2.1. Диагностика диалогической речи младших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента. 30

2.2. Методика использования игр парами по развитию диалогической речи младших дошкольников. 37

2.3. Оценка эффективности проведенных развивающих мероприятий. 59

Заключение. 62

Приложение. 71

 


Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Неслучайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2009 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa, О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.

Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

При достаточном исследовании и разработке приемов формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности изучена недостаточно.

И хотя приоритетность данной задачи признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), и современными программами, в методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Исследования лингвистов указывают, что, не освоив разнообразия диалогических реплик, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают именно игры.

При существующей организации воспитательного процесса в ДОУ имеется определенная ограниченность в возможности формирования игры у детей, так как ее место в учебно-воспитательном процессе до настоящего времени остается неясным. В педагогической и логопедической практике широко применяются разнообразные игровые приемы и дидактические игры, вместе с тем игры парами используется фрагментарно.

Все вышеизложенное определяет проблему исследования: особенности использования игр парами по развитию диалогической речи младших дошкольников.

Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Использование игр парами в развитии диалогической речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и учреждения дошкольного образования».

В связи с актуальностью и значимостью обозначенной проблемы цель исследования состоит в выявлении особенностей использования игр парами по развитию диалогической речи младших дошкольников.

Объект исследования: диалогическая речь младших дошкольников.

Предмет исследования: развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игр парами.

Гипотеза: развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии использования в процессе педагогической работы игр парами.

С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а так же сформулированной гипотезы решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

2. Провести диагностическое исследование уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать методику использования игр парами в развитии диалогической речи младших дошкольников.

4. Проверить эффективность проведенных мероприятий.

Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, логопедов -  О.М. Вершиной, В.П. Глуховa, О.Я. Гойхман, В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой.

Для решения указанных задач планируется использование следующих методов:

  1. Общенаучные методы (теоретический анализ педагогических и логопедических исследований);
  2. Эмпирические методы (диагностический инструментарий (для изучения уровня диалогической речи использована методика Р.Е. Левиной, для оценки формы общения использована методика М.И. Лисиной).
  3. Методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.

Практическая значимость исследования: Полученная информация может быть использована в практике педагогов, психологов для разработки эффективных программ по развитию речи  в дошкольном возрасте. Предложенные мероприятия могут быть также использованы родителями в домашних условиях.

Экспериментальная база: Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ - детский сад общеразвивающего типа №30 «Березка» и учреждения дошкольного образования – студия «Знаечка» г. Йошкар-Олы. Экспериментальную выборку составили 25 детей младшего дошкольного возраста (13 детей в экспериментальной группе и 12 детей в контрольной группе).

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Список использованных источников

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб: Детство – Пресс, 2001. – 380с.
  2. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина//  Учебное пособие. — М: Академия, 2007. — 400 с.
  3. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. – C. 82-90.
  4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет/ А. Г. Арушанова// Методическое пособие для воспитателей детского сада. Развитие диалогического общения. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
  5. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития/ Т. В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект. — СПб, 1992. — С. 57–66.
  6. Бахарева, К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста/ К. С. Бахарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 172 c.
  7. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / Бизикова О.А. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  8. Богуш, А.М. Обучение правильной речи в детском саду: монография / А.М. Богуш. – Киев: Рад. шк., 1990. – С. 47-49.
  9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 1991. – 254 с.

10. Винокур, Т.Г. О некото­рых синтаксических особенностях диалогической речи/ Т.Г.Винокур // Ис­следования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1998. – С. 56 - 71.

11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. – М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. – С. 65-82.

12. Галигузова, Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры/ Л.Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2003. № 4.  - С. 41 - 47.

13. Гарбер, Е. Ребенок от рождения до школы/ Е.Гербер. - М.: Школьная Пресса, 2001.- 155 с.

14. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи/А.С.Герасимова / / Под ред. Б.Ф.Сергеева. – М: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.

15. Голецынова, О. Игры в детском саду / Голецынова О. - М.: АСТ-пресс, 2009. – 166 с.

16. Горшкова, Е. Учите детей общаться/ Е.Горшкова  // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – С. 91-93.

17. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова [и др.] / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2004. – 224 с.

18. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Жуковская Р.И. - М.: Просвещение, 1990. - 241 с.

19. Занятия по развитию речи в детском саду/ / Под ред. О. С. Ушаковой. —­ М: Просвещение, 1993. — 271 с.

20. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.

21. Исенина, Е. И. Развитие диалога у детей раннего возраста в связи с фор­мированием образа себя и другого и проблема эгоцентризма/ Е.И.Исенина // Чело­век в мире диалога: Тезисы доклада. — Л., 1990. — С. 138–141.

22. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В.  Учим детей общению/ Н.В.Клюева и др.// Ярославль: «Академия развития», 1997. - 239 с.

23.  Колодяжная, Т. П. Колунова, Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.  – С. 21- 40.

24. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М: Академия, 1999. – С. 201 - 202.

25. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения/М.И.Лисина. — М: Педагогика, 1986. — 144 с.

26. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф.Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М: 1976. — С. 64–93.

27. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; МГУ. – М., 1979. – С. 203-207.

28.  Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М: Академия, 1999. – С. 49 - 60.

29. Максаков, А. И., Тумакова, Г. А. Учите, играя/ А.И.Максаков, Г.А.Тумакова. — М: Просвещение, 1983. — 144 с.

30. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения/ А.К.Маркова. — М: Педагогика, 1974. — 239 с.

31. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Менджерицкая Д.В. - М.: Просвещение, 1991. - 241 с.

32.  Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей/ Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – С. 105 - 110.

33. Онипенко, Н.К. Первые речевые акты: обращения и побуждения в речи ребенка / Н.К. Онипенко. – СПб., 1992. – С. 106-112.

34. Павлова, А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М: 1990. — С. 153–164.

35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже.— М: Педагогика–Пресс, 1994. — 527 с.

36. Поддьяков, Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: 1994. — С. 119–126.

37. Померанц,  Г. Диалог пророческих монологов // Дружба народов. — 1997. – №3. — С. 148–156.

38. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: Просвещение, 1966. — 192 с.

39. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева [и др.]: науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.

40. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение 1985. – 192 с.

41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /Под научной редакцией Л. А. Федорович. - Кременчуг: Христианская Заря, - 2008. - 217с.

42. Радуга: Экспериментальная программа воспитания и обучения в детском саду / Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М.: НИИ школ, 1989. – 145 с.

43. Развитие личности ребенка от года до трех // Сост.В.Н. Ильина. -  Екатеринбург: У-Фактория.- 2003. – 202 с.

44. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под ред. А. Г. Рузской. — М: Педагогика, 1989. — 216 с.

45. Разенкова, Ю.А., Теплюк, С.Н., Выродова, И.А. Развитие речи детей раннего возраста/ Ю.А.Разенкова и др. – М: Айрис-Пресс, 2006. – 175 с.

46. Родари, Дж. Грамматика фантазии/ Дж. Родари. — М: Прогресс, 1990. — 192 с.

47. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста/ А.А.Рояк // Вопросы психологии. – 2009.  № 4. – С. 13-16.

48. Рубинштейн, С.Л. Речь / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 381-416

49. Севастьянов, О. Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи/ О.Ф.Севастьянов // Психологический журнал. - 2009. №1. — С. 116–120.

50. Скажи по–другому // Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. — Самара, 1994. — 145 с.

51. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей/ Т.Слама-Казаку // Вопросы психологии. — 1991. №2. — С. 97–106.

52. Смирнова, Л.Н., Овчинников, С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет/ Л.Н.Смирнова., С.Н.Овчинников. – М: АСТ, Астрель, 2009. – 164 с.

53. Соловьева, О.И. Родной язык в детском саду: методическое письмо / О.И. Соловьева: // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001. – С. 156-165.

54. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / Сорокина А.И. - М.: Просвещение, 1995. - 246 с.

55. Сохин, Ф.А. Обучение родному языку и проблемы умственного развития / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001. – С. 148-154.

56. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001. – С. 126-144.

57. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М: Просвещение, 1993. — 191 с.

58. Ушакова, О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи/ О.С.Ушакова. — М:Просвещение, 1996. — 140 с.

59. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Владос, 2007.

60. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1989. – С. 153-168.

61. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001. – С. 380-393.

62. Флоренская, Т. А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности/ Т.А.Флоренская // Гуманистические проблемы психологической теории. — М:Просвещение, 1995. — С. 136–162.

63. Чуковский, К. И. От двух до пяти/ К.И.Чуковский. — М: Педагогика, 1990. — 384 с.

64. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А.В. Чулкова. – Волгоград: Перемена, 2003. – 168 с.

65. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Швайко Г.С. - М.: АСТ-пресс, 2010. – 166 с.

66. Юрьева, Н. М. Культурно–историческая концепция развития и формирования диалогического взаимодействия/ Н.М.Юрьева // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. — М: 1993. — С. 101–102.

67. Юрьева, Н. М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников/ Н.М.Юрьева // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. — М: 1993. — С. 86–98.

68. Ядэшко, В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет ( о формировании предложений в речи детей ) / В.И.Ядэшко. — М: Просвещение, 1966. — 96 с.

69. Якубинский, Л. П. О диалогической речи // Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование/ Л.П.Якубинский:  Избр. работы. — М: 1986. — С. 17.

Заказать курсовую